События

17.12.2018, Литва, Вильнюс

Сергей Урсуляк

Фото

"В огромной степени для нас свобода связана с возможностью читать, говорить, смотреть, куда - нибудь слетать... Другой свободы мне не надо, мне всего этого хватает. Свобода - это в том числе и ограничения, хотя бы внутренние. А они возникают, только если человек обладает каким-то уровнем культурного багажа", - считает российский кинорежиссер Сергей Урсуляк, который по приглашению медиаклуба "Формат-А3" в Вильнюсе принял участие в публичной встрече на тему "Вечные ценности в современном кинематографе".

Вильнюс соскучился по мастерам российского кино. Встреча с режиссером полюбившихся миллионам телезрителей многосерийных фильмов "Ликвидация", "Жизнь и судьба", "Тихий Дон" и "Ненастье" Сергеем Урсуляком прошла при полном конференц-зале гостиницы "Панорама".

После столь любимой телезрителям"Ликвидации", которую относят к разряду киноклассики, Сергей Урсуляк стал "сериальным" режиссером. Сам режиссер говорит, что переход из кино в сериалы ничего не поменял в его манере съемки. Он так же долго репетирует и снимает на пленку.

Рассказывая вильнюсской публике о своей последней работе "Ненастье", премьера которой состоялась в ноябре, российский режиссер подчеркнул, что хотел этим фильмом противопоставить тяжелые девяностые годы прошлого века двухтысячным, показать, что двухтысячные выросли из романтических девяностых.

"Я не проклинал 90-е, потому что странно проклинать время, в котором ты жил, и жил по-разному. Нельзя проклинать свою жизнь. В это время я был счастлив, и счастлив не только своим частным счастьем, но и каким-то общим счастьем, когда был 1991-й год. А дальше все сложнее: и взаимоотношения с миром, и с тем, что произошло. Было огромное разочарование. Но в любом случае это не одной краской мазанные годы.

Мне понравился роман Алексея Иванова "Ненастье". Я его прочел от начала до конца очень быстро и с огромным интересом. Дальше, когда я стал думать о нем, я понял, что это время у нас очень мало отражено, и мне захотелось для начала просто поговорить. Предложил эту тему каналу "Россия", и выяснилось, что канал уже два месяца назад выкупил права на "Ненастье". Я стал размышлять, как структурировать этот роман, и решил, что было бы правильно увести ту часть, которая относится к собственно ограблению, в самый конец 1999 года с тем, чтобы драматургически ограничить сюжет приходом Ельцина и уходом Ельцина. Собственно, никаких больше поводов выносить это из 2000-х в 1999-й у меня не было. Главный акцент в моей истории – попытка понять людей, которые жили тогда, в чем-то оправдать, в чем-то простить. Но ни в коем случае не осудить, не наказать.

Начало 90-х - годы абсолютного счастья и ощущения, что все будет хорошо. Уверенность, что на обломках Союза будет построена счастливая жизнь: я люблю президента Ельцина, и мне нравится то, что он делает. Мне все нравится! К 1993-му стали возникать вопросы. В 1996-м вопросы уже возникать перестали, появилось стойкое ощущение, что мы идем не туда. К 1999-му все вообще накрылось медным тазом... Это было очень неприятно. Это не было счастьем. Какое-то время казалось, что это нужно просто пережить, а потом будет лучше. Оказалось, что нет. В каком-то смысле лучше, но совсем не то, о чем мечталось в 1991-м. Называть 90-е “святыми” — большое преувеличение. Называть проклятыми - это неправда.

В своей картине я сказал то, что сказал, и сделал так, как я хотел сделать - в абсолютной свободе, именно так, как хотел. У меня не было поправок, связанных с идеологией или политикой", - рассказал Сергей Урсуляк.

Экранизация романа Михаила Шолохова "Тихий Дон", по словам режиссера, была навеяна чудовищными событиями на Украине, в нем есть прямые отсылы к ним.

"Тихий Дон" - это трагедия людей, попавших в жернова истории и новой идеологии, которая ломает человеческие жизни, устои, традиции. Рушатся семьи, сиротеют дети, умывается кровью страна. Для меня в этой истории интереснее всего судьбы простых людей в ситуации всеобщего кошмара, - поделился гость клуба. - Право людей жить так, как они хотят жить. Право на невмешательство в чужую жизнь. От чего погибло казачество? Пришли чужие люди и вмешались в их жизнь. Начали ее активно улучшать. И улучшили до такой степени, что все исчезло... Каждый человек имеет право на счастье. Жизнь коротка, так что дайте нам возможность испытать счастье. Не мешайте нам жить", - так сформулировал идею фильма Сергей Урсуляк.

На вопрос из зала, что для режиссера является патриотическим кино, Сегей Урсуляк ответил так: "Когда автор любит героев своих работ, когда заставляет з полюбить их зрителей, а значит, место где они живут, их Родину - это и есть патриотическое кино. Я не ставлю цель научить любить страну. Делаю так, как сам чувствую и люблю".

В конце интереснейшей и захватывающей встречи российский режиссер подарил зрителям диски со своими фильмами за самые интересные вопросы.

Во время пребывания в Вильнюсе Сергей Урсуляк дал несколько эксклюзивных интервью литовским СМИ.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*