События

04.02.2019, Молдавия, Кишинёв

Вадим Левенталь

Фото

4 февраля прошла самая литературная из всех встреч Международного медиа-клуба «Формат А3» в Кишиневе за почти 10 лет работы. В разное время благодаря медиа-клубу в Молдову приезжали современные русские писатели – Герман Садулаев, Роман Сенчин, Сергей Шаргунов. Но на февральской встрече эти имена и многие другие громкие фамилии звучали в одном ряду.

Писатель, автор нашумевшего романа «Маша Регина», редактор издательства «Флюид ФриФлай», ответственный секретарь литературной премии «Национальный бестселлер», литературный критик Вадим Левенталь рассказал о том, чем живет и дышит русская литература сегодня.

Собравшихся в медиа-клубе по приглашению Общественной организации Dialogum, ждал приятный сюрприз: гость из России прочел лекцию о литературе наших дней.

«При разговоре о современной русской литературе нужно определить, с какого момента можно считать ее современной? Кто-то скажет, что новейшая русская литература и новейшая Россия – это 2014 год - по своему будет прав. Кто-то скажет, что это 1999 год, закончившийся фразой: "Я устал, я ухожу". Кто-то вспомнит 1993-й», - литературный критик Левенталь принимает разные точки зрения, но у него есть своя позиция. Он предложил считать точкой отсчета современной России и, соответственно, литературы, в частности, 1991 год.

«Не было такого, что отменили советскую литературу, и началась какая-то новая русская литература», - продолжил гость. - «В 90-ые годы и вплоть до нулевых работали советские писатели. Были живы Астафьев и Распутин, много писал Проханов и многие другие. Книги, которые выходили из под их пера и появлялись в 90-х, не обязательно были плохими или устаревшими. Были совершено чудесные книги, такие как роман "Генерал и его армия" Георгия Владимова. Я не перестаю рекламировать роман "Мальчик" Олега Стрижака. Считаю, что это один из лучших русских романов ХХ века. Он издан в 90-ые годы, но не описывал реальность 90-х, не осмысливал новый язык, появляющийся всегда в новой реальности и социальности», - рассказал Вадим Андреевич.

Было видно, как люди старшего возраста делают пометки в блокнотах, а студенты записывают лекцию на видео – каждый из присутствующих составлял свой список к обязательному прочтению.

Гость отметил, что из тех, кто вошел в 90-ые годы уже мэтрами советской литературы, только Александр Проханов, кстати, приезжавший в Кишинев по приглашению медиа-клуба, сумел включиться в новую реальность и написать блистательные романы. Но новая литература задавалась все-таки другими людьми.

«В литературе не бывает так, чтобы не появлялось кого-то, кто хочет осмыслить реальность. И эта реальность 90-ых, этот хаос, этот ужас требовал настоятельного осмысления и отображения. Это нужно было читателю. И вот тут то и появляется Пелевин, который странным полуфантастическим, метафорическим образом описывает 90-ые», - Вадим Андреевич отмечал не только значимые имена в русской современной литературе, но и называл произведения. «А Эдуард Лимонов создал свою «школу», которая определила лицо русской литературы нулевых годов».

Не все слушатели соглашались с мнением российского писателя, но все записывали имена группы «новых реалистов», которые выросли на книгах «Эдички»: Прилепин, Садулаев, Шаргунов и другие.

Параллельно работала другая группа - "Петербургские фундаменталисты": Сергей Носов, Александр Секацкий, Сергей Коровин, Татьяна Москвина, Павел Крусанов, Владимир Рекшан.

И вот эти две группы, по мнению Вадима Левенталя, и создали ту реальность, к которой повернулась и окунулась Россия в конце нулевых - начале 2010-х годов.

«Литература 10-х сильно замахнулась на историю. Это не значит, что не было романов об истории раньше, но в 2010-х их появилось очень много. Это книги, которые получают премиальное и читательское признание. Так, к примеру, роман Евгения Водолазкина «Лавр», основная идея которого – времени нет. Вот за этой идей, как мне кажется, и стоит вопрос, почему нам не удается объяснить, что произошло в ХХ веке», - продолжил гость из Санкт-Петербурга.

Вадим Андреевич отметил, что ему близка мысль автора книги «XX век представляет. Кадры и кадавры» Михаила Трофименкова о том, что ХХ век на самом деле не закончился, он продолжается и сегодня. Что ХХI век еще не начался, потому что войны и споры, начавшиеся в прошлом веке, ведутся до сих пор.

Писать об истории, по мнению гостя, это способ думать о современности: «То есть, мы думаем о Гражданской войне, 30-х годах, о 93-м годе, как о современности. Это способ подумать о том, что происходит сегодня. Это проще, чем придумать историю о современном человеке. Проще рассказать о нем через прошлые события. Так что это не побег от современности, а странный подкоп к ней».

Экскурс в почти тридцатилетний период русской литературы продолжился ответами на вопросы из зала. «Цензуры в русской литературе сегодня однозначно не существует – издают всё, что считают интересным издательства», - подчеркнул гость клуба.

Много вопросов в записках были связано с тем, как начинающему писателю попасть на литературный конкурс.

«Голосования «Нацбеста» максимально прозрачны. Все есть онлайн. Все голосования за все годы можно просматривать. Каждый член жюри выходит и голосует, поясняя свою позицию. В жюри можно находиться максимум два года подряд, поэтому ротация людей высока», - сказал ответственный секретарь единственной в своем роде русской литературной премии.

И отметил, что за премию «Нацбест» могут бороться произведения, написанные на русском языке, не важно из какой страны писатель.

«В этом году в конкурсе есть рукопись из США», - пояснил гость. – «В шорт-листе премии были Максим Кантор, который живет в Париже, Михаил Шишкин, который живет в Швейцарии». Вспомним, так же, что и наш соотечественник Владимир Лорченков попадал в короткий лист премии.

«Если каждое последующее поколение будет читать все то, что читало предыдущее, то всей человеческой жизни не хватит, чтобы перечитать весь список. Нужно понимать, что время отсеивает часть литературы, а на ее место приходят новые авторы и произведения», - уверен Вадим Левенталь.

Встреча называлась «Есть ли классики в современной литературе?», но на этот вопрос гость не ответил: не нашим поколениям решать, что станет важным для потомков.

Вадим Левенталь оставил в подарок русской библиотеке имени М. Ломоносова и Русскому центру муниципии Кишинева свой переизданный роман «Маша Регина».

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*