События
Кто создаст настоящего героя: "шумы" и "сигналы" в современной русской литературеПрозаик Николай Иванов рассказал о том, как Союз писателей России воспитывает молодых авторов, чьи произведения могут стать классикой русской литературы В Риге, по приглашению клуба "Культурная линия", гостил новый председатель Союза писателей России — Николай Иванов. Помогла в организации приезда литератора и главы Союза писателей Международная ассоциация писателей и публицистов, а на встречу с Ивановым пришли как матерые латвийские литераторы, так и совсем еще юные, которые пытаются найти "свою тему" и издателей. Пообщались с ним также педагоги, студенты, и, наконец, просто любители качественной литературы.
Писатель Николай Иванов из тех, чья биография захватывает читателя не меньше, чем их книги. Его жизнь уже сама по себе сплошной сюжет романа. Николай Федорович прошел самые горячие точки Афганистана, за что его наградили медалью "За отвагу" и орденом "За службу Родине". Потом, уже в 1990 годах, Иванов провел четыре месяца в плену у чеченских боевиков, которые его прозвали "Полковник Чехов". Писателя Иванова уже вели на расстрел, когда вдруг подоспели спецназовцы и спасли своего. Вход в плен бесплатный Когда Иванов написал роман "Вход в плен бесплатный", на первой странице было посвящение: "Спецгруппе, которая отыскала меня в чеченских подземельях и освободила из плена — с вечным благодарением". Иванов свои книги называет документами времени. К таким вот документам относятся его произведения, где рассказывается о грузино-осетинских событиях 2008 года, о захвате заложников в Беслане, о Донбассе, о Сирии. Писатель работал корреспондентом журнала "Советский воин", потом стал его главным редактором. После распада СССР журнал назывался "Честь имею". В 1993 году Иванова вызвали в Главный штаб и настоятельно рекомендовали опубликовать материалы в поддержку обстрела Белого дома, но он отказался. На этом редакторская карьера была закончена. Потом Иванов работал, в частности, в Департаменте налоговой полиции, где, конечно же, продолжал писать книги. По мотивам его романа "Наружка" сняли 12-серийный телефильм о раскрытии крупных налоговых преступлений. Жизнь на зараженной территории Сейчас писатель работает над романом, который посвящен событиям, произошедшим в 1991 году в Беловежской Пуще. - Назовите главных героев книги. Кстати, это будет художественное произведение?
Я рассказываю о судьбе брянского лесника и его семьи, которая живет на зараженном после чернобыльской аварии участке леса. Главный герой охраняет этот лес, ведь если тот загорится, то в воздух произойдет мощный выброс радиации. И вот через жизнь этого лесника я показываю 1980-е, а потом 1991 год, после которого все стало совсем другим - В литературных кругах вас называют "автором суровой военной прозы". Кстати, так же называют и Александра Проханова, и Захара Прилепина. Насколько теперь такие произведения нужны? — Заслуги Проханова известны, и книги Прилепина нужны — в них показан человек в экстремальной ситуации, как он меняется, как раскрывается, на что способен. Важно, когда в книгах не поклоняются войне, но показывают того самого человека, например, раскрывают психологию солдата. Но сейчас очень не хватает писателей, которые не только пишут "про войну", но, например, о простых и настоящих людях, живущих в Сибири, на Урале или вовсе на Крайнем Севере. Совершенно незаслуженно перестали писать о "людях профессий". Ведь это не обязательно должны быть занудные производственные романы. Могут быть и очень сильные романы с яркими сюжетами, но в центре них будет не очередной боевик или сыщик, а представители, скажем, той или иной профессии, да пусть хоть сплавщики в тайге или рыбаки на Дальнем Востоке. Ведь сколько всего интересного можно рассказать о таких людях! Писатель – это не только вагон книг - Вы входите в жюри Литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия, учрежденной по инициативе патриарха Кирилла. Для чего вы там?
Сейчас в России легко издать книгу. Если автор попал в ту или иную серию издательства, где идет поток, его книга быстро появится в продаже – вне зависимости от того, насколько она может относиться собственно к литературе. Так неоднократно было с моими товарищами по "горячим точкам". Они хорошие люди, честные, прямые. Многие хотят поделиться воспоминаниями, мыслями, ощущениями. Но основная масса совершенно не умеет писать, не прошли они никакую литературную школу. А издательства видят, что подобные книги "с войны" очень популярны у довольно всеядного читателя, хватают таких вот совершенно несформировавшихся авторов и пускают в тираж. Вышли тонны таких книг, которые продались огромными тиражами, но много ли вы помните фамилий авторов, а еще важнее, их героев? Назовите хотя бы несколько настоящих героев, чьи имена и поступки вам из книг действительно запомнились, которые отпечатались в памяти и, возможно, повлияли на жизнь. Дачи не выдаем, машины не дарим, но к нам идут - Вы возглавляете творческий Союз, который в этом году отмечает 60-летие. А для чего теперь эта организация нужна? Ведь в России немало сильных авторов, у которых регулярно выходят книги, но они не состоят в Союзе. — У нашей организации нет государственного финансирования, мы не платим авторам, не помогаем получить ни машины, ни дачи, не имеем никакого влияния на издателей. Мы совершенно не тот Союз писателей, который был в советские годы, и у которого была уйма возможностей и большое влияние на самых разных уровнях. И тем не менее, у нас есть отделения чуть ли не по всей России, организация не распадается, в ней состоят тысячи людей, и постоянно приходят новые. Значит, зачем-то им это надо. Цель Союза писателей России – это, прежде всего, воспитание молодых авторов. Они приходят к нам, чтобы учиться быть писателем. Конечно, когда в итоге им выдают удостоверение нашей организации, это подкрепляет авторитет автора. Ну и есть шанс, что солидное издательство скорее будет общаться с представителем Союза писателей России, чем с другим автором.
|
|
|||||
|
Ваш комментарий