События
14.12.2018, Латвия, Рига Сергей Мокрицкий |
Гостем заключительной в этом году встречи в рижском клубе «Культурная линия» был Сергей Мокрицкий – один из самых востребованных в России кинорежиссеров, создатель последнего на сегодняшний день совместного российско-украинского фильма «Битва за Севастополь», который многие критики считают лучшим за поледнюю четверть века российским фильмом о войне. Встреча состоялась 14 декабря в конференц-зале отеля Mercure Riga Centrе и привлекла внимание не только журналистов и завсегдатаев клуба, но и достаточно большого количества молодежи, среди которых были артисты, воспитанники местных киношкол и студенты творческих факультетов. Первым делом гость рассказал публике, что с Латвией его связывают очень тесные дружеские связи, которые берут свое начало еще с операторского факультета ВГИКа, где он учился вместе с нынешним главой Гильдии кинооператоров Латвии Гинтсом Берзиньшем. Творческая дружба его также связывает с бывшим рижанином, актером Никитой Тарасовым, которого он снял в двух своих картинах, и намерен продолжать снимать дальше. - У нас во ВГИКе был удивительный курс, на котором учились люди со всего Советского Союза. У нас было два узбека, киргиз, эстонец, латыш, вьетнамец, кубинец, а я был представителем цветущей Украины. Мастером нашего курса был Александр Владимирович Гальперин, который в 1937 году снял фильм «Трактористы» и с 1939 года преподавал во ВГИКе. Мне очень нравилось приветствовать его рукопожатием, и я всегда на секунду задерживал его руку в своей, потому что его рука здоровалась с самим Эйзенштейном. С вашим земляком, кстати. Лидером курса был потрясающий человек Андрей Жегалов. Он умер в 42 года. Он снял фильм «Остров» Павла Лунгина, «Кукушку», «Блокпост», «Мама не горюй», "Турецкий гамбит", "Особенности национальной охоты". Другой наш однокурсник - Григорий Яблочников – ведущий оператор по подводным съемках в России. Наш вьетнамский однокурсник - начальник всей кинематографии во Вьетнаме, наш ливанец руководит киношколой в Ливане. Гинтс у вас в Латвии руководит всеми операторами. Главной темой вечера стали фильмы о войне. Поводом послужил недавний опрос радио «Свобода» на тему, существуют ли вообще правдивые фильмы российского производства о Великой Отечественной войне, когда 45% респондентов ответили, что таковых нет. Мокрицкого как создателя военных фильмов «Битва за Севастополь» и «Я – учитель», первым делом попросили дать комментарий по этому поводу. - Фильмы были разные. Конечно, можно наковырять лживые картины. Но язык не повернется сказать, что Чухрай, который прошел всю войну, снял неправдиво «Балладу о солдате», а Тодоровский – «Военно-полевой роман». И Стивен Спилберг говорил, что прежде чем приступить к съемкам «Спасения рядового Райана» он посмотрел эпопею Озерова «Освобождение». Потому что хотел понять, что в истории кино существует на эту тему. Сама постановка вопроса тут некорректна. Мои коллеги, которые не воевали, тоже хотят снимать правдивое кино о войне. И «Битву за Севастополь» лично я делал правдиво. Другое дело, что правда у каждого своя. У генерала она одна, а у солдата другая. И те, кто сегодня кричит, что солдаты в той войне были бесправны, не понимают, что армия в принципе устроена на бесправии солдат. Что в армии нет демократии. Иначе это была бы не армия. Но моя задача, как режиссера, заключается не в том, чтобы говорить правду о войне, а в том, чтобы создать художественный образ и выбрать для фильма ту тему, которая мне близка. Потому что фильм - это не салат, в нем невозможно правдиво раскрыть все темы. Как складываются сейчас его отношения с родной Украиной, и, в частности, с какой стороны, российской или украинской, съемочная группа въезжала в Крым? – задали вопрос зрители. - «Битву за Севастополь» мы стали снимать, когда Россия и Украина еще дружили. И первые кадры были сняты в Севастополе. А когда начались известные события, роль Севастополя у нас уже стала играть Одесса. А саму Одессу мы снимали под Киевом... Да, Украина моя родная страна и мой родной язык - украинский. Когда начались укринские события, я понимал, что останавливать съемки нельзя. И мы довели дело до конца. Понятно, что на Украине фильм не мог выйти под названием «Битва за Севастополь», и было принято решение выпустить его под названием «Несломленная». Премьера состоялась одновременно в Москве и Киеве. И я очень радовался тому, что ровно 1 час и 58 минут, сколько длится картина, мы, русские и украинцы, были едины. И я со своим фильмом - причина этому единству. Так получилось, что я стал режиссером последнего совместного российско-украинского кино. И мне бы очень хотелось, чтобы режиссером первого нашего совместного фильма после конфликта опять был я! Как птица Феникс. Это моя мечта! Мокрицкий признался также, что не может объективно судить о российско-украинских событиях. Потому что его дети от первого брака живут в Киеве, а от второго - в Москве. - Для меня абсурдно даже просто представить себе ситуацию, что мои дети могут оказаться в окопах друг против друга. Поэтому я воспринимаю сложившуюся ситуацию как личную боль. Я хочу, чтобы все это поскорее закончилось. И молюсь, чтобы не было войны. И искренне верю, что до нее дело не дойдет. Достаточно бурная дискуссия развернулась также вокруг вопроса, можно ли снимать кино о войне как приключенческое? Мокрицкий однозначно ответил: можно. И в качестве примера привел целый ряд замечательных картин - «Неуловимые мстители» , «Служили два товарища», «Бумбараш», «Женя, Женечка и Катюша». - Писатель Борис Васильев рассказал мне однажды на этот счет очень показательную историю. 22 июня, урок в 10 классе, в кабинет заходит директор, весь серый. И говорит: «Ребята, война!». И весь класс мальчиков встает и кричит: «Ура!». Потому что на войне можно было проявить геройство. Сергей Мокрицкий рассказал рижанам, что следующим фильмом, над которым он сейчас работает, станет картина, тоже рассказывающая о событиях Великой Отечественной войны. И приурочена она к юбилею его родного ВГИКа, который в 2019 году будет отмечать свое столетие. - Фильм будет основан на реальных событиях, когда в ноябре 1941 года немцы стояли в Химках, в 25 км от Кремля, а группа молодых студентов-кинооператоров, которые должны были по закону эвакуироваться вместе со ВГИКом в Алма-Ату, попросились на фронт операторами. Вместе с ними воевали и другие фронтовые операторы. Всего их на фронте было 258 человек. Благодаря им мы имеем документальную хронику Великой Отечественной войны. Их материалы легли в основу фильма «Разгром немецко-фашистких войск под Москвой», который тогда посмотрела вся страна. Фильм демонстрировался в Америке и получил первый “Оскар”. Советский Союз до этого “Оскаров” не получал. Судьбы у этих ребят потрясающие. Вот об этих студентах ВГИКа и будет мое следующее кино. В его основе лежит абсолютная правда. Еще один проект, который вынашивает режиссер Мокрицкий, называется «ЭПРОН» (Экспедиция подводных работ особого назначения) – это будет фильм о поисках сокровищ для советской власти в 20-е годы 20 века. Режиссер рассказал, что нашел интересный ключ к этой истории и откопал множество интересных исторических фактов, в том числе парадоксальных. - Я имел возможность видеть многих таких людей. Был лично знаком с писателем Борисом Васильевым. На протяжении четырех лет снимал хронику замечательной семьи Александра Исаевича Солженицына: как он работает, как расставлял мебель в новом доме, как впервые к нему в Россию приехали дети из США. Режиссером этого фильма была Олеся Фокина, и на днях в в Театре Наций состоится премьера нашего фильма «Век Солженицына». Так вот: Солженицын полностью соответствовал тому, о чем писал Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво». Таким был и философ Мераб Мамардашвили. И Тонино Гуэра. И Микеланджело Антониони, которого я также видел. Кино, слава Богу, дает возможность входить в очень близкий контакт с выдающимися личностями. - А как вы объясните, почему в современном российском кино сегодня продвигают не героев, а фактически антигероев? Почему режиссеры Иван Твердовский и Андрей Звягинцев видят героями нашего времени опустившихся людей? Почему на зарубежном рынке больше не появляется то светлое российское кино, которое снимали в советское время? - Я очень люблю наше российское кино. И очень люблю советское. Мне нравится, что в нем есть витамин добра. Но жизнь поменялась. Поменялась драматургия. И как тогда быть с Гамлетом, Царем Эдипом и Медеей? У них был свой накал страстей. Речь идет о предмете искусства. Мы проверяемся проблемами, которые у нас есть. И если мне нравятся фильмы Александрова, то это не значит, что мне не нравится кино Звягинцева. Фильм «Весна» мне нравится за юмор и доброту, фильм «Елена» - за остроту проблемы. И я одинаково люблю и «Трактористов», и «Весну», и «Елену»... В заключении ружиссера спросили о цензуре и диктате продюсеров. -Мы заканчивали ВГИК в 1991 году. И перед самым выпуском наш мастер Гальперин нам сказал: “Я пришел в кино в 1919 году. Я пережил сталинское время, пережил ХХ съезд, пережил оттепель, пережил засилие советской цензуры. И все это семечки в сравнении с тем, что придется пережить вам. Что это? Диктат рубля и цензура денег. “ Гальперин одно время работал за границей, при капитализме и знал, о чем говорил. Цензора можно обмануть, а рубль (или доллар) обмануть сложно. Нам необходимо стать в десять раз профессиональнее и талантливее, чтобы придумать тот художественный образ, который будет работать и на нас, и на рубли, и при этом не раздражать цензуру». Встреча продолжалась более двух часов. Рижане были готовы и дальше задавать вопросы. Интересовались, где найти запись радиоэфира с интервью режиссера, записывали рекомендованные им фильмы и книги, искренне благодарили за откровенный и душевный разговор. |
|
|
Ваш комментарий