События
27.08.2018, Белоруссия, Минск, Гродно Лев Данилкин |
«То, что произошло в России в 1917 году, было исторически обусловлено и, по-видимому, неизбежно. Владимир Ульянов идеально подошел для роли мессии, который должен освободить, спасти мир от капиталистического апокалипсиса, но он не был единственно возможным актёром этого грандиозного исторического спектакля. Вот о чем моя книга», – так емко объяснил свою задумку автор бестселлера «Ленин. Пантократор солнечных пылинок». 27 августа известный российский литературный критик и писатель, редактор отдела культуры «Российской газеты» Лев Данилкин принял участие в столичном Доме дружбы впубличной встрече на тему «Погоня за Лениным». На его взгляд, Ленин является одной из ключевых исторических фигур начала XX века, которую он попытался рассматривать в контексте грандиозного революционного катаклизма. По мнению спикера, Ленин перевернул эпоху и доказал свою правоту. Автор подробно рассказал о том, как работал над книгой, ставшей лауреатом главной российской литературной премии «Большая книга». Как оказалось, он перечитал море литературы и все 55 томов собрания сочинений вождя мирового пролетариата. Однако даже после такой скрупулезной работы так и не смог ощутить и прочувствовать настоящего Ильича. И тогда Данилкин устроил свою погоню за Лениным: поехал в Шушенское, Ульяновск, затем в Мюнхен, Париж, Хельсинки. Иногда в день наматывал десятки километров. И до сих пор продолжает путешествовать по ленинским местам, восторгаясь скоростью перемещения, силой воли и необыкновенной работоспособностью своего героя. Ленин научил его, как это ни парадоксально, видеть суть событий, и теперь многие вещи Данилкин воспринимает «либо совсем с другой стороны, либо в другом свете», будь то отравления в Солсбери или война в Сирии. Это и есть, пожалуй, главный итог «совместной жизни с персонажем». На вопрос зрителя, почему писателя интересуют крупные фигуры советского прошлого, Данилкин ответил: «Мои книги про Ленина, Гагарина, Проханова – это история про то, как я сам переживаю встречу с каждым конкретным героем, его эпохой и идеологией. Поэтому все мои произведения имеют еще и автобиографический аспект. Хотя не нужно отождествлять меня с рассказчиком. Скажем, лично я отношусь к вождю революции тепло и говорю об этом открыто. Но книжный рассказчик – это исследователь Ленина, который желает понять, кем же на самом деле был этот человек. И если в начале этот самый рассказчик относится к своему герою с легкой иронией, то к концу повествования прежней иронии становится все меньше и меньше, а уважения — больше и больше». Модератор встречи, известный белорусский историк и публицист Вадим Гигин, провел в зале эксперимент. Он спросил молодых людей, с какими словами ассоциируется у них советское прошлое. «Партия», «стабильность», «уверенность в будущем», «развал», «справедливость», «дефицит» — ответы были разноплановыми. Лев Данилкин признался, что писал «Ленина» скорее для самого себя и для своего поколения, которое родилось в Советском Союзе. «Лимонов назвал СССР «нашим третьим Римом». Для моего поколения этот проект также привлекателен, как для греков возрождение античной эпохи, — заявил он. — Нас учили до 16-ти лет жить в одном мире, а потом мы оказались в противоположной реальности, где все с точностью наоборот. Даная психическая травма и невроз, который ты чувствуешь всю жизнь, надо как-то объяснять. Лечить. И в этом смысле написание такого рода книги оказывает психотерапевтический эффект. Такую же самоидентификацию пытаются выстроить Сенчин, Шаргунов, Прилепин… Видимо, все-таки это вещь поколенческая». Публика была очень активна, вопросы сыпались один за другим: не слишком ли рано некоторые хотели бы сбросить Ленина с корабля современности? Возможно ли повторение Октября на постсоветском пространстве? «До юбилея революции шло очернение советской эпохи в СМИ, особенно в этом деле преуспевал Николай Сванидзе. Ненависть к Ленину, ко всему советскому у него зашкаливала. Но в последнее время белорусские зрители не видят этого «мудреца» на экранах телевизора: его уже не приглашают в студию или поменялась официальная позиция в отношении СССР?» — поинтересовалась одна из завсегдатаев клуба. Спикер ответил, что со Сванидзе он не раз пересекался на публичных мероприятиях и дискутировал о своей книге в Музее истории ГУЛАГа. На его взгляд, этот человек может выслушивать аргументы, а его позиция связана с тем, что он одержим идеей ненависти и вины Сталина. Но здесь-то, замечает спикер, важнейший вопрос состоит в том, как отличить истину от искренних заблуждений или сознательно насаждаемых мифов, в которые упакованы весьма конкретные политические идеи и идеологические установки. «Мне кажется, образ новой России выстраивается на основе советской идентичности. Но не целиком, в расчет берут лишь послевоенный период, — рассуждал писатель. — В коллективное сознание вбрасывается мысль о том, что до 1941-го года история была неправильным экспериментом, но в дальнейшем, когда Сталин стал выстраивать «красную империю», все исправилось. И этот тезис вполне годится в качестве базы для нынешней России. Хотя мне кажется, что именно ранний период, связанный с Советами, с творчеством масс гораздо более перспективен и справедлив». Участники диалога напомнили, что в Белоруссии стоят около 400 памятников Ленину, а, между тем, в соседней Украине недавно наблюдали настоящий «ленинопад». «Этот процесс не является уникальным. Оказавшиеся у власти начинают искать новую идентичность, — считает Данилкин. — Первые шаги советской власти были связаны со сбрасыванием с пьедесталов символов царского режима. Но парадокс данной ситуации заключается в том, что Ленин был сторонником автономной Украиной. В рамках советского государства, конечно же. Он написал немало текстов о том, что Украина должна быть независимой и не страдать от проявления великорусского шовинизма. Чудно, что в современной Украине не принимают в расчет эти обстоятельства. На традиционный вопрос о творческих планах гость клуба ответил, что хотел бы написать книгу о Башаре Асаде, фигуре масштабной, глубокой, противоречивой и незаслуженно демонизированной. В этот же день в Министерстве информации РБ состоялся круглый стол с участием министра Александра Карлюкевича, заместителя министра Игоря Бузовского, доктора социологических наук Александра Данилова, а также журналистов республиканских изданий. Говорили о том, что сегодня точное историческое знание оказалось одним из самых дефицитных материалов, что существует множество различных версий минувшего, причем опирающихся не на выверенный исторический анализ и знание социологических законов, а являющих собой авторское, пристрастное видение мира, а иногда и явный идеологический заказ. Главный вывод двухчасового разговора состоит в том, что в данном контексте очень ценны слова и суждения литераторов, журналистов, историков - всех, кто стремится объективно разобраться в событиях минувшего, кто старается исходить не столько из эмоций, сколько из фактов, пытаясь отличить истину от искренних заблуждений или сознательно насаждаемых мифов. В Гродно 28 августа в Областном методическом Центре народного творчества продолжили обсуждать ленинскую тему. «Наверно, про Ленина написано даже больше, чем про Иисуса Христа. Жизнь вождя известна почти поминутно. Вышли книги «Ленин и Япония», «Ленин и кулинария». И даже «Ленин и стоматология». Но я уверен, что главное — в его работах. Не исключаю, что когда-либо снимут голливудский фильм, где главную роль сыграет Ди Каприо», – после этих слов гостя зрители оживились и вступили в активную дискуссию. Писатель и публицист Ирина Шатыренок считает, что «нас в свое время перекормили в школе/университете ленинской идеологией и пропагандой. Но масштаб этой личности до сих пор не изучен, хотя писали много и многие, нет полного научного исследования биографии Ленина». Спикер уточнил, что его задача была не столько написать «расширенную» биографию, сколько показать, что один человек может перевернуть мир, что воля и энергия Ленина изменили жизнь человеческой цивилизации и до сих пор продолжают оказывать огромное влияние на умы миллионов. Он особо подчеркнул мысль о том, что понять волю и энергию данного исторического персонажа – значит понять принципы, по которым в том числе живет сегодняшняя Россия, осознать наконец тот факт, что советская эпоха нуждается не столько в изучении, сколько в переосмыслении. Причем всего своего периода – героического, репрессивного, победного, трудового. На вопрос молодого человека о том, был ли Владимир Ленин немецким шпионом, писатель ответил убедительно и ярко: «Ленин – блестящий интеллектуал и философ у власти. Это очень редкий случай в истории человечества. Ну а досужие вымыслы про немецкого шпиона, про демона или кровавого палача – несерьезный разговор. Что касается «шпионажа», например, у распространителей подобного мифа нет никаких фактов и документов, подтверждающих эту версию, а есть лишь старые вульгарные клише английской пропаганды. Историки давно знают, что история про немецкие деньги — выдумка иностранного посольства, которое фабриковало документы, которым не верили даже в далеком 1917-м». Вспомнили в беседе и о том, что накануне 100-летия революции в СМИ постоянно ставился вопрос, насколько закономерны Октябрь и социалистический выбор, последовавший за ним? Лев Данилкин не сомневается в том, что Великая Октябрьская революция – событие мирового значения. В конце встречи один из зрителей поблагодарил за теплый доверительный разговор и пожелал встретиться через пару лет в этом же зале, но в ином качестве. «Уверен, что вскоре снимут фильм по вашей замечательной книге и вы приедете к нам в Гродно уже в ином качестве – как автор сценария нашумевшей кинокартины, и мы обсудим все достоинства увлекательнейшей исторической драмы». Зал поддержал эту идею громкими аплодисментами. |
|
|
Ваш комментарий