События

18.07.2018, Молдавия, Кишинёв

Ирина Павлова

Фото

«Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино», - как-то сказал американский кинорежиссер Роман Полански. В прошедшую среду постоянные участники кишиневских встреч в клубе «Format-A3» забыли, что находятся в конференц-зале отеля «Jolly Alon» и погрузились в мир кино вместе с российской гостьей - киноведом и кинокритиком, художественным руководителем Российских программ Московского международного кинофестиваля Ириной Павловой. Ирина Васильевна провела публичную встречу на тему: «Кино о людях и для людей…».

И начала разговор российская гостья с заявления, которое не смогло оставить равнодушным ни одного из присутствующих - в кино намеренно искажается действительность: «Нас, зрителей, зачастую не уважают режиссеры и сценаристы, выпуская ширпотреб. Они держат нас за идиотов, но это плохо сказывается на них же. Веди они не получают ни наших денег, ни нашего признания. «Неуважение» и «плохое» смотрит на нас с телеэкранов каждый день и по многу раз. Нечасто на нас смотрят «уважение» и «любовь». Но ничего хорошего без любви не бывает. И этот принцип необходимо помнить, снимая фильмы. Пора перестать быть вежливыми по отношению к творцам, которые не всегда вежливы по отношению к нам…»

И тут же Ирина Павлова обрушилась с точно такой же критикой на современного зрителя. Ее ужасает сам факт, что во время просмотра фильма сегодня мы можем пойти на кухню помешать суп, заварить чай, вернуться, пропустив добрую часть кино, ничего не понять и подытожить: «Что-то ничего не понимаю… Фильм – г…но». Получается, заключает кинокритик, мы сами зачастую ставим себя в ситуацию, когда к нам, к зрителям, художник начинает относиться точно также: «А что?.. Эта тетя Маня все равно пойдет чай заваривать. Зачем мне стараться?».

«Кино было создано для того, чтобы его смотрели. И все вопросы, все претензии к современному кинематографу мы можем предъявлять самим себе», - заключает Ирина Павлова. При этом себя от зрителя Ирина Васильевна себя не отделяет. Критик - тоже зритель, только более профессиональный, который много смотрит и знает о том, что происходит и в кадре, и за кадром. Беспокоит российского эксперта то, что к художественному произведению зритель часто относится с позиции «клиент-официант». Но особенно Павлову раздражает, когда человек оценивает артиста не с точки зрения его профессионализма, а с точки зрения человеческой симпатии или антипатии. А артист в каждой новой работе может раскрыться по-новому: «Раньше в человека на экране верили, как в настоящего, а сегодня такого не найти. Честно говоря, я сомневаюсь, что уже и мы сами - настоящие…».

Ирина Павлова не в первый раз приезжает в Молдову. Особенно часто она бывала в республике в советское время. Вот и на этой встрече вспоминали фильмы производства «Молдова-фильм». Как оказалось, любимой картиной Ирины Павловой с момента появления её на экранах был и остается фильм «Лэутары». Кинокритик считает, что у республики и сегодня есть потенциал, творческий, по крайней мере: «Бедной, но богатой культурой и традициями стране Молдове необходимо проводить кинофестивали в каждом своем селе. Именно так можно приучать к хорошему кино».

С сожалением и горечью говорила Ирина Павлова о неоднозначном отношении многих национальных республик к своему советскому прошлому, о том, как преподносят СССР нынешние историки и политики. «Республики освободились от так называемой «российской оккупации», освободили от неё кинематограф, промышленность, медицину, науку. Вы этого хотели, крича: «Долой русских!»? Вы хотели, чтобы не стало науки, медицины, чтобы ваши дети уезжали за границу работать там няньками и сиделками?.. Я не понимаю, что такое «оккупация», когда оккупант живет лучше оккупированного. Мы, т.н. русские оккупанты, очень ценили национальную идентичность наших республик, мы дорожили национальными интеллигенциями. Одним словом, Россия создала в странах, где кроме мотыги ничего не знали, прекрасную промышленность. Почему нас продолжают обвинять? Мы были такими же жертвами сталинских репрессий, как и другие республики», - подчеркнула Ирина Васильевна, и было видно, что эта тема задевает её за живое.

Сегодня в мире, по мнению Павловой, преобладает два вида мировоззрения. Это - демократическое, которое «выламывает всем руки, чтобы мы соглашались с их установками». А если не согласны – увольняют, выгоняют и т.д. Как иллюстрацию она привела кампанию травли президента Трампа в США: «И эти люди, - детализировала киновед свое мнение о действиях американских демократах, - смеют нам говорить о свободе, когда признают только свое мнение?..» Второй вид мировоззренческих установок сводится к нежеланию покидать свою зону комфорта. И мы сами допустили такой мир, считает Ирина Павлова. Сами сдали свое пространство чужим людям, которые навязали нам чужие нормы: «Хочется, чтобы каждый человек научился цепляться за любовь к красоте и не уступать никому. Может быть, тогда было бы меньше плохого на экранах и в жизни. Для этого надо просто иногда говорить: “Нет”».

На встречу с Ириной Павловой пришли и молдавские кинематографисты: режиссер Николай Гибу, актер и режиссер Игорь Чирков, режиссер Валерий Жереги. Гостья предложила посмотреть короткометражку "Время жить и время умирать". Картина развеселила зал, но подняла много важных вопросов, отвечать на которые Ирина Васильевна продолжила уже после встречи, в узком кругу...

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*