События

Режиссер-документалист: «Никакой антироссийской риторики от Евгения Доги я в Москве не слышала, странно, он ведь вполне может жить в Молдове!»

Леонид Рябков, "Комсомольская Правда в Молдове" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Олеся Фокина рассказала корреспонденту «КП», просит ли первый канал ее искать «жареные факты» и как она снимала фильм о самом известном молдавском композиторе.

В Кишинев по приглашению общественной организации Dialogum при содействии Международного медиа-клуба «Формат А3» приехала известный российский режиссер-документалист, лауреат национальной кинопремии «Золотой орел-2018» Олеся Фокина

- У нас, в Молдове, в воскресенье прошли парламентские выборы. Политика, вообще-то — грязное дело. А мог бы политик стать героем вашего проекта «Человек на все времена», цикла документальных фильмов-портретов о гуманистах современности? Вам ведь вся эта чернуха и сбор компромата, как вы говорили, глубоко несимпатично...

- Да. Это так. Героем моего проекта, наверное, не может политик. Их не было и у меня нет особого желания заниматься политикой. Мне среди политиков не встречались такие люди, с которыми у меня возникло большое желание общаться. Были гуманисты попадавшие в политику, такие как Андрей Дмитриевич Сахаров, как Вацлав Гавел. Были такие люди, которые мне были бы интересны, но мне не представилось возможности с такими людьми познакомиться. А из тех, кто сегодня вокруг, не могу сказать, что мне кто-то из них так уж улыбнулся...

- По каким же критериям вы выбираете героев для своего проекта?

- От разных причин зависит. Одна из них — сугубо практическая. Я сотрудничаю с телевидением, потому что именно ТВ дает возможность показать максимальному количеству зрителей свой фильм. Для меня важнее всего именно это! Первый канал, с которым я сотрудничаю, способен создать фильм с нормальным бюджетом. Плюс самая большая аудитория и взаимоуважение, которое у нас есть с этим каналом. Первый канал, в основном, интересуют люди, у которых в этом году юбилеи. Этот факт тоже влияет на выбор героя. И я выбираю среди этих людей того, кто меня интересует. Выбираю по внутреннему ощущению, по симпатии, по тому, что делает этот человек, как он поступает... Это должны быть герои национального масштаба. Как, например, Солженицын, Юрий Норштейн (авто «Ежика в тумане» - прим.авт.)... Я с героем вступаю на путь сближения, у нас есть какие-то ожидания, происходит встреча двух личностей, двух характеров — моего и героя проекта. У героя, как и у любого человека, есть сове представление о самом себе. И он хотел бы, чтобы человек, который с ним сталкивается, имел бы близкие представления о нем. Если этого не происходит, за редкими исключениями, это вызывает конфликтную ситуацию. Ни в коем случае я никогда не ищу какого-то компромата! Мне самой это слово противно и противопоказано! Ты можешь обратить внимание на те стороны человека, которые тебе кажутся интересными, драматическими, важными, неоднозначными, хочешь найти мотивацию поступков этого человека. А герой, может, думает как-то иначе...

- Первый канал не просит вас искать каких-то «жареных» фактов?

- К счастью, со мной такой разговор невозможен. И руководству Первого канала даже в голову не приходило ко мне обращаться с такими просьбами! Там знают, что есть вещи, которые я умею делать, а есть вещи, которые я не стану делать. Мы с руководством канала работаем в том поле, на котором я что-то умею делать, а им это нравится. Они мне могут что-то предложить, но никогда не было сомнительных предложений.

- Ваши фильмы не рассчитаны на широкого зрителя, они много денег не принесут...

- Дело в том, что культура работает по-другому, по другим принципам. Александр Блок ходил и читал лекцию всего для одного матроса. Через весь город ходил больной к нему и рассказывал о вещах совершенно заоблачных... Человек не искушен в искусстве, а, вдруг, его что-то зацепило...У меня огромная почта! Огромная обратная связь! Это только кажется, что мои фильмы такие, элитарные. Я, вообще-то, работаю в поле человеческих эмоций и чувств. Меня смотрят и простые люди, и утонченные зрители. Много людей понимаю ту речь, тот язык, на котором я стараюсь работать. Люди мне пишут, звонят, из Приднестровья звонили люди, которые смотрели мой фильм о Норштейне, позвонили, благодарили, приглашали в гости... Рада, что я приехала к вам! Впервые приехала...

- У вас не было мысли сделать фильм о наших знаменитых уроженцах? Об Ионе Друцэ, например, Эмиле Лотяну или Евгении Доге...

- Догу я знаю, он был в жюри фестиваля, где я получила главный приз за фильм о Пастернаке, он мне его вручал. Это было в 2014 году в Гатчине. Фильм очень понравился Доге, он меня благодарил за него, сидели с ним, выпивали. Он там часто бывает членом жюри, его там очень любят, любят в Выборге, где он часто бывает на фестивале. Мы же раньше с вами были очень тесно связаны.

- А после развала СССР Евгений Дмитриевич и свое отношение к России немного переменил, соскакивал на антироссийскую риторику, что, мол, он вынужден жить на чужбине, в Москве, как гастарбайтер...

- Да?! Как интересно! А в Москве я такого от него не слышала... Никакой антироссийской риторики, о чем вы говорите?! Странно, он же вполне может здесь жить! Странно... А снять фильм... Я сейчас снимаю фильм о молодежи, который мне никто не заказывал. Хочу понять, какая она, современная молодежь...

СПРАВКА «КП»

Олеся Фокина. Советская и российская журналистка, режиссёр документального кино. В 1990 году Олеся Фокина сняла свой первый фильм — «Посвящение», о близких друзьях её семьи, артисте Натане Эфросе. В 1993 году Олеся Фокина начала работу над документальным циклом «Человек на все времена», ставшим её основным творческим проектом. Широкую известность Фокина получила, благодаря трёхсерийному документальному фильму «Избранник» (1998) об Александре Солженицыне. В 1998 году основала студию «КОД-Фильм+», где она является директором и генеральным продюсером.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Олеся Фокина

«Для меня Кишинев - это город, где Пушкин начал писать Евгения Онегина. Город, откуда Гоголь почерпнул идею своих "Мертвых душ". Город, откуда папа привозил вкусные гостинцы», -…… →

Фото
Статьи