События

Елена Вайцеховская: патриотизм – не что иное, как чувство собственного достоинства

Ангелина Светлова, Друзья-Сябры Источник (ссылка откроется в новом окне)

Известная российская спортивная журналистка, олимпийская чемпионка по прыжкам в воду с 10-метровой вышки Елена Вайцеховская на встрече в Беларуси затронула ряд «больных» тем, таких, как борьба с допингом, дисквалификация, русофобия и двойные стандарты.

Допинговый скандал

Борьба с допингом, как и его производство, – огромный бизнес. Причем бизнес очень взаимосвязанный: те, кто допинг производят, потом и проверяют спортсменов на его наличие.

В чем основная профанация нынешней борьбы? Пробы, как известно, хранятся 10 лет, и в любой момент могут быть взяты для исследования. Однако парадокс в том, что пробы старые, а методы-то новые! На этом попалось огромное количество спортсменов: не потому, что они что-то нарушали, а потому, что когда они выступали, целый ряд препаратов был разрешен.

Новейшая методика позволяет обнаруживать «хвост» в 11 месяцев от приема препарата. А предыдущая – только полтора. Парацельс сказал, что все есть лекарство и все есть яд, определяет лишь доза. Есть виды спорта, где фармакология так или иначе была всегда: тяжелая, легкая атлетика, гребля, велосипед. Постоянно шла некая игра: если человек знал, что принимает что-то сомнительное, четко просчитывал, когда это может быть обнаружено. А теперь спортсмен приезжает в полной уверенности, что он чист – а ему раз и выкатывают результат!

Согласно определению допинг – это то, что способствует увеличению результата, обнаруживается лабораторным путем и наносит вред здоровью. Если исходить из принятой формулировки, то за две минуты могу обосновать, что аспирин – это тоже допинг. Данные критерии размыты, и поэтому на теме допинга удобно спекулировать. Эдакий узаконенный рычаг управления любым видом спорта и абсолютно любой спортивной звездой. Подвести человека под наказание элементарно. Было немало случаев, когда люди принимали пищевые добавки, не имея ни малейшего понятия, что в них содержатся запрещенные препараты. Даже в аннотации не было об этом сказано. Случается иногда, что кто-то недоглядел, по халатности упустил… Поэтому делать крайним спортсмена как минимум несправедливо. Не думаю, что сейчас существуют злостные допинговые нарушители. Ведь это бессмысленно. Шансов, что тебя поймают, в разы больше, чем того, что удастся проскочить.

Спорт и политика

Дисквалификации – игра в одни ворота, где самое незащищенное звено спортсмен. Убеждена, что недавние обвинения российских биатлонистов в нарушении антидопинговых правил – часть очень большой политической игры.

Статистика допинговых нарушений по всем видам спорта и по всем странам свидетельствует о том, что здесь мы далеко не на первом месте и даже не в первой десятке.

Любой хайп, скандал, негатив сегодня востребованы всеми СМИ, включая крупнейшие информационные агентства. Иногда создается впечатление, что все пропало, нужно завернуться в простыню и тихо ползти к кладбищу.

Спорт – самая удобная из всех возможных площадок для того чтобы привлечь внимание к разным проблемам: политическим, экономическим, расовым. Неслучайно во время Олимпийских игр случаются или планируются теракты. Ведь все знают, что Олимпиада – событие, которое смотрит весь мир.

Существует точка зрения, что российский президент, как и белорусский, очень интересуется спортом, и поэтому ударить по спорту – это самое больное для страны. Данный факт в этой игре, естественно, тоже принимается во внимание.

Мой супруг как-то летел в Новосибирск вместе с Александром Легковым. В 2017 году МОК признал лыжника виновным, его олимпийские победы аннулировали. Но спортсмену удалось отстоять честное имя. Европейский суд полностью снял обвинения, ему вернули олимпийскую медаль. Но он лишился возможности ехать на очередную Олимпиаду. Муж признался: «Знаешь, у Саши было выражение лица человека, у которого рухнул весь его мир».

Русофобские нотки

Мой папа был десять лет тренером сборной СССР по плаванию. Однажды чемпионат страны проводился в Таллине. А там, мягко говоря, и тогда не очень благожелательно относились к русским. Эстонские журналисты задали явно провокационный вопрос: «А как к вам относятся в Таллине?» «В Таллине ко мне относятся хорошо. А когда хочу, чтобы относились очень хорошо, я выдаю себя за немца», – ответил он. Папа по образованию был лингвист, немецкий знал прекрасно.

Когда начали отстранять наших биатлонистов от Олимпийских игр, пошло много высказываний, особенно со стороны шведов, норвежцев о том, что русские спортсмены «грязные», такие-сякие. Ноты неприязни и осуждения звучали в их интервью. В нашей спортивной тусовке обличители и судьи вели себя по-другому, так, будто бы ничего не случилось: здоровались, шутили, рассказывали истории. Это не укладывалось в голове! Разве так можно? Вроде мы с тобой друзья, но стоит отойти в сторону, взять в руки микрофон и ты уже заявляешь, что я – жулик.

На мой взгляд, развязанная антидопинговая война не имеет никакого отношения к декларируемому МОК желанию сделать мировой спорт чище, и по большому счету вся эта история вообще не о допинге, а скорее о сферах влияния, о большой геополитической игре против России, за которой стоят кукловоды, в нужный момент дергающие за те или иные ниточки.

Я родилась во Львове. Моя мама – стопроцентная украинка, папа — наполовину поляк, наполовину — украинец. У меня огромное количество друзей на Украине. Но когда я начинаю читать то, что они пишут порой в Фейсбуке, волосы встают дыбом.

Я очень много работаю с биатлонистами и, естественно, со всеми дружу. Подошла недавно к Юлие Джиме, украинской биатлонистке, задать пару вопросов, а она отвечает: «Лен, нам запрещено давать интервью российским изданиям. И если я это сделаю — у меня будут неприятности». Естественно, я не стала настаивать. Такие накладки бывают….

Если люди оторваны друг от друга, то у них гораздо меньше возможностей для общения. Неудивительно, что потом возникают дурацкие ситуации, когда кто-то начинает думать, что только он один все знает и понимает. Нет нигде только черного и белого – ни в спорте, ни в жизни.

Отделить спорт от политики никогда не удавалось, за всю историю человечества его много раз использовали не как инструмент политического примирения и здорового соперничества, а как инструмент жесткого информационного и психологического давления на страны.

Пару слов о патриотизме

Российский спорт обслуживается за пределами страны. Пробы берет Британское антидопинговое агентство. Нужно быть безумцем, чтобы в условиях столь жесткого контроля употреблять запрещенные препараты. Поэтому чище нашего спорта сейчас нет.

Россию упрекают, что мы не покаялись. Но как только покаемся – придумают другие придирки. Скажут, например, что каялись «не в той позе». Буквально на днях назвали пятерку лучших легкоатлетов мира. Как вам кажется, на каком месте там была наша Маша Ласицкене, которая выиграла все что можно в своем виде спорта? Ее там не было вообще! Такие вещи случаются сплошь и рядом, спорт сейчас плотно переплелся с политикой, и наглядное тому свидетельство — бесконечные бойкоты и политические демарши, которые сопровождают почти каждые Игры.

Я рано усвоила, что патриотизм – есть не что иное, как чувство собственного достоинства. Ты выходишь соревноваться и точно знаешь, сколько ради этого вкалывал, сколько здоровья положил на тебя тренер, сколько с тобой возились врачи и сколько помогала семья. И ты начинаешь понимать, что понятие «долг» – не пустые слова, а ты реально испытываешь чувства долга перед своими учителями, близкими….

Кто-то из борцов хорошо сказал: «Приезжаешь к себе в аул, каждый второй – твой родственник. А ты проиграл. Как будешь им в глаза смотреть?»

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Елена Вайцеховская

«Спорт – это всегда «здесь и сейчас». Притормозить, недооценить соперника или уверовать в то, что результат может быть достигнут малой кровью – это верный путь…… →

Фото
Видео
Статьи