События

21.11.2018, Латвия, Рига

Ирина Павлова

Фото

21 ноября в рижском клубе «Культурная линия» состоялась встреча с художественным руководителем российских программ Московского международного кинофестиваля и одним из самых известных кинокритиков России Ириной Павловой.

Приезд гостьи совпал с проведением кинофестиваля «Московская премьера в Риге». И, несмотря на то, что в местном Доме Москвы в этот же вечер проводил презентацию своей новой картины актер и режиссер Андрей Соколов, на встречу с Павловой в конференц-зал отеля Avalon пришло около двухсот любителей российского кино, включая журналистов ведущих латвийских СМИ, артистов, представителей русских общественных организаций и любительских киношкол.

- Я поражена скоплением народа, я же не артистка! - удивилась Ирина.
Разговор получился очень откровенным и невероятно познавательным. По сути Павлова дала рижанам настоящий мастер-класс на тему понимания искусства кино.

А началась встреча с показа фильма «Время жить, время умирать», которая в 2017 году получила «Золотого орла» в номинации «короткий метр». Рассказывает он про закадровую жизнь кино.

“Будем честны - качество кинематографа во всем мире снижается каждый день. И одновременно падает наш зрительский уровень, - cказала Ирина Павлов. - Мы перестаем быть готовыми к тому, чтобы смотреть кино честным и справедливым взглядом, мы тоже начинаем поддаваться влияниям «за наших» или «за не наших». В один прекрасный день мы вообще рискуем разучиться понимать не только кино, но и в целом искусство. Это упрощение всего в нашей жизни наводит на размышления о том, сегодня происходит целенаправленное массовое оглупление”.

Ирина рассказала, что на международных кинофестивалях еще задолго до начала всеобщей антироссийской истерии возникли тенденции воспринимать “на ура” только то русское кино, которое показывает огромные груды мусора, “людей чуть ли не с хвостами, рогами и копытами”. Если вдруг русские люди выглядят более-менее похожими на людей и отношения между ними похожи на человеческие – это кино уже никому в мире неинтересно.

- Тем временем многие современные российские режиссеры сегодня способны впасть в серьезные комплексы из-за того, что их картины не зовут на международные кинофестивали. Отбор в шорт-лист для них является критерием качества. Вы можете себе представить Тарковского или Бондарчука, который бы сам свое кино оценивал по принципу, позвали его на международный кинофестиваль или не позвали? Я могу назвать одного из самых крупных российских кинорежиссеров 21 века Алексея Балабанова, который вообще не был интересен международным кинофестивалям. Потому что уровень его воззрений не совпадал с ожиданиями на международной арене. А Звягинцев вот очень совпадает…

Разговор, конечно, коснулся современных российских либералов. Ирине, в частности, напомнили, что в одном из своих интервью она призналась, что считает их наследниками себя в юности, и поинтересовались почему.

“Все советские творческие интеллигенты сидели по кухням и ругали советскую власть. Мы все были антисоветчиками в той или иной степени, - пояснила гостья. - Я не знаю человека, который в те времена говорил бы, что советская власть – это прелесть, что такое. Это потом мы начали задним числом вспоминать и ценить те достижения этой советской власти, которыми тогда могли пользоваться в свое удовольствие...

Увы, сейчас во всем мире общество крайне сегментировано. У нас и среди либералов, и среди патриотов есть крупные художники и интеллектуалы. И когда один художник переходит из одного сегмента в другой, его начинают клеймить по полной. Был любимец либералов Гришковец. Написал две статьи - сразу стал идиотом и бездарью. Был любимчик у либералов Захар Прилепин. Потом написал пару статей и поехал на Донбасс. Кто теперь у либералов Захар Прилепин? Приспособленец и бандит. В Америке - оплоте демократии и свободы – то же самое. История с харасментом или Кевином Спейси прямое тому подтверждение. Мы живем в мире двойных стандартов. Общество сегментировано везде.”

Ирина Павлова несколько лет принимала участие в жюри фестиваля «Киношок», который представлял кинематограф стран Балтии и СНГ и, конечно же, участников встречи интересовало её отношение к латвийскому кинематографу.

- Я прожила большую творческую жизнь в присутствии великого литовского кино. А Латвия была поставщиком прекрасных детективов и экранизаций. И я не понимаю, почему после обретения независимости надо было уничтожать свой кинематограф. Можно же было делать дальше детективы и продавать в новые независимые страны, где знают русский язык – и в Казахстане, и в Узбекистане, и в Армении с удовольствием смотрели бы качественные латышские детективы на русском языке. В этом мог быть коммерческий интерес.

В заключении Ирина рассказала о трех фильмах, снятых в разных странах на тему объединения людей разных национальностей.

“Последний хороший латвийский фильм, который мне понравился, вышел примерно пять лет назад – это «Команда мечты». Про баскетбольную команду. С прекрасной исторической фактурой. Это фильм о том, как людей, которые друг друга недолюбливают, объединяет общая цель и общее дело. А через пару лет сербы выпустили аналогичное кино под названием «Мы будем чемпионами мира». Про то, как один хороший тренер объединил в команду людей, которые ни при каких других обстоятельствах не могли бы объединиться. И они попали на чемпионат мира по баскетболу и стали чемпионами. Я смотрела это кино вместе с хорватами, которые не любят сербов. Но как они болели за сербов и какой в зале стоял вой, когда на экране сербы забили решающий мяч!.. Далее случилась наша картина «Движение вверх». Кино про ребят разных национальностей, которые не очень друг друга любили, но объединились для великого общего дела.

Все эти три фильма не про спорт. Спорт – это один из слоев. И все эти фильма были успешны. Почему? Потому что мы сегодня существуем в очень конфронтационном мире, когда из политических разногласий друзья ссорятся друг с другом. Почему? Что от нас в этой политике зависит? А вот любовь и уважение друг к другу зависят только от нас. Поэтому, когда я смотрю фильмы про то, что объединение возможно - они меня очень согревают. Потому что это кино выступает за то, чтобы люди научились понимать друг друга и знали, что это хорошо!"

Встреча с Ириной Павловой побила все рекорды по продолжительности (почти три часа!) и активности публики, атаковавшей Павлову не только вопросами, но и желанием поделиться с ней своими впечатлениями о том или ином фильме, и даже попытками оспорить ее профессиональное мнение.

После встречи Ирина ещё долго продолжала общаться с публикой, отвечая на просьбы рижан дать оценку тому или иному новому российскому фильму.

 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*