События
Свой среди своихАвтор «Бандитского Петербурга» Андрей Константинов в Риге оказался впервые. Но здесь его уже ждали... Алекс — Юстасу Совершенно секретно. Напечатано в одном экземпляре. Объект наблюдения прибыл поздно вечером. Поскольку мы предупреждены о его высокой профессиональной подготовленности, принято решение вести его от самого аэропорта. И сопровождать по городу. Фотографии мест, возле которых объект задерживался, прилагаются. На следующий день объект много перемещался по городу, встречался с прессой. В здание гостиницы «Рига» зашел ровно в 17 часов. В расписании — подвиг В гостиницу Justus гость прибыл поздно вечером, прямо с питерского самолета. В номере его ждала шифровка. С планом на завтра. Утром Константинов позавтракал в ресторане Alex, и мы подошли к нему с вопросом: «В расписании — подвиг. Андрей, вы готовы?» Ни на секунду не задумавшись, автор криминальных бестселлеров ответил: «Это у вас подвиг. А у меня работа». Но от подвига ему все-таки отвертеться не удалось. Семь интервью за день, прямой эфир на радио и творческая встреча с рижанами, организованная медиа-клубом, — это вам что? Рижская Блюменштрассе Каждый рижанин знает, что во времена, когда в Риге снимали заграницу, Яуниела превращалась в лондонскую Бейкер-стрит, по которой прохаживались Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Еще раз эта улочка прославилась в качестве Цветочной улицы в Берне, куда Штирлиц направил на явку профессора Плейшнера. Но это не только швейцарская Цветочная из «Семнадцати мгновений весны», где падал из окна профессор Плейшнер, но также Фридрихштрассе в Берлине, по которой Штирлиц ездил на авто. В самом сдании отеля Justus согласно фильму «Семнадцать мгновений весны» располагался зоомагазинчик с канарейками, куда заглядывал Штирлиц. Напротив отеля — дом, на окошке которого на втором этаже стоял знаменитый горшок с азалией, выставленный русским разведчиком: явка провалена. На этот раз цветка на окне не было — ни в этом элегантном здании, ни в окнах соседних ресторанчиков. Это означало: вход свободен. Кстати, загородный особняк, в котором Штирлиц бил по голове Холтоффа бутылкой, снимался в Юрмале. А бутылка, которой орудовал Штирлиц — Тихонов, говорят, была «Рижским бальзамом», купленным тут же. (На всякий случай уточняем: Константинов бальзамом никого по голове не бил.) Пройдя дорогой, которой бежала радистка Кэт, и попутно осмотрев здание Минфина (в фильме это одновременно гестапо и Музей природоведения, где Штирлиц встречался с агентами), а также «уголок Берна» неподалеку от Президентского дворца, у церкви Скорбящей Богоматери, Андрей Константинов выпил кофе в уличном кафе и заодно по рации отправил шифровку в центр: «Юстас — Алексу. Все по плану». ...А вечером писатель Константинов пришел на встречу с рижанами в гостиницу «Рига». Именно в то здание, которое увековечено еще в одном знаменитом старом шпионском романе (и фильме) — «Приключения майора Пронина». Алекс — Юстасу Совершенно секретно. По прочтении съесть. Перед отъездом Константинов успел побывать в Юрмале и потереть по носу бронзовых Бременских музыкантов. Какое желание он при этом загадал, нам неизвестно. Однако надеемся, что он еще не раз вернется в Ригу. А возможно, и напишет новый роман с рижскими реалиями. «Штирлиц» — это кино об одиночестве Почему в России мало хороших сериалов? По книгам Константинова снято уже более 20 фильмов. А сейчас запущены в работу еще два сериала — «Наружное наблюдение» и «Гоблины», которых скоро покажут на Первом канале. Сам он работает над сценариями по книгам «Умельцы» и «Травля лисы». В тонкости съемочного процесса Константинов не углубляется. Не вмешивается. В «Бандитском Петербурге» сам сыграл в нескольких эпизодах. А жена его — актриса Театра Сатиры Наталья Круглова снялась в одной из главных ролей в «Гоблинах». — Кто из актеров, на ваш взгляд, наиболее полно отразил характеры ваших героев? — Я нормально отношусь ко всем. Нравится игра Саши Домогарова. Лев Борисов хорошо сыграл вора в законе Антибиотика. Антибиотик — собирательный образ, но многое я взял от одного человека. Он не был бандитом, а был крупным чиновником советских времен, теневым решальщиком различных вопросов. Его взорвали в конце 90-х годов. Лев Борисов хорошо сыграл этот образ. И был очень благодарен, сказал: «Ты не представляешь, что для меня сделал, я всю жизнь ждал именно такой роли». Замечательный человек, интересный актер, и во многом благодаря ему меня стали упрекать в романтизации бандитского мира. Я всегда на это отвечаю, что Мюллер в «Семнадцати мгновениях весны» тоже получился очень обаятельным, но это не значит, что режиссер ставил своей задачей героизацию нацизма. Это просто прием — показывать в плохом хорошее, только тогда получается выпуклый образ. — Какие российские сериалы вы можете отметить? — Мне кажется что у нас в стране по большому счету кризис. Надо делать другие сериалы. Такие, как «Тюдоры», «Борджиа», американские сериалы «24» и «Побег». Сегодня прежде всего нужны новые, неожиданные вещи. А у нас очень боятся выбиться из формата. У меня уже выгребли все книги под сценарии. Почему? Просто не хватает в кино литературной основы, никто ничего выдумать не может. Все время эти бесконечные «Менты» в разных ипостасях. Ходит милиционер с пистолетом и в любой программе в любое время суток кричит: «Стой, стрелять буду!» Иногда он негр, иногда говорит по-английски. Это ничего не меняет. Такое ощущение, что все время смотришь одно и то же кино. — Может быть, это как раз и востребовано? — Это востребовано теми, кто занимается этим бизнесом. Как хот-доги. Если это тебе всучивают, то куда денешься. Если это есть в телевизоре, то нравится, не нравится — будешь смотреть. Никто не хочет рисковать. Есть устоявшиеся компании, у них взаимоотношения с каналами. Любой бизнес тяготеет к определенной стабильности. Мы вам отгружаем 40 тонн кастрюль, а вы нам — 20 ящиков чугуна. И все всех устраивает. То, что зрителю уже надоело такое, их мало волнует. А потом говорят: «Ну вот разочек плюнем в вечность, сделаем духовное кино. «Достоевского» снимем...» Но все эти фильмы — «достоевские», «маяковские», «есенины» — сделаны по такому же принципу. Выбрали новый формат: «Лабаем биографическую драму». Это все продукция. А вот лучшие сериалы мира — «Рим», например, или «Игры престолов» — это смотришь и плакать хочется. Нашим такое не снилось, не грезилось... — Наверное, сериалы дорогие... — Ну не то чтоб совсем дорогие. А что, у нас телеканалы нищие? Гонорары сумасшедшие платят, все у них в порядке. Здесь основное сценарий. По хорошему сценарию можно снять плохой фильм, это легко. А по плохому сценарию снять хороший невозможно. И практически все кинопровалы связаны с тем, что сценарная основа изначально халтурная. При том, что сценарий — это самое дешевое в кинопроизводстве. На сценаристах странным образом экономят. А потом одно с другим не сходится. В России давно не было хитов. Чем отличается культовый фильм от некультового? Культовый посмотришь — хочется еще раз и еще раз. Друзьям рекомендовать. Ты в принципе живешь с этим долго. Вот почему «Семнадцать мгновений» такой вечный фильм? Ведь главный герой — офицер высокого ранга. Чтобы дослужиться до звания штандартенфюрера, сколько всего ему надо было переступить? С чистыми руками никогда не останешься. А по сути, дело-то не в подвигах Штирлица в тылу врага. Это фильм о человеке, об одиночестве. Именно это его поднимает на другой уровень восприятия. А обычные сериалы — это одноразовые пластмассовые стаканчики — раз и выкинул. Давно уже не было у нас такого кино, которое хочется пересматривать. Сейчас много экранизируют классику. Когда режиссер все делает очень бережно и дословно, то получается именно это. Если, конечно, у режиссера нет планов на свой подход к конкретной истории. Фильмы и сериалы, снятые по книгам Андрея Константинова 1993 г. — «Русская мафия» (Швеция). |
|
|||||
|
Ваш комментарий