События

28.09.2018, Латвия, Рига

Александр Балуев

Фото

28 сентября гостем рижского клуба «Культурная линия» был один из самых ярких, востребованных и любимых публикой российских артистов Александр Балуев. На встречу актер приехал прямиком из Таллина, а по ее окончании в буквальном смысле убежал на сцену рижского Дома конгрессов - играть спектакль «Признание», с которым он как актер и режиссер приехал в столицы Эстонии и Латвии в рамках гастрольного тура.

Возможность открытого общения с актером, воплощающего на экране исключительно образы сильных духом русских мужчин, вызвала закономерный ажиотаж среди рижан и, особенно, среди рижанок. В конференц-зале отеля Avalon в этот день собралось более двухсот человек. Большую часть аудитории составили преподаватели русского языка и литературы, педагоги вузов, представители учительских организаций, журналисты, старшеклассники и студенты, воспитанники театральных студий и киношкол.

Как и подобает любимцу публики, Балуев сразу расположил к себе аудиторию: «Я очень рад быть опять в Риге. Я всегда любил приезжать в Прибалтику, бродить по песчаным дюнам. И очень люблю здесь играть и привозить спектакли, которые на старости лет сам стал делать. В целях экономии, конечно. Сейчас все экономят, чтобы не платить режиссерам».

Шутил и иронизировал гость на протяжении всей встречи постоянно, но разговор вместе с тем получился очень серьезным и не праздным. Прежде всего, потому что Александр Николаевич очень точно прочувствовал тот факт, что самой наболевшей темой для русских в Латвии сегодня является вопрос сохранения своей национальной идентичности, русского языка, русских школ и русской культуры в целом.

- Те страны, в которых присутствие русского языка ощутимо, но не главенствует, люди, приходящие на гастрольные российские спектакли, прислушиваются к родной речи совсем иначе. Это особое внимание транслируется из зрительного зала на сцену. И я лично очень явно его ощущаю. Именно по этой причине я всегда с удовольствием езжу в Прибалтику, а, конечно, не из-за того, чтобы погулять по вашему песку. В Подмосковье я тоже могу найти песок. Просто русский язык и культура – это то, что нас объединяет, хотя, бывает, что и разъединяет. Но однозначно – это та основа, которая вне зависимости от нашего местонахождения всегда с нами, и всегда нас вместе самообразует.

В контексте затронутой темы Александр Балуев рассказал, что несколько лет назад снимался в фильме Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне». Среди четырех стран, которые принимали участие в создании этой картины, была также Латвия, а в главной мужской роли снимался один из самых именитых европейских современных артистов Рэйф Файнс.

- Мы снимали «Двух женщин» в Тверской области, и Рэйф все время приходил на съемки с томиком «Евгения Онегина», в паузах его читал. Делал он это, не играя и ничего никому не демонстрируя. Просто «Евгений Онегин» - это реально одна из его любимых книг. Причем на русском языке.

На фоне нынешних отрицаний всего, что связано с Россией, есть люди в Европе и в Америке, и достаточно известные, которые без какого бы то ни было принуждения, корысти и политических интересов очень любят Россию, русских людей, русскую культуру, русский язык, литературу и историю. К таким людям относится и Рэйф Файнс. Он по-настоящему влюблен в нашу страну. Он пока не женат, но я думаю, что если женится – то именно на русской девушке.

И всем нам я хочу сказать по поводу этого огульного отрицания и пренебрежения к России… Они все еще пожалеют об этом!

- А какая судьба, на ваш взгляд, ожидает Россию? – поинтересовались из зала.

- Я в «Ленкоме» я играю в спектакле «Попрыгунья», и там героиня говорит такие слова: «Я хочу сидеть, смотреть в окно, думать о России и обливаться слезами, думая о ее будущем». Это слова Антона Павловича Чехова, конечно. Думаю, он бы тоже не знал, как ответить на ваш вопрос… Я лично все-таки верю, что Россия будет очень сильно меняться, потому что состояние ее сейчас не кондово-устоявшееся, а очень подвижное. И с приходом новых и новых поколений, которые, я надеюсь, будут впитывать в себя эту подвижность, эти возможности приведут ее в итоге к светлому будущему. Я не могу сказать, что в России сейчас жить абсолютно хорошо и благостно. Но в каких-то проявлениях замечаю очень позитивное движение. Может оно и неправильное, но оно несомненно есть - и это дает надежду на хорошее будущее.

Вопросами на тему прогнозов и перспектив России Александра Николаевича, как актера, сыгравшего в кино целый ряд мощных исторических фигур от императора Петра Первого до маршала Жукова, на этой встрече буквально засыпали. В частности, спросили и о том, существуют ли для него сегодня герои нашего времени?

- Я родился и воспитан в Советском Союзе, в котором были герои. И считаю, что принцип «сотвори себе кумира» – это не так уж и плохо. У нас в СССР были настоящие герои – такие, как Юрий Гагарин, Валерий Харламов… Этот список огромен. Я не говорю о людях войны, когда был прямой героизм. Но считаю, что сегодняшнее время тем и отличается от времени советского, что сейчас героев нет. Либо есть, но со странным криминальным уклоном. Потому что сейчас, например, “героями” считаются герои светской хроники. И молодое поколение все время тянут под эту планку – ты должен стать богатым, как этот, ты должен стать успешным, как тот. Почему? С чего? Оголтелое стремление нажить, урвать, поиметь и попасть в светскую хронику – это порочный путь. Конечно же, герои сегодня есть. Просто мы их не знаем.

Александр Николаевич также признался, что однозначно против такого понятия, как «мир без границ».

- Я говорю не о пропускных пунктах с автоматчиками. А о том, что граница – это некий оберег того кусочка земли, который является моей родиной. А если человек живет в мире без границ, с ощущением, что у него родина и здесь, и в Америке – я этого не понимаю. Мне кажется, что это масонский путь – отменить границы, отменить национальные валюты. Это все ведет к коммунизму какому-то, потому что дальше понесется – отменить жен, ввести единый (английский) язык... Граница - очень тонкая вещь. Ее отсутствие вроде бы должно объединять людей: так прекрасно все-таки приехать из Литвы в Латвию, когда никто тебя не останавливает по дороге. Но вместе с тем могут размываться другие, более важные ценности, как язык и культура.

Поскольку Александр Балуев - один из немногих актеров России, который имел все шансы сделать успешную карьеру в Голливуде (он снимался в таких культовых фильмах, как «Миротворец», «Столкновение с бездной» и «Доказательство жизни»), его, разумеется, спросили, почему он все-таки не остался на Фабрике грез?

- Вы правильно заметили – туда трудно попасть. Но, на мой взгляд, еще труднее оттуда уйти. Слишком много соблазнов. Мне повезло, что я попал туда, когда мне было за сорок, и я кое-что уже сделал в профессии и жизни, поэтому мне было, что класть на весы. И я догадывался, от чего мне придется отказаться, уехав туда навсегда. И я довольно легко понял, что без того, что придется оставить, я жить не смогу. Смысла никакого нет. Плюс то, что мне предлагалось там играть: ни о какой классике речи быть и не могло. В лучшем случае это были бы роли либо уродцев, продающих на бензоколонках бензин, либо каких-нибудь людоедов, которые бегают по лесам и съедают грибников... Эдакие образы восточноевропейцев. Поэтому я все взвесил и понял: деньги все равно рано или поздно кончаются, а позор может задержаться надолго. У меня не было никаких сомнений в том, что оттуда надо уезжать. А периодически приезжать по какому-то хорошему поводу – почему бы и нет?

В контексте вопросов про Голливуд, Александр Николаевич рассказал рижанам историю, как в прошлом году совершенно нелепо попал в “черный список” украинского сайта, который называется также, как голливудский фильм “Миротворец”, в котором актер снимался вместе с Николь Кидман и Джорджем Клуни.

- Три года назад мы с покойной Верой Глаголевой ездили в Крым на съемки фильма «Ной». И пересекли границу со стороны России. А спустя больше чем два года украинцы как-то это вычислили и внесли нас в список. Вере это теперь совсем все равно. И мне тоже. Сам напросился – я же снимался в фильме «Миротворец»!

Размышляя о том, что сегодня происходит в современном театре и кино, Александр Николаевич то и дело восклицал, что не плохо было бы вернуть худсоветы и цензуру, которые в России нынче напрочь отсутствуют.

- В нашем театре сейчас идет очень большое увлечение формой. Берут классические пьесы и переворачивают их с одного места на еще более неприличное. Мол, вот такое у нас видение Гоголя... А кто не видит, как мы, тот дурак. И подобный ужас происходит повально. Как это остановить? Никак. Конечно, цензура - это не выход. Тем более, мы этот путь уже проходили. Наверное просто должно пройти время. Или зритель, который ходит на такие спектакли, должен ногами проголосовать за то, чтобы это не смотреть.
В конце встречи рижане устроили Александру Балуеву настоящую овацию и выстроились в длинную очередь, чтобы сфотографироваться с любимым актером на память.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*