События

19.02.2019, Белоруссия, Минск, Гродно

Ирина Павлова

Фото

«Сегодня культура подается к обеду, а она для этого не предназначена. Она к уму. К сердцу. К воспитанию. К глазам. Она, если угодно, всегда учила любить и ненавидеть. Строить взаимоотношение. Учила прощать. Она не была религией и не требовала от нас исповеди. Но мы ей, среди всего прочего, исповедовались. Сегодня в обществе катастрофически падает роль художника, учителя, врача. Все становится услугой. И журналистская работа в том числе. Мы все становимся официантами, господа. У нас есть один-единственный способ этому сопротивляться — отказаться это делать. Не быть обслугой, не быть лакеями», — с этой высокой ноты начала свой разговор с минским зрителем известный кинокритик, сценарист Ирина Павлова, которая приехала в Белоруссию по приглашению Международного медиаклуба «Формат А-3».

Конференц-зал БГУ с трудом вместил всех желающих поучаствовать в беседе о влиянии на современные умы искусства в целом и кинематографа в частности. Почти три часа зритель и гостья вели яркий оживленный диалог, который затронул широкий спектр вопросов: обсудили новые фильмы, вспомнили доброе советское кино, порассуждали о том, что ныне за многими профессионально скроенными с точки зрения режиссуры и монтажа картинами стоят абсолютно ложные посылы, полная смысловая беспомощность, а иногда и откровенная политическая конъюнктура.

Спикер полагает, что в обществе происходит размежевание, причем эти процессы затронули не только Россию, Белоруссию, но и другие страны мира. В США, на ее взгляд, нынешняя ситуация, где схлестнулись сторонники и оппоненты Трампа, напоминает почти гражданскую войну, хотя она проходит без стрельбы и не имеет горячего наполнения.

«Совсем недавно в New York Times прочитала историю о том, что подростка, который надел кепку с надписью «Вернем Америке величие» избили, — рассказала гостья. — Тогда, скажите Бога ради, а что такое либерализм? Во имя чего человечество сражается вот уже двести лет? Ответ вроде очевиден — во имя общей свобода и общего права. И вдруг мы обнаруживаем, что эта борьба превращается в подобие тоталитарной секты, где только одно мнение имеет право на существование, а все остальные взгляды неправильные, где только одна позиция считается прогрессивной, а все остальные — нечестные. В российском кинематографе линия водораздела проходит не между плохим и хорошим кино, а между «нашими и вашими», между теми, кто за власть и кто против нее».

Ирина Павлова откровенно призналась, что ей претит любимый девиз многих сегодняшнего творцов и журналистов, сформулированный в двух словах — «чего изволите».

«Захар Прилепин был миленький всем, и вдруг он собрал барахлишко и поехал на Донбасс. Напомнил, что его первая профессия «спецназовец». Откройте сегодня любую либеральную прессу: теперь он «дебил и идиот». Что, Прилепин стал хуже писателем оттого, что принял такое решение? Любимцем интеллигенции был Гришковец. И вдруг однажды он сказал, что Россия в отношении Украины во многим права и не надо ее «взрывать». Все! Теперь для них Гришковец тупица, который давно «исписался». К оценке творчества художника стали подходить с точки зрения «ты за Путина или против?», «ты американский грантосос или «ватник»? А что делать если я сама по себе? Если я просто люблю и ценю хорошее кино, без оглядки на политическую ориентацию?» —задала она риторический вопрос.

Несмотря на то, что град критических стрел был направлен в адрес многих кинематографистов и художников, встреча завершилась все-таки в оптимистичном ключе. Известный киновед полагает, что наступил период, когда можно говорить не о выживании, а о развитии российского кинематографа. Собравшиеся попросили гостью порекомендовать фильмы, которые, на ее взгляд, достойны зрительского внимания.

Ирина Павлова назвала ряд картин, среди которых "Аритмия" Бориса Хлебникова, "Турецкое седло" Юсупа Разыкова, «В Кейптаунском порту» Александра Велединского, "Время первых" Дмитрия Киселева, "Движение вверх". Антона Мегердичева.

Гостью очень радует, что российский кинематограф возрождается, что в нем появляется все больше и больше хороших фильмов. Она считает, что основа сценарной деятельности должна исходить из глубины классической литературы, человеческих отношений, масштабного понятия любви, из того, какой заряд получит человек, посмотрев ту или иную картину.

Долгая, искренняя и душевная беседа закончилась бурными аплодисментами публики и возгласами «Браво!» Чувствовалось, что Ирина Павлова сумела озвучить мысли и затронуть какие-то важные струны души каждого из сидевших в зале.

Серьезный и вдумчивый диалог со зрителем был продолжен 20 февраля в Гродненском государственном университете.

Буквально в начале беседы затронули достоинства советской эпохи, создавшей множество киношедевров.

«В свое время очень много картин клали на полку. И все «полочники» для нас считались героями, потому что наша тогдашняя интеллигенция была уверена, что фильмы легли туда за антисоветчину, — предалась воспоминаниям гостья клуба. — А мы все тогда выступали в своем роде диссидентами: сидели по кухням и рассуждали о вольностях, имея в каждом кармане по фиге. Потом наступила перестройка, и эти запретные фильмы вышли в прокат. Да, были среди них шедевры, но в основной своей массе – просто полный отстой, именно потому они и лежали на полке».

Спикер очень живо и одновременно тактично реагировала на каждую реплику из зала, стараясь дать развёрнутый ответ на вопросы, которые волновали гродненцев.

Молодежь интересовалась отношением авторитетного киноведа к пропаганде в кино однополых браков, просила назвать российские фильмы, за которые не стыдно, рассуждала о том, что народ ныне подсел на «развлекаловку», а авторское, философское кино смотреть не желает.

Один из ветеранов журналистики, обращаясь к спикеру и залу, акцентировал внимание на том, что благодаря таким картинам, как "Легенда №17", "Время первых", "Движение вверх", люди учатся гордиться своим прошлым и верить в безграничную силу духа.

Молодой человек спросил об отношении кинокритика к эпатажной комедии про блокадный Ленинград.

«Это кино исключительного ничтожества! Автор получил свой миллион просмотров, хайпанул – и что дальше? Как был никем — так и остался никем! — заявила спикер. — Я ленинградка, для меня блокада – вещь абсолютно святая, но я — не цензор. Считаешь себя вправе снимать комедию про блокадный Ленинград? Снимай! Но когда человек в кадре говорит, что «наша дача находится в 15 километрах от Ленинграда», меня начинает трясти! Потому что пять километров от города – это уже у немцев! Ты сначала хотя бы матчасть поучи, козел! Очевидно, что тема блокады режиссеру нужна была сугубо для саморекламы».

По словам Павловой, мы живем в эпоху упрощения, которые наводит на очень печальные размышления. В обществе происходит массовое оглупление, причем не только молодежи.

«Учитесь быть собой, не зависеть от количества лайков! Не привыкайте обмениваться впечатлениями лишь при помощи одних только смайликов! Я сама была молодой и понимаю, что как трудно и страшно порой плыть против течения, выражать мнение, отличное от большинства твоих сверстников. Ты будешь битым и, возможно, наживешь себе немало врагов. Но только так можно найти себя и понять, что на самом деле значишь и что сумешь сделать в этом мире», — посоветовала Ирина Павлова молодым талантам.

Ребята тут же поспешили к ней за автографом и с большим удовольствием фотографировались на долгую память о только что состоявшемся, большом и откровенном разговоре.

21 февраля в БГУ состоялся круглый стол, посвященный проблемам и перспективам российского и белорусского кинематографа. В его работе, помимо гостя клуба, приняли участие журналисты, ученые, общественные деятели, среди которых режиссер Арсений Ильиных, сценарист и драматург Георгий Марчук, писатель Жанна Грищенко, доцент кафедры технологий факультета журналистики Юлия Явинская, обозреватель газеты «Антенна» Дарья Шевцова и другие.

«Чтобы увидеть на экране шедевр, режиссер должен относиться к кино как к храму. Таких мастеров мы встречали в прошлом веке. Деньги, кассовые сборы и собственные амбиции тогда тоже были важны. Однако на первом месте стояла сверхзадача — сделать картину, от которой мурашки пробегают по коже и ком к горлу подкатывает. Добьемся подобной степени откровенности, перестанем играть с зрителем в поддавки, поговорим о том, что самих по-настоящему волнует, заставляет плакать и смеяться, и, люди снова ощутят великую магию великого кино», — заключила Ирина Павлова.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*