События

24.08.2018, Молдавия, Кишинёв

Сергей Мокрицкий

Фото

«Свою работу, какой-бы она ни была, надо любить. Только тогда может получиться шедевр», - таким незамысловатым рецептом хорошего кино поделился с гостями кишиневской встречи знаменитый российский оператор и режиссер Сергей Мокрицкий.

24 августа по приглашению общественной организации Dialogum и международного медиа клуба Format-A3 режиссер провел открытую встречу на тему: «За кадром: история в кино, кино в истории».

Мокрицкий убежден, что искусство не может научить быть добрым, но оно учит моральным клише. Как, например: не быть расистом, уважать старость и так далее. После просмотра фильма сразу стать чище и лучше невозможно, но в какой-то важный этический момент это обязательно сработает.

«Я думаю, что мы не знаем, как наше кино отзовется в истории. Но я убежден, что история нам просто необходима. Во-первых, чтобы мы знали как выглядят настоящие герои. А во-вторых, чтобы знать свою собственную историю, которая намерено было изменена».

Сергей Мокрицкий не в первый раз приезжает в Кишинев. Немного ни мало, но свой первый режиссерский опыт, картину «Четыре возраста любви», Сергей частично снимал в наших краях. Именно этот фильм он и привез для показа на встрече в медиа-клубе. В этом киноальманахе из четырех историй есть новелла «Осень», в которой рассказывается о внезапно вспыхнувших чувствах между юношей и девушкой. Фоном для возникшей любви стала прекрасная молдавская природа.

Приятным сюрпризом для гостей клуба стало то, что актриса из этой новеллы - Александра Гонтаренко - живет в Кишиневе. Она тоже пришла на встречу. Спустя 10 лет режиссер и актриса вновь встретились, но уже в рамках нашего медиа-клуба. Смущаясь, она смотрела на себя 12-летнюю на экране, вспоминая свой первый кино-опыт.

«Этот фильм – «Четыре возраста любви» - моя первая картина как режиссера. Он авторский, несколько затянутый, но он сделал свое дело: я до сих пор «в обойме» российских режиссеров и до сих пор снимаю!» - с гордостью говорит Мокрицкий.

Авторское кино, как отмечает режиссер, снимать непросто – как и исторические фильмы, которые так любит Сергей. Его режиссерская работа «Битва за Севастополь» прогремела по всему миру, в том числе и в Молдове. Зал одарил режиссера многочисленными комплиментами и благодарностью за этот фильм, зная, подмечая, что это последняя в современной истории русско-украинская кинокартина.

«Для меня противен присвоенный мне титул, который звучит так: «Снял последнее русско-украинское кино»… Я готов расстаться с ним хоть завтра ради того, чтобы наши страны снова делали вместе что-то хорошее», - с горечью заявил Мокрицкий.

Для него, как для украинца, тема событий в соседней стране звучит особо остро. «Любой конфликт и войну можно рассматривать как болезнь общества. К сожалению, искусство не может лечить такую болезнь: она имеет свои фазы и должна пройти сама. Это помутнение общественного разума. Я украинец, живущий в Москве. Я – советский человек, мой брат – советский, мои друзья, которые живут под Житомиром – советские, и мы все друг с другом хорошо общаемся. Мы специально не затрагиваем какие-то опасные темы. В семье у нас это пока получается. Но общение со многими товарищами, коллегами-кинематографистами стало холоднее и уже нет того тепла, как раньше».

Сергей Мокрицкий выбирает не разрушать, а созидать. С кишиневской публикой он поделился предстоящими творческими планами. В ближайшие дни режиссер преступает к работе над фильмом о ВГИКовцах, а именно - студентах с операторского курса во время 1941 года. В тот год, когда гитлеровские войска подошли к Москве, группа дипломников-пятикурсников попросила разрешения пойти снимать фронтовую хронику. Отснятый материал лег в основу фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Эта картина первой из советских фильмов была награждена премией «Оскар» как лучший зарубежный документальный фильм. Впервые благодаря фронтовым операторам советские люди увидели что остается на оккупированной немцами территории. До этого немцы только наступали, но под Москвой споткнулись. Вот об этом времени, тех людях и мужественной профессии фронтового оператора будет следующий фильм Сергея Мокрицкого.

Снимая кино, режиссер часто просит близких людей быть первыми критиками и цензорами. «Надо понимать, что цензура в кино есть всегда. Первая – это самоцензура. Она самая страшная, потому что ее нельзя обмануть – сам с собой не договоришься. И есть условная цензура, которая была и во времена Пушкина тоже. Она дает возможность развивать фантазию. Часто задают вопрос: почему в советское время снимали такие хорошие фильмы, а сейчас нет? И при этом отмечают, что тогда была цензура... И тут я не понимаю: так вы за цензуру или нет?».

Мокрицкий не устает повторять: сегодня хорошее кино тоже есть, на расстоянии нескольких кликов на компьютере. «Благодаря Интернету сегодня в вашем компьютере все есть. Хотите фильм про космонавтов – пожалуйста, про хоккеистов – пожалуйста, про любовь – тоже. Выбор за вами».

В течение 2-х часов гости кишиневского медиа-клуба, затаив дыхание, ловили каждое слово мастера. Студенты, кинокритики, молдавские режиссеры, сценаристы, журналисты не отводили глаз от Мокрицкого, пытаясь прочувствовать и перенять его киноопыт.

В течение всей кишиневской встречи режиссер не уставал повторять о том, как здорово, что, несмотря на не самые простые отношения между нашими странами люди не перестают общаться и поддерживать друг друга. Он поблагодарил медиа-клуб Format-A3, за возможность встречаться, разговаривать и восстанавливать связь между народами.

 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*