События

Сергей Зайцев: «…Память сердца должно передавать по наследству»

Ирина Ковалёва, "ХайВей" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Он мечтает экранизировать Грина и снять фильм о Гумилёве. А его документальные ленты о Первой и Второй мировых войнах, признаны одними из лучших. Его картины о нашей истории. Его герои - русские, погибшие за Францию, защитники Севастополя, эмигранты «первой волны». По приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» в Симферополь приехал известный российский режиссёр-документалист Сергей Зайцев. Он глубоко убеждён, что память сердца должна передаваться по наследству, что история учит тому, что ничему не учит, что человек непомнящий - это никто.

О русских на африканской земле и погибших за Францию

- Сергей Леонидович, «Лики Отчества» - первый фильм, сделавший вам имя. Расскажите, как появилась эта лента о русской эмиграции в Тунисе?

- В 1991 году я оказался в Тунисе, в портовом городе Бизерта. Сначала, из окна автобуса, увидел храм, утопающий в пальмах. Потом познакомился с русскоговорящим, учившемся в России, арабом. Он-то и отвёл меня на русское кладбище. Вы представляете, что такое обнаружить русское кладбище в Африке?! Это сейчас информация об эмиграции пришла в Россию, а тогда совсем ничего не было. И вот, оказавшись на погосте русских моряков, я испытал смешанные чувства, шок. Оттого, что наши люди лежат в африканской земле, от запустения, в котором находилось христианское кладбище в мусульманской стране. Тогда я впервые столкнулся с Россией вне России. И, познакомившись с удивительной женщиной - дочерью командира миноносца Черноморской эскадры «Жаркий» Анастасией Александровной Манштейн-Ширинской, дал себе слово, что вернусь, чтобы сделать фильм о тех русских моряках, что покоятся в африканской земле. Так появился фильм «Лики Отечества». Кстати, именно эта лента стала моей дипломной работой. В середине 90-х, когда я выпускался с высших режиссерских курсов, финансовое положение в кинематографе было тяжёлым, поэтому разрешали в мастерской игрового фильма защищаться документальными проектами. Русская эмиграция в Африке была неизученной темой. Фильм получился успешным, обошёл тогда все центральные телеканалы. Сейчас это невозможно в принципе. Документалистика не интересна телевидению. Не жалуют её ни в России, ни на Украине. Да и не всякое авторское кино укладывается в формат того или иного канала.

- Но международная известность пришла к Вам в 2003 году, когда вышел документальный фильм «Погибли за Францию».

- В этой ленте удалось открыть для многих неизвестную страницу в истории Первой мировой войны. Страницу мужества русских Особых пехотных бригад, во многом благодаря которым Франция была спасена. Мы просто рассказали о солдатах и офицерах, которые были посланы на Западный фронт императором Николаем II исполнять союзнический долг, и на чужих берегах узнали о переменах в России. На крестах погоста в местечке Сент-Илер-Ле-Гран в Шампани, где они похоронены, можно прочесть: «Погиб за Францию». Здесь же стоит обелиск с надписью: «Дети Франции! Вспомните о Ваших русских братьях и принесите сюда цветы». Там, где когда-то находились окопы, теперь - мемориал русской военной славы, церковь Воскресения Христова, возведённая по проекту Альберта Бенуа в 1936 году. Это святое место для тысяч русских изгнанников. В России о нём почти никто не знал… Сам я погрузился в эту тему благодаря замечательному историку, уже ушедшему от нас морскому офицеру в отставке Владимиру Викторовичу Лобыцыну.

О кино. Игровом, неигровом и кризисе 90-х

- Вы закончили мастерскую игрового кино. Но почему стали документалистом?

- В документалистику пришел в середине девяностых, когда денег на кино в стране не было. Бюджет игрового кино, знаете ли, в разы больше неигрового. А я очень хотел снимать… Увы, нас смотрит очень узкая прослойка зрителей, и в основном это те, кто не забыл с советского времени, что есть настоящее, авторское, неигровое кино. Пять лет назад мы организовали в Доме Русского Зарубежья, что в центре Москвы, на Таганской площади, киноклуб «Русский путь». Приходи два-три раза в месяц и смотри редкое документальное кино! Но народ, если и приходит, то один и тот же. Пожилой. Молодёжь привлечь практически невозможно. Во многом виновато телевидение, которое отучает смотреть фильмы, побуждающие думать.

- Ну а почему вам так интересна тема войны и история русской эмиграции?

- Потому что чувствую зов корней, обрубленных восемьдесят лет назад. Болят они, вот что. Мы должны оставаться людьми помнящими. Человек не может жить без своей истории. Пушкин прав: человек непомнящий – человек дикий. Если вы не знаете своей истории и не интересуетесь ею, значит, абсолютно логично, что после вас - хоть потоп. Значит, вам наплевать, как будут жить ваши дети и внуки. Нельзя быть глухим к прошлому. Память сердца должно передавать по наследству. Увы, как относимся к памяти, так и к ветеранам нашим относимся, и к памятникам. Нам бы у немцев поучиться: знаменитый памятник советскому солдату с немецкой девочкой на руках, что в Трептов-парке, они не так давно демонтировали, отвезли в Гамбург, там отремонтировали, почистили и вернули на место. У нас такое с памятниками проделывают крайне редко. Увы, мы во многом народ дикий пока.Архивы - это ведь тоже память. Самое большое собрание нашей кинохроники находится в Красногорске, под Москвой. И у архива не хватает средств, чтобы сохранять то, что собрано, но уже затёрто до дыр от многоразового использования или чтобы напечатать то, что ещё не видел никто. Для видеопленки, например, хотя бы раз в 5 лет нужна плановая перезапись, чтобы она не осыпалась. У нас в стране вечно нет денег, чтобы помнить и сохранять. Ну а ваши львовские события 9 мая? Это ведь тоже вопрос отношения к памяти. Увы, история учит тому, что ничему не учит.

О правде и памяти. Своей и общей

- Зрители называют ваш новый фильм «Союзники. Верой и правдой!», одной из самых правдивых лент о Второй мировой войне. С чего он начинался? С уникальных архивов? С историй, которые хотелось рассказать?

- Нам хотелось, чтобы люди – участники войны из разных стран друг друга поблагодарили. Впервые. Публично. В «Союзниках…» события Второй мировой показаны глазами ветеранов армий США, Франции, Великобритании, Германии и России. Фильм смонтирован из их рассказов. И знаете, для меня и моего продюсера Александра Смолко, которому принадлежит идея создания фильма, стало открытием, что для них никогда не было «холодной войны». И самое главное - они благодарны России за Победу. В истории, если поискать, можно найти много чего нового, неизвестного. Войны замышляют политики, а у них тайн много. Поэтому история Второй мировой – самой кровавой войны в истории человечества - это сплошные белые пятна. Но правду до нас доносят живые участники событий. Мне кажется, что каждый из нас должен успеть кого-то из них выслушать и каким-либо образом это зафиксировать, чтобы сохранить эту, неискажённую правду.

- А так ли она не искажена?

- Не искажена. Потому что из первых уст. А вот когда уйдёт последний ветеран, правда начнет тускнеть, если так можно сказать, искажаться. Хочется верить, что «Союзники…» когда-нибудь «достучатся» до какого-нибудь из центральных телеканалов. Кстати, в ленте использована привезённая из США и Великобритании уникальная хроника, которую ещё не видели ни в России, ни на Украине.

О коллегах и о войнах сегодняшних

- Как относитесь к работам других режиссёров-документалистов? К работам Сокурова или Пивоварова?

- К работам Сокурова – спокойно, работы Пивоварова не считаю полезной работой для общества, для воспитания поколения подрастающего, такие фильмы обесценивают нашу Победу. В неигровом кино есть и другие имена. Например, Андрей Осипов, снявший замечательную трилогию о поэтах Серебряного века и, в частности, фильм «Голоса», посвящённый Максимилиану Волошину. Или Юрий Шиллер, который недавно снял своё первое игровое кино «Воробей». Но я убежден, что те, кто когда-то серьезно занимался документальным кино, им навсегда отравлены. И полностью из него не уйдут никогда. Но, далеко не все игровики могут заниматься документалистикой.

- Сергей Леонидович, история современных войн вас не привлекает?

- Многие мои коллеги делают фильмы о современных войнах. Может, и я когда-нибудь коснусь этой темы, но пока не планировал. А вот к игровому кино вернуться очень хочу. И есть темы, на которые я бы хотел поговорить языком игрового кино.

- Например?

- Снял бы драму о Первой мировой войне. Но выдуманные истории мне не близки. Важно, чтобы всё было основано на реальных событиях. А ещё я бы с удовольствием экранизировал Александра Грина. Люблю его. Люблю Крым. Здесь душой отдыхаю. Русскому человеку всё на свете напоминает Крым! Нет, не я это сказал, а кто-то из эмигрантов...

Сергей Зайцев родился в 1969 году в Москве. Окончил эстрадно-джазовое отделение музыкального училища имени Гнесиных, курсы сценаристов при ВГИКе, Высшие режиссерские курсы – мастерскую Михаила Туманишвили, Владимира Акимова, Игоря Класса. В его творческом списке немало документальных лент, снят игровой фильм «Змея» по рассказу Александра Грина. Он - президент Международного кинофестивая «Русское зарубежье», член нескольких объединений кинематографистов, создал киностудию «Русский путь».

Фильм Зайцева «Союзники. Верой и правдой» уже завоевал несколько наград - в том числе Гран-при на VIII Международном фестивале военного кино имени Ю.Н.Озерова в Брянске в 2010-м году, а также приз «Память сердца», учреждённый Американской Ассоциацией ветеранов и инвалидов Второй Мировой войны из бывшего Советского Союза имени маршала Г.К.Жукова.

Комментарии

27.01.2024, 05:53 prijs van airomir met een recept in Nederland
If you would like to take a great deal from this article
then you have to apply such methods to your
won website.
16.02.2024, 23:01 aankoop van merknaam haldol Mylanr
say thanks to a lot for your website it assists a whole lot. <a href=http://fottongarment.com/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=1828545>Kauf von Medikamenten in Europa</a>

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Сергей ЗАЙЦЕВ

27 мая в конференц-зале гостиницы "Москва" в Симферополе состоялся спецпоказ фильма, который называют "одной из самых правдивых лент о Войне". Картина режиссёра Сергея Зайцева…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи