События

Свой среди своих

газета «Суббота» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Автор «Бандитского Петербурга» Андрей Константинов в Риге оказался впервые. Но здесь его уже ждали...

Алекс — Юстасу

Совершенно секретно.

Напечатано в одном экземпляре.

Объект наблюдения прибыл поздно вечером. Поскольку мы предупреждены о его высокой профессиональной подготовленности, принято решение вести его от самого аэропорта. И сопровождать по городу. Фотографии мест, возле которых объект задерживался, прилагаются. На следующий день объект много перемещался по городу, встречался с прессой. В здание гостиницы «Рига» зашел ровно в 17 часов.

В расписании — подвиг

В гостиницу Justus гость прибыл поздно вечером, прямо с питерского самолета. В номере его ждала шифровка. С планом на завтра.

Утром Константинов позавтракал в ресторане Alex, и мы подошли к нему с вопросом: «В расписании — подвиг. Андрей, вы готовы?»

Ни на секунду не задумавшись, автор криминальных бестселлеров ответил: «Это у вас подвиг. А у меня работа».

Но от подвига ему все-таки отвертеться не удалось. Семь интервью за день, прямой эфир на радио и творческая встреча с рижанами, организованная медиа-клубом, — это вам что?
Но это было потом. А сначала прямо с утра мы повели его по шпионским маршрутам — точнее, по знаковым местам, где снимались самые известные культовые фильмы — о Штирлице и Шерлоке Холмсе.

Рижская Блюменштрассе
  Далеко идти не пришлось. Непосредственно у входа в гостиницу, в маленьком флигеле на Яуниела, находится «домик миссис Хадсон», шерлокхолмсовской экономки. А собственно резиденция великого сыщика находилась в доме N22.

Каждый рижанин знает, что во времена, когда в Риге снимали заграницу, Яуниела превращалась в лондонскую Бейкер-стрит, по которой прохаживались Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Еще раз эта улочка прославилась в качестве Цветочной улицы в Берне, куда Штирлиц направил на явку профессора Плейшнера. Но это не только швейцарская Цветочная из «Семнадцати мгновений весны», где падал из окна профессор Плейшнер, но также Фридрихштрассе в Берлине, по которой Штирлиц ездил на авто.

В самом сдании отеля Justus согласно фильму «Семнадцать мгновений весны» располагался зоомагазинчик с канарейками, куда заглядывал Штирлиц.

Напротив отеля — дом, на окошке которого на втором этаже стоял знаменитый горшок с азалией, выставленный русским разведчиком: явка провалена.

На этот раз цветка на окне не было — ни в этом элегантном здании, ни в окнах соседних ресторанчиков. Это означало: вход свободен.

Кстати, загородный особняк, в котором Штирлиц бил по голове Холтоффа бутылкой, снимался в Юрмале. А бутылка, которой орудовал Штирлиц — Тихонов, говорят, была «Рижским бальзамом», купленным тут же. (На всякий случай уточняем: Константинов бальзамом никого по голове не бил.)

Пройдя дорогой, которой бежала радистка Кэт, и попутно осмотрев здание Минфина (в фильме это одновременно гестапо и Музей природоведения, где Штирлиц встречался с агентами), а также «уголок Берна» неподалеку от Президентского дворца, у церкви Скорбящей Богоматери, Андрей Константинов выпил кофе в уличном кафе и заодно по рации отправил шифровку в центр: «Юстас — Алексу. Все по плану».

...А вечером писатель Константинов пришел на встречу с рижанами в гостиницу «Рига». Именно в то здание, которое увековечено еще в одном знаменитом старом шпионском романе (и фильме) — «Приключения майора Пронина».

Алекс — Юстасу

Совершенно секретно.

По прочтении съесть.
 По нашим данным, на творческой встрече, организованной международным медиа-клубом «Формат A3», присутствовали около 200 человек: адвокаты, журналисты, сотрудники частных детективных агентств, преподаватели, студенты, представители Рижской думы и Рижского бизнес-клуба, почетные эксперты — вице-спикер Андрей Клементьев и государственный контролер Ингуна Судраба — и другие заинтересованные лица.

Перед отъездом Константинов успел побывать в Юрмале и потереть по носу бронзовых Бременских музыкантов. Какое желание он при этом загадал, нам неизвестно. Однако надеемся, что он еще не раз вернется в Ригу. А возможно, и напишет новый роман с рижскими реалиями.

«Штирлиц» — это кино об одиночестве

Почему в России мало хороших сериалов?

По книгам Константинова снято уже более 20 фильмов. А сейчас запущены в работу еще два сериала — «Наружное наблюдение» и «Гоблины», которых скоро покажут на Первом канале. Сам он работает над сценариями по книгам «Умельцы» и «Травля лисы».

В тонкости съемочного процесса Константинов не углубляется. Не вмешивается.

  В «Бандитском Петербурге» сам сыграл в нескольких эпизодах. А жена его — актриса Театра Сатиры Наталья Круглова снялась в одной из главных ролей в «Гоблинах».

— Кто из актеров, на ваш взгляд, наиболее полно отразил характеры ваших героев?

— Я нормально отношусь ко всем. Нравится игра Саши Домогарова. Лев Борисов хорошо сыграл вора в законе Антибиотика.

Антибиотик — собирательный образ, но многое я взял от одного человека. Он не был бандитом, а был крупным чиновником советских времен, теневым решальщиком различных вопросов. Его взорвали в конце 90-х годов. Лев Борисов хорошо сыграл этот образ. И был очень благодарен, сказал: «Ты не представляешь, что для меня сделал, я всю жизнь ждал именно такой роли».

 Замечательный человек, интересный актер, и во многом благодаря ему меня стали упрекать в романтизации бандитского мира. Я всегда на это отвечаю, что Мюллер в «Семнадцати мгновениях весны» тоже получился очень обаятельным, но это не значит, что режиссер ставил своей задачей героизацию нацизма. Это просто прием — показывать в плохом хорошее, только тогда получается выпуклый образ.

— Какие российские сериалы вы можете отметить?

— Мне кажется что у нас в стране по большому счету кризис. Надо делать другие сериалы. Такие, как «Тюдоры», «Борджиа», американские сериалы «24» и «Побег».

Сегодня прежде всего нужны новые, неожиданные вещи. А у нас очень боятся выбиться из формата. У меня уже выгребли все книги под сценарии. Почему? Просто не хватает в кино литературной основы, никто ничего выдумать не может.

Все время эти бесконечные «Менты» в разных ипостасях. Ходит милиционер с пистолетом и в любой программе в любое время суток кричит: «Стой, стрелять буду!» Иногда он негр, иногда говорит по-английски. Это ничего не меняет. Такое ощущение, что все время смотришь одно и то же кино.

 — Может быть, это как раз и востребовано?

— Это востребовано теми, кто занимается этим бизнесом. Как хот-доги. Если это тебе всучивают, то куда денешься. Если это есть в телевизоре, то нравится, не нравится — будешь смотреть.

Никто не хочет рисковать. Есть устоявшиеся компании, у них взаимоотношения с каналами. Любой бизнес тяготеет к определенной стабильности. Мы вам отгружаем 40 тонн кастрюль, а вы нам — 20 ящиков чугуна. И все всех устраивает.

То, что зрителю уже надоело такое, их мало волнует. А потом говорят: «Ну вот разочек плюнем в вечность, сделаем духовное кино. «Достоевского» снимем...»

Но все эти фильмы — «достоевские», «маяковские», «есенины» — сделаны по такому же принципу. Выбрали новый формат: «Лабаем биографическую драму». Это все продукция. А вот лучшие сериалы мира — «Рим», например, или «Игры престолов» — это смотришь и плакать хочется. Нашим такое не снилось, не грезилось...

— Наверное, сериалы дорогие...

— Ну не то чтоб совсем дорогие. А что, у нас телеканалы нищие? Гонорары сумасшедшие платят, все у них в порядке.

Здесь основное сценарий. По хорошему сценарию можно снять плохой фильм, это легко. А по плохому сценарию снять хороший невозможно. И практически все кинопровалы связаны с тем, что сценарная основа изначально халтурная. При том, что сценарий — это самое дешевое в кинопроизводстве. На сценаристах странным образом экономят. А потом одно с другим не сходится.

В России давно не было хитов. Чем отличается культовый фильм от некультового? Культовый посмотришь — хочется еще раз и еще раз. Друзьям рекомендовать. Ты в принципе живешь с этим долго.

Вот почему «Семнадцать мгновений» такой вечный фильм? Ведь главный герой — офицер высокого ранга. Чтобы дослужиться до звания штандартенфюрера, сколько всего ему надо было переступить? С чистыми руками никогда не останешься. А по сути, дело-то не в подвигах Штирлица в тылу врага. Это фильм о человеке, об одиночестве. Именно это его поднимает на другой уровень восприятия.

А обычные сериалы — это одноразовые пластмассовые стаканчики — раз и выкинул.

Давно уже не было у нас такого кино, которое хочется пересматривать.

Сейчас много экранизируют классику. Когда режиссер все делает очень бережно и дословно, то получается именно это. Если, конечно, у режиссера нет планов на свой подход к конкретной истории.
Сериал — другое. Там серий много, приходится растягивать, менять сюжет. Получается учебник литературы с ожившими картинками. 

Фильмы и сериалы, снятые по книгам Андрея Константинова

1993 г. — «Русская мафия» (Швеция).
2000 г. — «Бандитский Петербург. Часть 1-я. Барон» (5 серий) — по роману «Журналист-2» («Вор»).
2000 г. — «Бандитский Петербург. Часть 2-я. Адвокат» (10 серий) — по романам «Адвокат» и «Судья» («Адвокат-2»).
2001 г. — «Бандитский Петербург. Часть 3-я. Крах Антибиотика» (8 серий) — по романам «Сочинитель» и «Выдумщик» («Сочинитель-2»).
2002 г. — «Агентство «Золотая пуля» (24 серии) — по романам «Агентство» Золотая пуля» и «Агентство «Золотая пуля» — 2».
2003 г. — «Бандитский Петербург. Часть 4-я. Арестант» (7 серий) — по роману «Арестант».
2003 г. — «Бандитский Петербург. Часть 5-я. Опер» (5 серий) — по роману «Мент».
2003 г. — «Бандитский Петербург. Часть 6-я. Журналист» (7 серий) — по роману «Мусорщик».
2004 г. — «Честь имею» (4 серии) — по роману «Рота».
2005 г. — «Бандитский Петербург. Часть 7-я. Передел» (12 серий) — по идее Андрея Константинова.
2006 г. — «Русский перевод» (8 серий) — по роману «Журналист».
2007 г. — «Свой-чужой» (12 серий) — по роману «Свой-чужой».
2009 г. — «Лапушки» (8 серий) — по роману «Лапушки».
2010 г. — «Тульский-Токарев» — по роману «Тульский-Токарев».
2011 г. — «Гоблины. Защита свидетелей» (12 серий) — по роману «Гоблины».
2011 г. — «Наружное наблюдение» (24 серии, в производстве) по мотивам трилогии «Наружное наблюдение».
 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Андрей КОНСТАНТИНОВ

26 мая Международный медиа-клуб «Формат А3» провел в Риге встречу с писателем Андреем Константиновым, директором и главным редактором информационно-аналитического Агентства журналистских…… →

Фото
Статьи