События

25.02.2019, Молдавия, Кишинёв

Олеся Фокина

Фото

«Для меня Кишинев - это город, где Пушкин начал писать Евгения Онегина. Город, откуда Гоголь почерпнул идею своих "Мертвых душ". Город, откуда папа привозил вкусные гостинцы», - призналась российский режиссер-документалист Олеся Фокина, которая приехала в Молдову по приглашению Общественной организации «Диалогум» и при поддержке медиаклуба "Формат-А3".

Олеся Юрьевна приняла участие в публичной встрече на тему "Герой нашего времени на экране и в жизни".

«Я всю жизнь занимаюсь портретами. Меня интересуют люди. Каждый портрет - это отражение души и мысли того, кто его сделал. Я делаю целый цикл фильмов "Человек на все времена". Девиз моих фильмов: "Рассказываешь о лучшем в человеке и обращаешься к лучшему в человеке". Я не занимаю чернухой, не выметаю сор из избы, я не смотрю по углам. Меня это все совершенно не интересует. Меня, в принципе, интересует свет, а не тьма», - рассказала гостья о своем подходе к документалистике.

Открыл кишиневскую встречу фильм об одном из последних героев Фокиной – русском поэте, сценаристе, режиссере Геннадии Шпаликове. Фильм «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека» был показан по «Первому каналу» и доступен в интернете, но многие в Молдове его увидели впервые.

«Никакого документального кино нет, есть просто кино. Только в документальных фильмах мы используем настоящих людей и их биографии. Но, как говорил Федерико Феллини, кино - это смесь магии и макарон, то есть, воображение живой жизни. Вот из этих "магии и макарон" я и составляю свои фильмы в меру своих талантов, принципов, воображения», - отвечала на вопросы о мастерстве Олеся Юрьевна.

Аудиторию интересовали детали: как российский документалист выбирает героя, как собирает материалы, как герои воспринимают особый взгляд на их жизнь. «Мы находимся в зоне постоянного напряжения. Мы постоянно ходим по лезвию, потому что соскользнешь, сделаешь неверный шаг - можешь обидеть человека. Как бы грешно не было судить кого-то, мы все равно даем оценку друг другу», - рассуждала Олеся Юрьевна.

Режиссер-документалист, работы которой отмечены самыми уважаемыми российскими и международными премиями, подчеркнула, что в каждом человеке, в каждом герое фильма, она ищет светлую историю, несмотря на весь драматизм жизни.

«Фильмы, которые показывают один негатив, очень популярны и мастерски сделаны, но они меня угнетают. Там все сделано с учетом психологии подсознания. В итоге впадаешь в абсолютную беспросветность жизни. Это не значит, что все мои фильмы сделаны в розовых тонах. Нет. В моих фильмах есть и страдания, которые выпали на долю героя, но я стараюсь говорить о светлом», - вопросы часто возвращались к ленте «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека», которая произвела на зрителей в Кишиневе неизгладимое впечатление.

«Шпаликов был бесконечно талантливым человеком. Прекрасный поэт и глубоко трагическая личность. Мне хочется, чтобы он обрел свой покой. Как мне кажется, он заслужил его», - зрителей тронула история русского поэта так же сильно, как и создательницу фильма о нём.

Российский режиссер-документалист поделилась с собравшимися своей идеей снять игровой фильм по сценарию Шпаликова – «Причал». «Не берусь за это, потому что у меня не хватает нервной системы. Для любого фильма нужен вагон железных нервов. Нужен хороший голос, умение нанять директора, ругаться, управлять коллективом – у меня нет такого характера. Приструнить, настоять - это очень серьезная нервная работа», - объяснила документалистка. 

«Мы стали менее чуткими друг к другу. Цифровая эпоха принесла равнодушие. Это из-за огромного потока информации, которую мы сегодня поглощаем. Мы зависаем в социальных сетях и интернете», - вопросы об информационных перегрузках в молдавской аудитории задают почти каждому гостю. Кишиневцы сетуют на то, что в информационной лавине, которая обрушивается на них каждый день, бывает сложно найти, например, фильмы Олеси Фокиной - настоящие фильмы о настоящих героях.

«Мы перестаем быть людьми. О смерти говорят по радио, по телевидению, в интернете так, как будто прошел грибной дождь. Это все растиражированные вещи, о которых говорят легко и просто. Эдакий пофигизм по отношению ко всему. Потому важно искусственно закрываться от такого потока информации и беречь свою душу», - сказала гостья.
Конечно, задали вопрос о том, кто же станет следующим героем Фокиной.

«Скоро будет премьера моего нового фильма «Век Солженицына». Это уже вторая моя картина о нём. И я начала снимать фильм о молодежи. Хочется сделать "надрез по поколению". Хочется посмотреть, насколько мое отношение и представление о молодых соответствует действительности», - рассказала гостья.

«На самом деле, очень жаль, что развалилась большая страна – СССР. Вот, говорят, что это у России была Латвия, Молдавия, Грузия и остальные. Не так: это у Грузии была и Молдавия, и Литва, и Россия, и другие. Это у Литвы была Молдавия,1 и так далее. Это мы были друг у друга», - такими словами закончила встречу Олеся Юрьевна в Кишиневе.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*