События

26.03.2018, Белоруссия, Минск, Гродно

Владимир Песня

Фото

Специальный фотокорреспондент МИА «Россия сегодня», лауреат World Press Photo-2016, победитель, призер и член жюри различных международных и российских фотоконкурсов Владимир Песня 26 марта собрал в конференц-зале факультета философии и социальных наук БГУ более сотни поклонников фотожурналистики, большинство из которых были молодые люди, студенты Института журналистики и других минских вузов.

Встреча началась с видеопрезентации лучших снимков, сделанных мастером за последние годы: яркие моменты олимпиад, жизнь простых людей в Таджикистане, рождение оренбургского пухового платка, фотоистория о том, как в маленьком городке Ветлуга люди назло всем трудностям жизни и серой «бытовухе» нашли необычный эмоциональный выход из ситуации — им стала игра в хоккей… Сюжеты мелькали секунда за секундой, словно унося публику в другие страны и в другую реальность. Глядя на настоящие шедевры фотосъёмки, зрители не могли сдержать эмоций, и многие кадры встречали аплодисментами.

Знаток фотографии, прибывший в Белоруссию по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3», как оказалось, не имеет специального профильного образования - то есть по сути он самоучка, достигший небывалых высот в своем деле. Владимир Песня поделился секретами своего творческого восхождения на вершину успеха: в свое время он составил собственный план обучения, изучал специальную литературу и черпал знания из практики признанных и состоявшихся мастеров.

Спикер рассказал о том, что уже давно работает в МИА «Россия сегодня», а начинал карьеру в знаменитой газете «Спорт-Экспресс», строчил свои материалы, освещая спорт со всех сторон. «Начал я спортивным фотографом, но всегда хотел расширить свой диапазон и теперь, работая в «России сегодня», снимаю не только спорт, но и всё подряд — куда направят».

Зрители в зале были погружены в тему, поэтому вопросов к гостю было множество: как Владимир Песня относится к художественным элементам в документальной съемке? Есть ли у него фотографии, за которые стыдно? Готов ли он ради хорошего кадра рисковать жизнью? Чем отличается профессионал от любителя, вооруженного смартфоном?

Спросили и о соблюдении правил профессиональной этики, о той самой ограничительной линии, за которую нельзя выходить. Свое отношение к данной проблеме выступающий пояснил на примере истории с Кевином Картером, сделавшим всемирно известный кадр с африканской девочкой, недалеко от которой приземлился гриф-стервятник. Ребенок выжил, а фотограф, получивший за фото «Голод в Судане» Пулитцеровскую премию, покончил с собой после того, как был затравлен общественным мнением. Сам же снимок вошел в историю журналистики, став символом голода и бедственного положения в Африке.

«Если у меня нет квалификации оказать помощь умирающему, но я умею снимать, я буду это делать, особенно в случае, если снимки имеют общественную значимость — катастрофа, война, чрезвычайное происшествие. Кевин Картер ничем не мог помочь девочке, но он отогнал птицу, а затем из лагеря Объединённых Наций пришла помощь… Фотография не должна врать, это важно… Если она будет это делать, это станет заметно», — заключил гость клуба. 

Владимир Песня напомнил один из главных принципов, которым руководствуются в WPP, победителем которого он стал в 2016 году, — сила великих документальных снимков не в том, насколько великолепны их композиция, стиль, но в том, насколько точно и правдиво они отражают направление движения человечества. Фотограф обязан правдиво фиксировать то, что видит. Манипулировать изображениями, заниматься постановочной съемкой категорически запрещено! А для того, чтобы оставаться в этических рамках, надо быть честным, прежде всего с самим собой.

Будущий журналист, присутствовавший на встрече, поинтересовался, что Владимир Песня думает по поводу обвинений российских спортсменов в применении допинга и невозможности участия в Олимпиаде в Южной Корее? 

«Доказательств, говорящих о применении российскими спортсменами допинга, ноль, — категорически заявил спикер. — Хотя сама проблема не надуманная, она существует, и многими спортсменами допинг применяется, особенно на соревнованиях различных ведомств. Но не накануне или во время Олимпиады… Допинг — большая проблема, и не только в России. К сожалению, спорт высших достижений не обходится теперь без этого. Однако в данном случае нормальных вменяемых доказательств приведено не было, а того, что фигурировало в прессе, явно недостаточно для столь серьезного обвинительного заключения. Многие спортсмены, и их я знаю лично, не такие идиоты, чтобы в данной ситуации губить свою карьеру. Никогда не поверю, что допинг принимала фигуристка Екатерина Боброва! Да и насколько это целесообразно в спортивных танцах? Екатерина — умная, образованная девушка, с которой мы играем в одной команде в «Что? Где? Когда». А свежая история с керлингистом Крушельницким, у которого нашли мельдоний на Олимпийских играх? Человек выступает в спорте, который по остроте мышления схож с шахматами! Дебилов там априори быть не может! Да, его допинг-пробы оказались положительные, но весь вопрос в том, как в его организм попал этот самый допинг. Это должно выяснить следствие».

В конце встречи зрители пригласили Владимира Песню приехать в следующем году в Минск на II Европейские игры. Гость ответил, что был бы рад вернуться сюда снова.

P.S. В этот же день состоялся круглый стол, в котором помимо гостя, приняли участие известный спортивный телекомментатор БТ Арташес Антонян, спортивный директор хоккейного клуба «Юность» Алексей Торбин, гендиректор «Чижовки-арены» Алексей Прокопович, кандидат филологических наук, преподаватель Института журналистки Дмитрий Дроздов, спортивные журналисты «СБ. Беларусь сегодня» Дмитрий Камашко, Юрий Мазлевский и другие. За два часа беседы журналисты обсудили специфику работы российских, белорусских и западных работников СМИ, поговорили о современных тенденциях в спортивной журналистике и выработали свои рекомендации по поводу того, как сделать так, чтобы все — журналисты, федерации, чиновники, спортсмены — учились работать на престиж страны, на популяризацию своего вида спорта и здорового образа жизни среди молодежи.

Встреча в Гродненском госуниверситете имени Я. Купалы 27 марта началась с грустной ноты: один из преподавателей, обращаясь к гостю, выразил слова соболезнования россиянам в связи с трагическими событиями в Кемерово и подчеркнул, что белорусы восприняли горе как свое, личное. Владимир Песня заметил, что в эти дни ему особенно трудно абстрагироваться от ситуации и страшно представить, что происходит в душах тех, кто потерял родных. Он полагает, что нельзя нагнетать истерику в СМИ, спекулировать на этой трагедии и уж тем более распространять непроверенную, а иногда и лживую, информацию о пожаре. Необходимо, по его мнению, скрупулёзно и всесторонне разобраться в ситуации, услышать мнение профессионалов и ознакомиться с выводами следствия, и, безусловно, сделать все, чтобы никогда и нигде подобная трагедия не повторилась.

Гостя попросили рассказать о фотоматериалах, которые каким-то образом повлияли на развитие его жизненного пути или оказали кому-то конкретную помощь.

Владимир Песня ответил, что таких примеров за его многолетнюю практику накопилось немало. Наиболее показательным для него является участие в волонтёрской программе «Поезд надежды», которая занимается усыновлением. Он воочию убедился, насколько сильно влияет фотография, портрет на принятие окончательного решения – взять человеку приемного ребенка в семью или воздержаться от подобного поступка. Он не раз наблюдал, как потенциальный родитель впервые знакомится с ребенком в детдоме, как общается с ним, он видел, как потом человека одолевают сомнения, как трудно ему сделать этот судьбоносный шаг. И однажды его осенило: он стал записывать всю фотоисторию знакомства и перебрасывать на электронный адрес потенциальной маме. Как оказалось, женщину ситуация долго не отпускает, она всю ночь рассматривает полученные фотографии, а утром… идет подписывать согласие. Таким образом Владимир Песня уже четыре раза стал крестным отцом!

«Да и та же история с фотографиями хоккейной команды Ветлуги, за которую затем получил награду WPP, говорит о том, что журналист реально может оказать помощь людям, — делится своими размышлениями спикер. — Восемь лет спортсмены и их родители не могли получить добро на строительство стадиона в их городке. И вот туда приезжает Песня, столичный фотограф…. Губернатор побеседовал со мной и заявил, что лично займется данной проблемой. Вы не поверите, но уже через год он выполнил свое обещание! Стадион есть! Конечно, в таких ситуациях ты начинаешь реально осознавать силу журналистского слова и снимка».

«Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от недавней Олимпиады, — попросила студентка-третьекурсница. — Как вам кажется, зависит ли большой спорт от политики?»

«От политики зависит все! — уверен спикер. — Политика — эта такая область человеческой деятельности, которая стремится контролировать все сферы жизни. Когда ситуация изменится, наступит коммунизм или царствие божие на земле. А пока в любой подобной ситуации всегда видны уши политиков. Я не разделяю мнения, что в Пхёнчхане были ужасные неудачные игры. Спортивные соревнования прошли на достаточно высоком организационном уровне, было много интересных сюжетов, была драматургия, за что, собственно, болельщики и любят спорт. Жаль, что наша страна во всем этом празднике участвовала в таком «урезанном виде». И это, естественно, проблема политическая! Я не готов обвинять кого-то конкретно, здесь есть и наши ошибки, и люди, которые мгновенно ими воспользовались. Как говорится, споткнувшегося толкни. Нужно извлечь уроки из ситуации и уверенно, спокойно идти дальше».

В аудитории, помимо журналистов, присутствовали социологи, филологи, историки и политологи. Однако, и это следовало из вопросов, их тоже интересовала увлекательная фоторепортерская кухня. Какие сюжеты Владимир Песня пропускает через себя, а какие остаются всего лишь рутиной? Как он пришел в профессию и как удалось добиться столь внушительных результатов? Сложно ли в мире технологий отследить куда попадают твои фотографии? Должен ли фотограф быть наглым и может ли он позволить себе оттолкнуть коллегу, чтобы выбрать более выгодный ракурс для себя? Существует ли у МИА «Россия сегодня» план по месячной выработке? Спикер внимательно выслушивал молодых людей, был очень доброжелателен и постарался максимально точно, подробно остановиться на тех моментах, которые волновали гродненскую публику.

В конце встречи прошла видеопрезентация лучших снимков разных лет. Долгие аплодисменты после ее окончания свидетельствовали о том, что зритель выставил высший балл гостю за его профессионализм и мастерство. Затем ребята выстроились в очередь, чтобы запечатлеть себя в компании со всемирно известным фотографом.
 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*