События

27.02.2018, Латвия, Рига

Олеся Фокина

Фото

27 февраля в рижском клубе «Культурная линия» принимали лауреата премии «Золотой орел», автора 25 документальных фильмов и очень красивого проекта «Человек на все времена» Олесю Фокину. За фильм, который российская гостья привезла в Ригу - «Жизнь обаятельного человека», режиссер-документалист и была удостоена самой престижной национальной кинопремии.

Несмотря на аномальный для Латвии морозный день, в конференц-зале отеля Avalon собралось очень много людей – журналисты, представители общественных организаций, педагоги рижских школ, студенты и преподаватели вузов, а также рижские друзья Олеси Фокиной.

В самом начале вечера режиссер призналась, что с Латвией ее связывают самые тесные связи и, что тем, что она пришла в документальное кино, она обязана именно Латвии.

- Я дружила с вашим замечательным режиссером Юрисом Подниексом. В 1985 году я приехала в Ригу, чтобы сделать для телевидения маленький фильм о том, как Юрис снимает свою картину «Легко ли быть молодым?». А потом он пригласил меня на студию и показал несколько своих картин, которых я раньше никогда не видела. В частности, «Созвездие стрелков» и «На 10 минут старше», который он снял вместе с Герцем Франком, тоже моим учителем. Когда я увидела одно потрясающее решение в фильме «Катит Сизиф камень» - о скульпторе, который сделал памятник Освободителям в Риге (в январе автор монумента Айвар Гулбиc отметил 85-летие, а его творение в последние годы национально озабоченные силы предлагают убрать из города – Ред.), то решила, что непременно должна уйти с телевидения в документальное кино. Те несколько монтажных склеек и образов, которые создал Юрис, изменили мою жизнь, и я поступила на Высшие режиссерские курсы. Поэтому я очень люблю Латвию, люблю латышскую культуру и считаю, что у вас одна из лучших документальных школ в мире.

А в первый раз Олеся Фокина приехала в Латвию, когда ей было всего две недели. Родители будущего режиссера каждое лето отдыхали в Юрмале. Этой традиции Олеся старается следовать по сей день и регулярно приезжает сюда отдыхать вместе со своим внуком.

- А еще у меня был один фильм, связанный с Латвией. Его героиней была замечательная Рута Марьяш – поэт, писательница, переводчик, депутат. Она создала Ассоциацию национально-культурных обществ Латвии. Я познакомилась с ней в Доме писателей в Дубулты. Она была душой этого дома, точнее того, что от него осталось. Беседы с ней натолкнули меня на идею фильма «Жизнь подходит к началу» - и одной из героинь стала как раз Рута Марьяш. Среди других героев – кардиохирург Валерий Чеканов, Чулпан Хаматова, АлександрГрадский.

Прежде чем показать рижанам фильм о Геннадии Шпаликове, гостья сделала небольшой экскурс в свой творческий путь и попыталась объяснить суть того, чем она занимается.

- Когда я закончила Высшие режиссерские курсы, рухнул Советский Cоюз. На экраны телевизоров выплеснулся огромный шквал всякого рода негатива, так называемой “правды о жизни”. И мы действительно тогда много узнали правды. Другое дело, что в том, что нам преподносилось с экрана, было очень много того, что разъедает душу и в конечном итоге приводит к состоянию совершенного хаоса, в котором пребывает человеческая душа, когда ей не на что опереться. Многие терялись в ориентирах и не знали, для чего они живут. И я решила заняться проектом «Человек на все времена» и придумала такой девиз: «Человек на все времена» рассказывает о лучшем в человеке и обращается к лучшему в человеке». Я захотела создать такое жемчужное ожерелье вокруг человечества , которое помогало бы понимать, что имел в виду Господь, создавая человека.

Герои проекта - очень красивые сильные люди: Александр Солженицын, композитор Эдуард Артемьев, многолетний директор Пушкинского музея Ирина Александровна Антонова, выдающийся мультипликатор Юрий Борисович Норштейн…

Потом целый час на одном дыхании рижане смотрели «Жизнь обаятельного человека». А по окончании устроили автору настоящую овацию и говорили очень теплые слова. Режиссер была по-настоящему растрогана.

- Каждый раз, когда я смотрю свой фильм о Шпаликове, я тоскую о нем. Шпаликов не умел врать. Он был невероятным фантазером, выдумщиком, сильным мужчиной, но не выносил лжи. Поэтому и прожил очень короткую, но очень счастливую жизнь, несмотря на всю ее трагичность.

Одна из учительниц, присутствовавших на встрече, очень точно заметила, что в каждом кадре с участием молодых актеров явно видно, что они прониклись любовью не только к Шпаликову, но и к личности самого режиссера. И Олеся призналась, что думает сейчас о том, чтобы сделать фильм о современной молодежи.

- Мне интересно, чем они живут сегодня, о чем мечтают, о чем плачут, как любят. То есть я хочу поднять вопросы, которые были в фильме у Подниекса. Легко ли быть молодым сегодня? Тяжело. Потому что самый страшный ужас, который есть сейчас на земле – это информационное давление, информационная война. Человеческий мозг и человеческая душа не справляются с этой атакой. И молодые люди путаются в этом потоке. Потому что всем во всем мире сегодня дурят мозги. И никто из нас уже не может понять, где правда, где ложь. У молодых срабатывает защитный рефлекс выживания – черствость. Не у всех, конечно. Но в большинстве своем они не обнажены душой. У них нет романтического угара.

И точно могу сказать, что среди российской молодежи сегодня нет протестных настроений в том объеме, в котором они были в 80-е годы и были показаны в фильме Подниекса. Есть отдельные люди, которые всегда бунтуют. Сегодня у нас молодые люди больше склонны любить свою добротную жизнь, ходить на работу, получать там свою копеечку, ездить куда-нибудь отдыхать и ходить в кафе. Они не очень склонны к революционным настроениям.

В процессе разговора с режиссером рижане традиционно коснулись вопросов цензуры в России – запрещают ли, например, сегодня писать сценарии на острые темы и, напротив, заставляют ли продвигать в творчестве какую-то идеологию?

- Это категорически неправильно думать, что у нас в России сегодня кто-то кому-то не дает писать или снимать. Просто во всем мире наблюдается дефицит таланта и глубинной душевной проработки. Посмотрите, что сегодня происходит в мировом кино: какой фильм получил главный приз на последнем Берлинском кинофестивале? Картина, детально исследующая сексуальные комплексы… Это же невообразимо! Такое ощущение, что обмелела на таланты наша планета.

Отвечая на вопрос о том, легко ли Олесе Фокиной сотрудничать с Первым каналом и не приходится ли идти на компромиссы, режиссер в частности рассказала, что сейчас работает над новым фильмом о Солженицыне к его грядущему столетию – по заказу Первого канала. И что ни один из её фильмов не был подвергнут ни редактуре, ни правке.

- Вы рассказываете с таким пиететом о латвийском кино, о своих латышских друзьях, а вы знаете о том, что сегодня происходит у нас в Латвии? О том, что у нас геноцид русских? - практически в самом конце встречи прозвучал и такой крик души.

- Да, я слышала, и мне очень не хотелось в это верить. И я бы с радостью пошла к вашему премьер-министру и подарила ему букет цветов в знак дружбы и любви к Латвии... Это всеобщее помешательство. И если это не закончится плохо, то это должно обязательно закончиться хорошо.

Встреча с Олесей Фокиной получилась удивительно душевной и легкой. Авторам самых интересных вопросов режиссер подарила диски со своими фильмами. По окончании её выступления многие подходили к Олесе сказать спасибо – за фильм, за настроение, за любовь.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*