События

12.04.2018, Белоруссия, Минск, Гродно

Александр Ужанков

Фото

— Христос Воскресе! – с этих поздравительных слов начал свою вступительную речь в зале Минской духовной академии всемирно известный специалист в области древнерусской литературы, доктор филологических наук профессор Александр Ужанков.

Оказывается, до революции в России не только в высших духовных, но и в других образовательных заведениях во время пасхальной седмицы таким образом ученики и учителя приветствовали друг друга. И гость Международного медиа-клуба «Формат А-3» не стал изменять этой доброй древней традиции.

Символично, что именно здесь, в самом историческом центре города, в нескольких шагах от Кафедрального собора, преподаватели и студенты разных вузов вместе с известным русским литературоведом и культурологом обсуждали базовые духовно-нравственных ценности, заложенные в произведениях русских писателей.

По мнению спикера, русская классика XIX века – показ того, как человек идет от Бога или к Богу.

Этот сложный путь профессор продемонстрировал на примере великого произведения — «Преступления и наказания» Достоевского. Гость напомнил сюжетную линию и красноречивые детали, которые важны для понимания сути романа. Скажем, Родион Раскольников получил от матери письмо, в котором она спрашивала, помнит ли он о Боге. Это было ее предчувствие, она подсознательно словно пыталась удержать сына от безумного поступка. 

Александр Ужанков, преподнеся урок культуры чтения, подметил и еще одну интересную деталь в прочтении великой книги: когда Раскольников идет на свершение преступление, он выбирает такой путь, чтобы ему на глаза не попалась ни одна церковь.

«Это потрясающе! — воодушевился лектор. — Достоевский на каторге имел право читать только Новый Завет. Поэтому он почти наизусть знал все четыре Евангелие. В его произведения много цитат, и прямых, и скрытых, из Нового Завета. Все написанное им после каторги можно понять только сквозь призму Священного писания».

Особое внимание спикер заострил на теме отличия западноевропейского и русского типа культуры, на той самой разнице идеалов в литературе и кинематографе.

Французский роман XIX века и современный американский фильм, рассуждал он, заканчиваются, как правило, хеппи эндом. Герои влюбляются, разлучаются, находят друг друга, отнимают миллионы у плохих парней, покупают 5-этажный домик на Лазурном берегу — и все счастливы! А с чего начинается «Евгений Онегин»? Главный герой едет получать свое наследство, замок средневекового типа, а потом в него влюбляется «самая прекрасная барышня русской литературы» Татьяна Ларина.

То есть, резюмировал выступающий, с того, на чем заканчивается французский роман или американский фильм, начинается пушкинский «Евгений Онегин». Поэт вначале дает читателю красивый сюжет, а потом призывает его поговорить о сущностном, серьезном.

«Для русского писателя XIX века самое главное — спасение души. В русской литературе непременно должно быть преображение личности. То есть герой в начале такой, а в конце он будет совершенно противоположный», — уточнил это основополагающее различие литературовед.

Отвечая на вопросы зала, гость был предельно откровенен, не скрывая своей нравственной позиции.

Затем в беседу вступили зрители: молодые люди рассказывали гостю о том, какие книги выбирают для чтения, просили дать совет, как приобщить своих друзей к классической литературе. Александр Николаевич очень скрупулезно и внимательно отнесся к их просьбе, объяснив, что, во-первых, классика воспитывает вкус, во-вторых, в ней вы найдете ответы на все сегодняшние мучительные вопросы, а, в-третьих, она воспитывает в людях нравственные понятия, рассказывая что такое хорошо и что такое плохо.

После окончания встречи многие из собравшихся задержались еще на несколько минут, чтобы переговорить наедине с блестящим оратором и человеком с открытой жизненной позицией.

В этот же день в Институте теологии имени Святых Мефодия и Кирилла состоялся круглый стол, в котором приняли участие гость клуба Александр Ужанков, отец Сергий Гордун, главный редактор газеты «Воскресение» Елена Михаленко, социолог, писатель Жанна Грищенко, культуролог профессор Ирина Калачева и другие. В разговоре речь шла о духовности как факторе национальной безопасности страны. Основными угрозами участники диалога считают отсутствие сформированной и общепринятой системы национальных духовных ценностей; разрушение патриотического самосознания; внедрение в общественное сознание чуждых стереотипов мышления и образа жизни; отсутствие объединяющей национальной идеи. Главный вывод состоял в том, что интеллигенция, все, кто считает себя лидерами мнений, должны формировать в обществе такую культурную среду и такие ценности, которые опирались бы на нашу историю, традиции, способствовали консолидации людей и объединяли поколения.

Встреча с профессором Александром Ужанковым, которая состоялась 13 апреля, вызвала у гродненцев небывалый интерес. В конференц-зале госуниверситета яблоку негде было упасть.

В начале разговора спикер вспомнил первых древнерусских писателей. Правда, уточнил он, они себя так не называли: их записи были откровением свыше, строки рождались по наитию, как образы у иконописцев. Древнерусские книжники вымысла не знали. Поэтому тогдашняя словесность, пояснил выступающий, по своей основе анонимна. Хотя некоторые имена все же дошли до нас: первый митрополит из русских Иларион, один из самых почитаемых белорусских святых Кирилл Туровский, Преподобный Нестор, автор «Повести временных лет» и другие.

«Что общего у этих писателей? Они все канонизированы. Ни одна литература мира не имеет такого основания», — считает исследователь. — Русская литература основана святыми, поэтому у самих авторов, в отличие от «западников», особое отношение к слову, которое доносит до сознания людей самое важное, что нужно для человека в жизни. Древнерусские книжники воспринимали это слово как сакральную единицу».

Авторитетный литературовед посоветовал студентам читать не эсэмэски, а хорошую литературу, причем читать медленно, обращая внимание не только на сюжет, но и на детали, которые красноречиво свидетельствуют о нравах и характере своей эпохи.

Ужанков мудро подметил, что в XVIII-XX веках русская литература воевала с потребителями, показывая их в негативном свете. А сегодня, когда сменилась модель общества, именно этот самый потребитель заказывает музыку, ему стараются угодить во всем, потакая низменным вкусам и уводя в иллюзорный мир.

Рассуждая о пяти стадиях греха, ученый привел такой пример. «Когда у Родиона Раскольникова возникла идея убить старуху? Не тогда, когда он решился на ограбление, а гораздо раньше, когда он сам признался Мармеладовой: «Соня! У меня сердце злое, я озлился». Слово-то какое! Грех начинается, когда из сердца уходит любовь. А если ее там нет, а есть лишь злоба – человек способен на все!» – подытожил спикер.

Гость в процессе общения с залом много читал наизусть отрывков из бессмертной классики, причем как в прозе, так и в стихах. Он подкупил публику содержательной подачей материала, широтой и глубиной знаний, а также умением ясно и ярко выражать свои мысли. Беседа прошла на «отлично»: активными были как спикер, так и сами слушатели, которые долгими аплодисментами наградили гостя за живое одухотворенное слово.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*