События
Татьяна Визбор: «Надеюсь видеть вас счастливыми»«Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены. Тих и печален ручей у янтарной сосны. Пеплом несмелым подернулись угли костра. Вот и окончилось все, расставаться пора», – помните эти строки знаменитой песни Юрия Визбора «Солнышко лесное», больше известной как «Милая моя», спетые у костра ни одним поколением любителей бардовской песни. Песни Юрия Визбора помнят и сегодня, помнят потому, что они были очень проникновенны, шли от самого сердца и давно стали народным достоянием. А может помнят еще и потому, что память о своем знаменитом и талантливом отце по сей день бережно хранит его дочь – Татьяна Визбор, известная российская радиожурналистка, которая по приглашению медиаклуба «Формат-А3» побывала в Вильнюсе. – Когда вы узнали о своих литовских корнях, вообще, в вашей семье говорили на эту тему? – Моего деда Юзика (Юозас Визбарас – отец Юрия Визбора. – Прим. «ЛК».) расстреляли 5 апреля 1938 года – ровно 80 лет назад. Все контакты с Литвой были прерваны и только в 1965 году отношения с литовской родней были налажены, когда отец неожиданно получил письмо из Литвы, из города Каунаса, от его родной тети Антонины Шумаускене. Она писала, что в журнале «Огонек» прочитала статью о нем и очень хотела узнать не родственники ли они. «Имела я брата Юозаса Визбараса, – говорилось в письме, – рожденного в 1903 году в г. Лиепае. С 1918 года он жил в Москве, мы переписывались. В 1933 году по неизвестной мне причине переписка прекратилась. У меня есть его фотография с женой Марией. Если вам нетрудно, сообщите мне, может, вы сын моего брата, может я вам тетя». Естественно, отец сразу ответил ей, и с тех пор наши отношения с родственниками в Литве не прерывались. Вообще, на эту тему моя бабушка не любила говорить – ей все время было страшно, казалось, что сейчас за ней придут. Причем этот страх был заложен на генетическом уровне. К примеру, если я читала Булгакова на балконе, то она мне говорила: «Не читай на балконе. Вдруг соседи увидят». Бабушка очень испугалась, когда отец в 1958 году через Союз журналистов подал на реабилитацию деда. Даже несмотря на то, что это заявление было подано официально, тем не менее, она безумно боялась, вдруг что-то произойдет и деда опять признают виновным, а их всех заберут. Что касается окончания «ас» в нашей фамилии, то оно исчезло, когда дед, воодушевленный идеями революции, переехал жить в Россию. И вместо Юозаса Визбараса он стал Иосифом Ивановичем Визбором. Таким образом «непонятное для пролетариата «ас» было отброшено», – писал мой отец. В Литве сейчас живет большой литовский клан Визбарасов. У меня даже есть наша родословная – расчерченное генеалогическое древо, которое мне подарила здесь, в Вильнюсе, моя родня, и что меня крайне обрадовало. У нас есть свой фамильный герб и фамильный девиз, который звучит приблизительно как строки, написанные Борисом Ласкиным в известной песне «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим». Примерно так звучит и наш фамильный девиз – чужого не надо, своего не отдадим. – Вам ваша фамилия Визбор мешала или помогала по жизни? – Поначалу очень мешала. Отец вообще требовал, чтобы я ее поменяла, потому что за ним тянулся «хвост диссидентства». Естественно, менять фамилию я не стала. И не потому, что я очень дорожила этой фамилией, а потому, что папа со мной не часто разговаривал в таком приказном тоне. Мне было 19 лет, я была полна юношеского максимализма, и с какой стати я его должна слушаться? Решение не менять фамилию скорее было продиктовано принципом. Думаю, что отцу это понравилось. Потом меня с этой фамилией не брали работать в СМИ. Я закончила факультет журналистики МГУ, телевизионную группу, и три года работала в молодежной редакции Центрального телевидения. На меня был даже отправлен официальный запрос, что по тем временам бывало крайне редко, чтобы после окончания университета меня распределили туда работать. Факультет запрос одобрил, а когда я поехала в отдел кадров в Останкино, мне объяснили, что существует негласное указание С. Лапина, тогдашнего председателя Гостелерадио, – родственников не брать. Потом я узнала этот чудесный афоризм, который, кстати, звучит прекрасно: «У нас не завод «Красный пролетарий», – сказал Сергей Георгиевич, – нам не нужны трудовые династии». И на моей карьере на телевидении была поставлена точка. При этом не учитывалось даже то, что я пришла устраиваться не с улицы, а конкретно меня хотели видеть в штате Главной редакции молодежных программ. Фактически это был запрет на профессию. Я работала где угодно: старшим инженером в пресс-центре НИИ машиностроения, чертила какие-то графики, ничего не видя при своем плохом зрении; вписывала какие-то рационалистические предложения. Наконец мне удалось, действительно, по великому блату (помогла моя мачеха, жена отца – Нина Филимоновна Тихонова-Визбор, у нее были большие связи) устроиться в организацию под названием Союзинформкино, где я начала писать рецензии на фильмы, что было близко к моей профессии. Потом я попала в радиогруппу Союзинформкино, и это была уже совсем другая история. Я ездила по кинофестивалям, делала репортажи, брала интервью у актеров и режиссеров. Но при этом я выходила в радиоэфир или вообще бесфамильной, потому что моя мама Ада Якушева и отчим Максим Сургашев работали на радиостанции «Юность», или мне меняли фамилию. Кстати, отец так до конца и не верил, что меня возьмут на телевидение, считал, что шансы невелики. Уже потом, когда я ему рассказала про «трудовые династии», он произнес одну фразу, которая уже за то, что он ее сказал, была большим поступком. «Хочешь, я уйду из штата», – сказал он мне. То есть уйти на вольные хлеба в то время, когда существовала статья за тунеядство, было если не смерти подобно, то близко к тому. Тут же он попал в больницу с обширным инфарктом, и думаю, что это была одна из капель, которая его добивала. Когда нас к нему пустили после реанимации, я сказала: «Папа, ты, конечно, можешь уйти из штата, но только не таким чудовищным способом». – Ваш отец ведь был вне политики, он был совершенно аполитичен, тогда почему ему пытались приписать диссидентство? – Дело в том, что он был до такой степени свободолюбив и свободно мыслил по тем временам, что его не могли ни за что схватить – ни в творчестве, ни где-либо. Он себя совершенно не выдавал, и делал это абсолютно искренне, потому что его искренне интересовала не борьба человека с человеком, а борьба человека со стихией. Хотя у других бардов были привязки откровенных диссидентов, которые не надо было искать, они были на виду – Юлий Ким реально диссидентствовал, Александр Галич – был реальный диссидент, Владимир Высоцкий, и список этот можно продолжить. Но за что-то отца надо было схватить, и тогда ему приписали за песню «Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей» чуть ли не разглашение государственной тайны. Это была совершенная глупость, и там, где это приписывали, тоже прекрасно понимали, что глупость, но ведь за что-то надо было. – Кем Юрий Визбор был прежде всего – журналистом? – Да. Теледокументалист. «Журналистика – моя единственная профессия, – говорил он в одном из своих публичных выступлений. – Сейчас я занимаюсь киножурналистикой, документальным кино. Это моя основная работа, которую очень люблю. Я получил пять премий за свою работу в документальном кинематографе, три из них – международные. Сам не скажешь, никто узнает». – А как он относился к своему роману с кино? – Когда его первый раз пригласили на пробы к Марлену Хуциеву, он подумал, что его разыграли, и хотел, по его словам, посмотреть в глаза человеку, который это сделал. Приехав на киностудию, он попал в мир богемы, в совершенно нереальный мир. На самом деле тогда кинематограф переживал период оттепели, и там, действительно, присутствовала совершенная атмосфера свободы. Отец даже не сыграл эту роль в «Июльском дожде», а как-будто бы ее прожил. Это было стопроцентным попаданием, после которого он сыграл еще в 18 художественных фильмах. При этом роли у него были, как правило, достаточно большие. Для любой картины, как мне кажется, он был неким талисманом – где бы он ни снялся, фильм сразу попадал в золотой фонд советского кинематографа. Ему даже везло с проходными ролями, где у него было всего полслова – все равно картина попадала в историю кинематографа. Отец был феерически удачлив в своих киноработах, даже в самых мелких. – Сегодня имя Юрия Визбора все также популярно? – Конечно. Его перепевают все кому не лень, а в частности мои дети (Варвара и Юрий профессионально занимаются музыкой. – Прим. «ЛК».), переделывая их, делая аранжировки. Отец писал о вещах, которые будут востребованы и понятны всегда. Его песни про дружбу, любовь – они вечные, и ничего не надо объяснять. Авторская песня сегодня жива и живее всех живых (смеется). Устраивается безумное количество фестивалей авторской песни – одни отмирают, возникают другие, но все они имеют место и существуют. Похоронить авторскую песню невозможно и никогда этого не произойдет. Потому что гитара – это самый простой инструмент, с помощью которого человек может самовыражаться. Хорошо он это делает, плохо – совершенно неважно, он все равно считает себя творческим, и все окружающие думают точно также, и у него всегда находится свой слушатель. – А строчки из какой песни отца сейчас вам ближе всего? – Сейчас мои строчки: «Надеюсь видеть вас счастливыми». Но это не песня, а папино стихотворение. В этом году так будет называться концерт ко дню рождения Юрия Визбора, который пройдет 20 июня. А если говорить о песнях, то мне сложно это сделать по той причине, что мне иногда попадается та или иная песня, которую мне хочется петь. В разное время это были разные песни. Сейчас у меня сложный период в том смысле, как сказала Вероника Долина, «как споешь, так и будет». То есть надо очень аккуратно выбирать песни и, вообще, названия, чтобы они неожиданно не стали сбываться. Поэтому сейчас я ищу песни духоподъемные, очень радостные и светлые. |
|
|||||
|
Комментарии
written article. I will be sure to bookmark it and come back to read more of your useful information. Thanks for the post.
I'll definitely return.
web page and be updated with the latest news posted here.
Very useful info specifically the final section :) I take care of
such information much. I was seeking this particular info for a very lengthy time.
Thanks and good luck.
Ваш комментарий