События

"Режиссер-документалист Сергей Зайцев: «Непременное условие профессии - влюбиться!»

Леонид Рябков, «КП в Молдове» Источник (ссылка откроется в новом окне)

По приглашению Международного медиа-клуба «Формат А3» в Кишинев на творческую встречу прилетели известнейшие российские режиссеры-документалисты Игорь Шадхан и Сергей Зайцев, которые дали эксклюзивное интервью «КП» в Молдове

- Первый фильм, который вы сняли, был игровым. А почему в итоге стали работать в документалистике?

- Не я выбрал документалистику, а она меня выбрала в середине девяностых годов. Уж очень сложно было в России снимать кино, а игровое — тем более. Положение в стране тяжелое было. Я очень хотел снимать кино, мне надо было хоть что-то снимать, хоть как-то, хоть каким-нибудь образом! С трудом закончил игровой фильм, он вышел короткометражным, хотя материала было на два полнометражных фильма! И из огромного желания снимать стал делать первый документальный фильм во многом за свои деньги. Просто хотелось работать. А поскольку фильм получился заметным, как-то прозвучал, предложили сделать второй, третий, пятый... Сейчас уже с таким клеймом документалиста ходишь и мечтаешь опять делать игровое кино! Игровое кино в десятки раз дороже документального. Документальное кино смотрит очень узкая прослойка зрителей, понимающих, что такое документальное кино или не забывших с советского времени, что есть такое настоящее, авторское, неигровое кино. Телевидение сегодня не показывает авторское неигровое кино. Реконструкция событий — это не есть документальное кино! Я не говорю, что это не нужно, но это не кинематограф, не искусство кино! Документальное кино побуждает рождать в голове человека образы, заставлять думать его, побуждает к размышлению! А телевидение зрителя отучает думать. 

- Я уже задавал этот вопрос Игорю Абрамовичу. Задам и вам, как автору документальных фильмов о войне. Почему в бывших советских республиках стараются принизить День Победы, почему так коротка историческая память?

- Печально все это... У власти, за редким исключением, стоят временщики, которые не заботятся об исторической памяти народа. Они заботятся о том, что им выгодно сегодня, в преддверии выборов. Выгодно установить камень в память жертв коммунистических репрессий - установили. А мне вот интересно: что бы установили сегодня в Кишиневе, в любом другом месте, если бы фашисты не ушли в сорок пятом году? Представим: вот они не ушли, вот они остались. Сейчас 2011 год, надо кому-то устанавливать памятник. Удивительно! Семьдесят лет мы жили плохо, но, извините меня, а куда деть поколения, которые умерли за это время?! Они что, ничего хорошего нам не оставили?! Неправда! Они хорошие книги, хорошее кино нам оставили... А что касается памяти... Нужно всеми силами память о войне сохранять! Я пытаюсь это делать, но этого недостаточно.

- А где вы находите сюжеты своих картин, например, таких, как «Погибли за Францию» или «Союзники. Верой и правдой»?

- Сюжеты приходят самым неожиданным образом. С историей Русского экспедиционного корпуса, чему посвящен фильм «Погибли за Францию», меня познакомил ныне покойный, к сожалению, Владимир Викторович Лобыцын. Я углубился в эту тему. А идея фильма о союзниках принадлежит моему продюсеру Александру Смолко. Еще года два назад я даже не предполагал, что в моей фильмо-графии появится фильм о союзниках. Как сказал Милош Форман: «Подворачивается какая-то тема, ты в нее влюбляешься, делаешь кино, и из этого и состоит жизнь режиссера». У нас замечательные герои из фильма «Погибли за Францию», и о союзниках, все другие мои герои! Погружаешься в чужую жизнь... Но делать надо это деликатно, нельзя ничего повредить! Тогда и герой тебе открывается, в результате история «собирается», она становится выпуклой и интересной. Надо почувствовать человека, расположить его к себе. К каждому особенный подход нужен. Если человек почувствовал к тебе доверие, он может, знаете сколько подарить всего, достать вот оттуда, со дна души?! Влюбляешься в человека... А когда влюбляешься, это не может не вылиться на экране. Непременное условие — влюбиться! Это один из ключиков професии, один - из связки. Да вы и сами по своей работе это знаете. 

СПРАВКА «КП»

Сергей Зайцев родился в 1969 году в Москве. Окончил музыкальное училище имени Гнесиных по классу гитары, курсы сценаристов при ВГИКе, Высшие режиссерские курсы. В его творческом списке немало документальных лент, снят игровой фильм «Змея» по рассказу Александра Грина. Президент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», член нескольких объединений кинематографистов, создал киностудию «Русский путь». Международная известность пришла к Зайцеву в 2003 году, когда вышел его фильм «Погибли за Францию». Последний фильм Зайцева «Союзники. Верой и правдой!» - это события Второй мировой глазами ветеранов союзных армий США, Франции, Великобритании и России.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Игорь ШАДХАН и Сергей ЗАЙЦЕВ

4 мая Международный медиа-клуб «Формат А-3» пригласил в Молдову известнейших российских режиссеров- документалистов. Игорь Шадхан и Сергей Зайцев - кинодокументалисты двух поколений,…… →

Фото
Аудио
Статьи