События

Немецкий профессор: "Европейский союз – это опиум для народа"

Андрей Татарчук, Baltnews.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

Доктор философии, эксперт берлинского института "Диалог цивилизаций" Томас Фасбендер задается вопросом "Что будет после распада ЕС?". Он анализирует несколько сценариев развития Европы после распада Евросоюза: китайский захват, исламизация, волна протестов и появление новых политических сил, например, в виде Четвертого рейха.

Известный журналист и писатель из Берлина Томас Фасбендер прожил в Москве более трети своей жизни – с 1992-го по 2015-й год. Он признается, что любит Россию и считает, что Россия нашла свой путь – нравится это кому-либо или нет.

"Уже много лет каждому, кто впервые едет в Россию, я даю совет, в котором есть не только доля иронии, но и доля правды. Лучше за месяц до поездки не читать немецких статей о России, – это будет "очищением" мозга", – пишет Томас Фасбендер в своей книге "Свобода вместо демократии. Путь России и иллюзии Запада".

О кризисе Европейского Союза

Гость рижского дискуссионного клуба "Культурная линия" назвал выход Великобритании из состава ЕС первым сигналом распада Европейского союза. По его мнению, проблемы недовольства политикой, диктуемой из Брюсселя, сепаратизм (вроде референдума в Каталонии), а также стремление новых членов ЕС к большей национальной суверенности (как в клубе стран Вышеградского договора) ускоряют разлом единой Европы.

Сейчас это похоже на парадокс, но лидеры Польши, Венгрии, Словакии и Чехии ратифицировали договор в 1991 году для вступления и интеграции в ЕС – и сейчас именно Вышеградская четверка стала возмутителем спокойствия либерал-центристов из Брюсселя. На карте ЕС Фасбендер разделил толстой красной линией развитый Старый Свет и молодые республики Центральной и Восточной Европы.

"Что будет после ЕС? Никто не задает этот вопрос – он звучит сейчас пугающе, ведь изначально при Роберте Шумане целью европейского проекта была глобализация и объединение континента. Так Европа показала, что учла ошибки истории и вынесла из них уроки.

В Германии это связано с прошлым Третьего рейха. У нас Европейский союз воспринимается как религия. У этой религии есть священники – это журналисты и политики, как демократическая либеральная EPP (Европейская народная партия – прим. Baltnews.lv) и "христианские демократы" в Европейском парламенте. После ухода Лондона из состава ЕС, в Европе образуется временный треугольник Берлин – Париж – Рим.

Если в Германии я спрошу "Что будет после распада ЕС?", то в ответ мне скажут, что мне за этот вопрос заплатил Кремль", – говорит Фасбендер.

Решение Ангелы Меркель принять в Германии всех беженцев, просящих убежища, даже без документов, – это попытка Германии замолить грехи Третьего Рейха. В Европе хвалятся своим "иммигрантским" благородством. Но сейчас, встречая ночью на улице группы крепких арабских мужчин, становится страшно. Ни на поляков, ни на русских, ни на китайцев в Германии не смотрят с таким страхом, как на арабов".

О НАТО и военных силах Европы

Фасбендер убежден, что 83 миллиона немцев в итоге смогут ассимилировать миллион сирийских и иракских беженцев, но концепция толерантности и гуманизма дала трещину, ведь немцы – однородная национальность, воспитанная на трудах Гете и Шиллера. В свою очередь, население Африки растет, и к 2050 оно удвоится.

"Это не ксенофобия. Но я задаюсь вопросом: что будет потом? Как мы обеспечим защиту наших границ? Не изменится ли политика мультикультурности и толерантности на противоположную?".

Отвечая на вопрос Baltnews.lv о том, насколько надежна для безопасности стран Балтии 5-я статья НАТО, согласно которой военное нападение на одну из стран-членов альянса приравнивается к нападению на весь блок, доктор Фасбендер ответил достаточно скептически.

НАТО – проект, держащийся на США: 50% бюджета НАТО – это американские взносы. Альянс может быть выгоден лишь при высокой лояльности его членов. При этом самую высокую лояльность альянсу демонстрируют страны Балтии, Польша и еще нескольких постсоциалистических небольших государств.

Кризис НАТО очевиден. Двадцать лет прошло с американского "блицкрига" в Югославии, когда был разбомблен Белград и арестован сербский президент Слободан Милошевич. С тех пор у НАТО де факто больше не было побед. Политика демократизации потерпела поражение в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии: после вмешательства в страны Ближнего Востока американцы оставили после себя разруху, жертвы среди мирного населения и потоки беженцев. Сам НАТО нанес удар по своим бюджету и репутации.

"Создание объединенных европейских вооруженных сил – это пустая риторика: та же Франция не будет делить с ФРГ контроль над ядерным вооружением. Распад Североатлантического альянса – реальная перспектива, но этот процесс еще сложнее, чем Брекзит".

О России и русских в Германии

"Страны Балтии и Польша находятся на границе с Россией – и я понимаю страхи, сформированные прошлым и подогреваемые сегодня журналистами и политиками. Но немцы не русофобы. В Германии живет 200 тысяч русских и в десять раз больше русскоязычных других этносов. В Берлине звучит русская речь, дирижер Валерий Гергиев живет в Мюнхене, в стране много русских студентов и специалистов IT.

75% восточных немцев поддерживает улучшение отношений с Россией, 20-25% поддерживает российского лидера Владимира Путина. Россия есть – от этого Европе никуда не деться. Ту русофобию, которая есть в масс-медиа, распространяет небольшая часть журналистов – пастырей новой религии, где конфронтация с Россией стала условной нормой условной демократии", – говорит доктор Фасбендер.

По его словам, немцы доброжелательны к русским и жителям России. Хотя есть непонимание: почему русские, "такие как мы, европейцы", не влились в геополитический проект ЕС, в который вошли другие славянские страны – Польша и Чехия. По наблюдениям Фасбендера, Европа играет в супермиссию по европеизации и демократизации России, зачастую жертвуя собственными экономическими интересами – потери экономики ЕС от санкций и ответного российского эмбарго составляют уже триллионы евро.

При этом, по его словам, немцы поддерживают выгодные для себя коммерческие проекты с участием России, например, строительство газопровода "Северный поток–2", в котором участвуют российские и европейские энергетические компании.

"Мне непонятно, почему Литва и Латвия выступают против "Северного потока–2". Что вы теряете в Риге, если природный газ пойдет на предприятия Германии по дну Балтийского моря? Ничего, вы же не Украина.

О "китайской угрозе"

Примечателен китайский проект "16+1", суть которого заключается в активизации сотрудничества с 11 странами-участницами ЕС и пятью балканскими странами в области инвестиций, транспорта, финансов, науки, образования и культуры.

Латвия также состоит в клубе "16+1", и в Риге в 2015 году прошел саммит этой организации с участием президентов стран клуба и председателя Госсовета КНР Ли Кэцяна – второго в стране по статусу человека после Си Цзиньпина. Китай предоставляет кредиты любой из 16 стран, в обмен на продвижение китайских глобальных проектов. Например, транзит контейнерных грузов через Россию и Казахстан в ЕС.

В немецких Гамбурге и Дуйсбурге китайцы закрепляют свой "фатерлянд": но процесс китаизации Германии, по словам Фасбендера, не воспринимается настолько болезненно, как исламизация. Более того, Фасбендер убежден, что уровень протестного потенциала у населения Германии не меньше, чем у французов.

О судьбе Европы

"Немецкий народ видит, что власть не поддерживает перемены. У немцев снижается доверие к политикам. Именно это 2,5 года назад и привело Великобританию к Брекзиту. Европейцы голосуют за правых и левых популистов, не представляя, как перестроить общество и как изменить к лучшему Европейский союз.

Думаю, с дальнейшим развитием искусственного интеллекта мы еще больше потеряем контроль над политическими процессами в обществе. Я не знаю, кто умнее: канцлер Ангела Меркель или Google?".

Профессор прогнозирует начало новой эпохи Европейского союза. "Каким будет новый поворот Европы, я не знаю, но Четвертый рейх в Европе не вырастет, как из предвоенного хаоса в Германии в 1934 году вырос Третий рейх.

Меркель уходит. Политиков уровня Трампа в Европе сегодня нет, да и Ангела Меркель не была настоящим лидером. При планировании стратегии развития Европейскому союзу следует учитывать прежде всего "китайский поворот" США и всего мира. Ни для кого не секрет, что Азиатско-Тихоокеанский регион представляет больший интерес для США, чем Европа.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Томас Фасбендер

30 января в рижском клубе «Культурная линия» принимали первого гостя 2019 года – немецкого журналиста, публициста, доктора философии и одного из самых авторитетных в Германии…… →

Фото
Видео
Статьи