События
12.04.2018, Крым, Симферополь, Севастополь Ирина Павлова |
«Все – бедные, но у кого-то получаются великие фильмы, а у кого-то – нет», - остро и без оглядки на бюджет, выделенный на создание кинокартины, оценила работу современных режиссеров киновед и кинокритик, художественный руководитель Российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова на встрече с крымчанами. В Симферополе она приняла участие в дискуссии «Современный российский кинематограф как зеркало российской жизни», организованной Международным медиаклубом «Формат А3». «Наше кино очень похоже на нашу жизнь, - заметила Ирина Павлова. – Допустим, если сегодня 20-летний человек захочет узнать, как жили его дедушки и бабушки, он может включить советские фильмы и увидеть, что они носили, что ели, как выглядели коммуналки и профессорские квартиры. То есть получит представление о реальности, в которой он не был. Давайте представим человека, которому сейчас год. Что он узнает о своих родителях через 20 лет из современного кино? Что все ходили поголовно на высоких каблуках, а каждая девушка из провинции не только мечтала, но и выходила замуж за олигарха? Узнает ли он что-то реально про нашу жизнь? Да ничего! Реальная жизнь реального человека сегодняшний кинематограф не занимает». Для кого снимают эти фильмы? По убеждению кинокритика – для подростков. «Сегодня основным потребителем кинопродукции считается старшеклассник и студент первых курсов. В результате оказывается, что огромный сегмент общества подстраивается под подростковое мышление, и взрослый человек, посещающий кинотеатр, получает порцию подросткового зрелища», - сделала вывод Павлова. Познакомиться с миром настоящего кино и погрузиться в атмосферу классического кинопоказа можно на кинофестивалях, организованных профессионалами. «Московский кинофестиваль предложит вам не фильм, а стиль смотрения. Это гарантия того, что у вас не будут перед вами и позади вас жевать попкорн, что все зрители в одних местах будут смеяться, а в других плакать. Тогда как, делая ставку на молодого зрителя, массовый кинематограф забывает о зрителе взрослом», - считает кинокритик. Вместе с тем, в современном обществе запрос на фильмы о великих победах и достижениях страны растет. Один из ярких примеров – успех кинокартины «Легенда №17», позже – «Движение вверх», «Салют-7». «Появляется тот, кто говорит: «мы когда-то побеждали», и сборы зашкаливают. Люди говорят «мы», потому что ассоциируют себя со своей страной. Что мешало нам рассказывать о великих страницах нашей истории 20 лет назад? Не было запроса», - резюмирует Ирина Павлова. По ее наблюдениям, и у молодежи, и у старшего поколения пользуются популярностью «раскрашенные» советские фильмы. «В советское время был железный принцип: снимаешь кино с таким запасом прочности, который не в состоянии разрушить ни одна цензура. Сегодня для детей «покрасили» и Штирлица, и «В бой идут одни старки» – и они балдеют! Потому что качество. Из сегодняшнего многое ли сохранится? Не думаю», - считает Павлова. Куда уходит качественные фильмы? «Есть кино, которое сулит хорошую наживу, а есть – которое доход не обещает, но является произведением искусства, - отвечает Павлова. – Мы находимся во власти проката, и камерное кино исчезает с экранов. Но это проблема всего мира – и не важно, кому принадлежит прокат. Проблема культуры и её вытеснения – общечеловеческая. Человечество намеренно оглупляется». Ирину Павлову в качестве авторитетного киноведа приглашают как члена жюри на многие зарубежные кинофестивали, а будущие звезды экрана по ее книгам и многочисленным статьям изучают теорию кино, историю современного кинематографа, осваивают основы актёрского мастерства, готовятся к профессиональной работе на телевидении, в театре, в киноиндустрии. По каким критериям кинокритик оценивает фильмы, отделяя зерна от шелухи? «Во-первых, по качеству драматургии, - ответила Ирина Павлова. – Когда я вижу, что события не вытекают друг из друга, не взаимосвязаны, это плохо. Есть чёткий пример: один из самых очевидных провалов – «Левиафан». Что нам показывает режиссёр? Пустынный берег северного моря, где одну единственную площадку занимает дом героя. Объясните, почему чиновник хочет разрушить дом Лёши Серебрякова? Рядом – 200 километров таких же мест. Нет! Если не сносить дом, «кина не будет». Дальше: взрослый мужчина не борется за свое жилище, плачет и говорит: «сносите». Это несовпадение заявленного характера с обстоятельствами драматургии. Приезжает к нему друг, столичный юрист вхожий в высокие кабинеты. Он идёт в суды, заводит дело? Нет, он в тот же вечер спит с женой друга. Все ответы в фильме подогнаны. Вот что такое критерий: где может быть, а где нет. Где взято с потолка, а где – из жизни». Накануне в севастопольской Центральной библиотеке им. Толстого Ирина Павлова встретилась с жителями города-героя. Как и в крымской столице, дискуссии предшествовал кинопоказ короткометражного фильма «Время жить и время умирать» о процессе создания кино. Ирина Павлова ответила на вопросы севастопольцев, выслушивала их точки зрения на те или иные вопросы, вступала в конструктивные споры. Кинокритик побеседовала с жителями полуострова о состоянии российского кинематографа, правилах отбора работ на Московский международный фестиваль, творчестве известных режиссеров и российской культуре. |
|
|
Ваш комментарий