События

Александр Балуев: «Я рождён в СССР. Меня не исправишь»

Елена СМЕХОВА, Press.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

Известный актёр - о современном кино, русском языке, навязанных шаблонах и границе в сердце.

По приглашению клуба «Культурная линия» в Риге побывал один из самых ярких и востребованных российских актеров Александр Балуев. На дневную встречу с рижскими зрителями он приехал из Таллина, вечером сыграл спектакль «Признание» в Доме конгрессов, а рано утром уже улетел на съемки нового фильма.

В жизни Александр Балуев очень похож на своих киногероев. По крайней мере, я разглядела в нем и стать Петра Великого, и жесткость маршала Жукова, и непримиримость графа Крестовского, и еще что-то очень надежное, мужественное, настоящее. Про таких говорят: «Как скала». А женщины мечтательно добавляют: «Настоящий полковник!»

На все вопросы актер отвечал прямо и откровенно, за исключением тех, которые касаются личной жизни. Что ж, наверное, его киногерой контрразведчик Костин поступил бы так же.

Люди в погонах

- Александр Николаевич, в вашей фильмографии свыше 100 картин. Вы переиграли решительно все - от характерных до комедийных ролей. Офицеры, генералы, разведчики, рыцари, герои-любовники... Какой персонаж ближе всего вам по духу?

- Такого персонажа нет. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы не играть самого себя. Если бы характеры моих героев совпадали и нужно было только поменять костюмчик, мне это очень быстро надоело бы.

- Ваш отец мечтал, чтобы вы пошли по его стопам и стали военным. Почему не оправдали отцовских надежд?

- Я думаю, что чист перед памятью отца, потому что за свою жизнь сыграл на экране столько военных, что мало не покажется. Было время, когда я даже пообещал себе, что буду отказываться от ролей людей в погонах. К счастью, мне их перестали предлагать.

- Где вам интереснее сниматься: в историческом кино или картинах о нашем времени?

- История мне больше нравится: там больше знаков вопроса. Мне интересны анализ, сравнение. Что получилось или могло бы получиться, если бы все пошло не так, а иначе...

Мне нравится погружение в исторический материал. К примеру, перед тем как сыграть Петра Первого, я узнал, что он много пил. (Смеется.) Шучу! Я прочел распорядок дня государя на 24 часа и был поражен: когда он спал? На сон у него оставалась всего два часа, представляете? Ничего личного - только служение отечеству!

- Вы один из немногих российских актеров, который мог бы сделать карьеру в Голливуде. Вашими партнерами в фильме «Миротворец» были Николь Кидман, Джордж Клуни, в картине «Доказательство жизни» - Рассел Кроу. Почему вы не остались в Америке?

- Я попал в Голливуд, когда мне было уже за сорок и я уже кое-что понимал в этой жизни. Мне было что положить на весы, и я понимал, что оставляю. Подумав - недолго! - я решил, что в Голливуде мне делать нечего. Кого там играть? Заправщиков на бензоколонке? Зомби? Людоедов, которые рыщут по лесам и едят грибников? Рано или поздно деньги закончатся, а позор останется.

- Чем голливудское кино отличается от российского?

- В Голливуде, как и везде, снимается разное кино: хорошее, которого мало, и плохое, которого много. Просто это плохое кино делается с массой технических приспособлений и спецэффектов.

Американцы не дураки. В отличие от нас, потерявших кинематограф как инструмент воздействия, они свое кино не потеряли. И продолжают воспитывать на нем новое поколение, которое готовят к различным ужасам - апокалипсису или нашествию инопланетян. Для них важно, чтобы человек просыпался и думал: а вдруг сегодня пришельцы нагрянут? Выкопаю-ка я себе подвал поглубже, чтобы спрятаться!

У нас же - я имею в виду плохое кино - все осталось на уровне подворотни. По-моему ощущению, сейчас все увлечены формой: берется классическая вещь и переворачивается с ног на голову. Для чего? Зачем? Нет ответа! Настоящего кино, как и театра, в России сегодня мало. Красивый фантик и обнаженную натуру можно увидеть везде, а вот посмотреть историю о человеке, его чувствах, потерях и приобретениях - очень редко.

- Как вы можете прокомментировать решение об ограничении иностранных фильмов в России, которое принимается для того, чтобы защитить отечественное кино?

- Подобное ограничение существует во многих европейских странах. Например, французы очень любят свои фильмы и рьяно защищают свой рынок от нашествия иностранных картин. Это нормально. Но для того чтобы такое ограничение работало, необходимо иметь кинопродукцию хорошего качества. На это нужна политическая воля, как это было в советское время, когда киноиндустрия считалась одной из огромных статей дохода государства.

В России пошли другим путем - запихнули кино в неприличное место. И теперь, если принимать ограничения, то сначала нужно подумать: а есть ли у нас сегодня достойные фильмы, на которые пойдет народ? Есть ли силы для того, чтобы их создать? Я думаю, что если новшество введут, будет провал. Кинотеатры окажутся пустыми. Вся надежда на старых мастеров...

Герои нашего времени

- Как вам кажется, нужно ли сегодня в России снимать новое кино о войне?

- Такое кино снимается. Возьмем хотя бы римейк «А зори здесь тихие...». Я считаю, что это плохой фильм. Мне кажется, что современное кино про войну не получается потому, что его снимают не те люди. Люди, которые не пережили войны, которые относятся к ней издалека. В результате получаются холодные фильмы, не имеющие никакого отношения к великой народной трагедии.

- У каждого времени свои герои. Кто, по-вашему, герой нашего времени?

- Я воспитан в СССР. В мою бытность героями были Юрий Гагарин, Валерий Харламов... Я могу долго перечислять людей, на которых каждому хотелось быть похожим. Нынче для современной молодежи герои - это те, кто мелькает в светской хронике, или те, кто больше всех заработал, сумел нажить, урвать, отобрать... Я не считаю их героями. Купить в наши дни можно многое, даже в космос за деньги полететь, но это не героизм.

Конечно, герои в России есть. Кто-то спасает детей из огня, жертвует собой во имя жизни другого человека. Но мы не знаем этих людей! О них не говорят!

Я понимаю, что новое поколение идет к чему-то отличающемуся от наших попыток построить коммунизм. Но я против многих «ценностей» и шаблонов, которые навязаны молодежи сегодня.

- Что вам режет слух?

- Например, выражение «мир без границ». Нет, я не ратую за границы, где стоят автоматчики. Границы должны быть в сердце, и их нельзя размывать! Это как оберег. Человек должен всегда помнить, что существует родная земля. Мне абсолютно не понятен и не близок тезис о том, что родина - это весь мир и человеку должно быть одинаково хорошо повсюду, будь то Россия или Америка. Я рожден под Юрием Гагариным, и меня уже не переделаешь.

- Если уж вы заговорили о границах, то как вы отнеслись к тому, что вас внесли в черный список сайта «Миротворец» и теперь вам заказан путь на Украину?

- История простая. Мы с Верой Глаголевой поехали в Крым на съемки и въехали не со стороны Украины, а со стороны России. За что теперь и числимся в списках невъездных. Мне это все равно. Вере, которой уже год нет с нами, - тем более.

Файнз и Онегин

- У Веры Глаголевой вы снимались в фильме «Две женщины», который делали четыре страны: Франция, Великобритания, Россия и Латвия. Чем вам запомнились эти съемки и каковы ваши впечатления от работы с Ральфом Файнзом?

- Файнз влюблен в Россию, и думаю, что женится на русской. В перерывах между съемками он читал «Евгения Онегина». Не потому, что на него кто-то смотрит, а потому, что это одна из его любимых книг. Есть люди, которых никто не принуждает любить Россию и ее язык. Есть!

- Для русских, живущих за пределами России, очень важно сохранить русскую культуру и русский язык. Чувствуете ли вы это, приезжая со спектаклями в Латвию?

- В странах, где влияние русского языка ощутимо, но не главенствует, я всегда чувствую особое внимание, которое транслируется в зал. Что касается меня, то я всегда с удовольствием приезжаю в Латвию - не для того чтобы побродить по вашим песчаным дюнам. Я прекрасно понимаю, что культура и язык - это та основа, которая самообразует. Те, кто огульно отрицает русский язык и русскую культуру, еще об этом пожалеют.

- Чем живет сегодня современная Россия? Куда движется?

- В Ленкоме я играю в спектакле «Попрыгунья» по Чехову. Там героиня произносит такую фразу: «Я хочу сидеть, смотреть в окно, думать о России и обливаться слезами...» Думаю, что Чехов сегодня тоже не знал бы, как ответить на этот вопрос. Но я верю, что с приходом новых поколений Россия будет очень сильно меняться. Не могу сказать, что в России сегодня жить благостно, однако ощущение перемен и позитивное движение чувствуются. Это дарит надежду.

- Вы коренной москвич. Изучали ли вы свое генеалогическое древо, знаете свои корни?

- В этом плане я не очень просвещенный. Знаю только, что мои мама и бабушка родом с Волги, из Самары, а папа - московский.

Расскажу вам более интересную историю. Когда-то давно я снимался в фильме Александра Кайдановского «Жена керосинщика». Играл одного из братьев. Пришел домой и спросил у отца - он тогда еще был жив: «Пап, а кем работал мой дед?» И отец ответил: «Он был московским мещанином, у него была керосиновая лавка».

Новые роли

- Вы привезли в Ригу спектакль «Признание», в котором не только исполняете одну из главных ролей, но и который поставили как режиссер. Что заставило вас обратиться к режиссуре?

- Экономия. Чтобы не платить режиссеру, ставлю сам и езжу со спектаклем по разным странам. (Улыбается.)

- А если серьезно?

- А если серьезно, то я человек скромный и не преследую амбициозных целей. Режиссура - это другой склад характера: режиссер обязан быть лидером, вести за собой. У меня есть способности объединять талантливых людей, но актерская привычка играть непобедима. Я все равно все проигрываю, иду от сердца, своих ощущений, эмоций.

- Будучи известным актером, вы можете позволить себе выбирать, кого играть, а кого нет. На какую роль вы никогда не согласитесь?

- Вы правы. Я тщательно выбираю роли и отказываюсь от многих предложений. Критерий один: читаю сценарий, вижу диалоги и либо зачитываюсь ими, либо бросаю после пары страниц. Нецензурщины в текстах не понимаю и не принимаю. Роли, где сплошные «пиип-пиип-пиип», я никогда не буду играть.

- О каких ролях вы мечтаете?

- Всем моим мечтам быстро пообрезали крылья. Поэтому, чтобы не мучить себя, любимого, я отучился мечтать. Актер - это такая профессия, в которой все зависит от того, что тебе предложат. Когда что-то случается, благодарю судьбу за подарок, а по несбывшимся ролям и мечтам не страдаю.

- Для того чтобы приехать в Ригу, вам пришлось отпрашиваться со съемок. Где вы сейчас снимаетесь?

- Снимаюсь для канала НТВ - горячо мною нелюбимого, я никогда не участвую в их шоу. Но они прислали мне сценарий фильма «Золото Лагина», который показался интересным. Это история про человека, который возглавляет золотоискательскую артель, ставит ее на новые рельсы. Там есть и семейная линия, и любовь, и драма...

- Когда мы увидим премьеру?

- Думаю, что фильм выйдет на экраны к концу нынешнего года или в начале следующего.

- Будем ждать!

Досье "Субботы"

* Александр Балуев родился 6 декабря 1958 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ (курс П. Массальского).

* Служил в театрах Советской армии и им. М. Ермоловой.

* Снялся в более чем 100 фильмах и сериалах: «Мусульманин», «В августе 44-го», «Благословите женщину», «Каменская», «Граф Крестовский», «По ту сторону волков», «Московская сага», «Петр Первый», «Жуков», «Кандагар», «Гибель империи», «Шаповалов», «Ковчег» и др.

* Разведен. Женой артиста была польская журналистка Мария Урбановская, но в 2013 году этот брак распался. 15-летняя дочь Мари-Анна живет с мамой в Польше.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Балуев

28 сентября гостем рижского клуба «Культурная линия» был один из самых ярких, востребованных и любимых публикой российских артистов Александр Балуев. На встречу актер приехал прямиком из…… →

Фото
Статьи