События

Полина Дашкова: «Обдумываю идею детектива во время игры в бадминтон»

Юлия Лыкова, "С места происшествия"

Недавно в Симферополе Международный медиа-клуб «Формат А-3» организовал встречу с известной российской писательницей Полиной Дашковой, в рамках которой были озвучены итоги творческого конкурса «Россия — Украина-2033».
Полина Дашкова популярна во всей Европе. В молодые годы дебютировала как поэтесса, печаталась в журналах «Юность», «Сельская молодежь» и других популярных изданиях, но, по сути, уверенно вступила в большую литературу только в 1996 году, когда был опубликован ее детективно-фантастический роман «Кровь нерожденных». С тех пор много воды утекло, и сейчас романы Дашковой популярны и переведены на несколько европейских языков.

Скучать по цензуре не приходится

В Крым писательница приехала не впервые, на этот раз тема встречи носила довольно ироничное название — «Ностальгия по цензуре». Сама Дашкова признается, смеясь, что по цензуре она, конечно, не скучает. Впрочем, и цензура нынче не та, что была в советское время.
— Сейчас все свободны, и многое зависит от читателя — книжку или покупают, или нет. Это цензура рынка. Литература, выпущенная на свободу, начинает жить по своим законам. Был случай, когда в одном из книжных магазинов Москвы перед первым сентября мама покупала для своего ребенка книги и случайно прихватила книгу писателя, сплошь использующего в своих творениях нецензурную лексику. Женщина пришла в ужас от покупки и мыслей о том, что такая литература могла бы попасть в руки ребенка, и подала в суд на магазин. Теперь в нем не продают книги этого автора. Вот один из примеров современной цензуры, — рассказывает писательница. — Впрочем, в советское время были другие случаи, когда, к примеру, в период борьбы с пьянством из книг вымарывалось все, что касалось алкоголя.
Вспоминая прошлое, многие пишущие люди могли бы спокойно вздохнуть: «Слава Богу, нас это не касается». Так-то оно так, но вместе с цензурой постепенно уходят хорошая профессиональная критика и корректура.
— Мне самой приходится вычитывать корректуру, — говорит Дашкова. — Образованные люди есть, но платят им копейки, а потому в эту сферу они работать не идут.
С критикой дело обстоит еще хуже. По мнению писательницы, большинство современных критиков — это неудавшиеся писатели.
— Это люди своего круга, своей тусовки, у которых принято своих хвалить, а чужих ругать.
Причем «критика» не брезгует и халтурить.
— Я знаю, что в литературных газетах существует даже прейскурант, который рассылается в издательства: столько-то стоит объявить, к примеру, писателя гением, столько-то стоит его просто погладить по головке и объявить талантливым. Обругать всегда стоит дешевле, это дело, видимо, более простое, но лично у меня негативная рецензия на книгу или фильм вызывает гораздо больший интерес: думаю, в этом случае есть шанс увидеть или прочитать нечто любопытное. Из хороших примеров мы знаем, что литературная критика — это тоже искусство, и талантливый материал читаешь, как добротную книгу. Именно поэтому статьи о себе и своих книгах я уже давно не читаю, — добавляет писательница.

Упорный трудоголик

Полина Дашкова автор 18 романов. Для того чтобы написать хотя бы один, нужно проделать огромную работу. Дашкова немало времени проводит в архивах, изучает весь необходимый материал.
Сейчас Полина работает над историческим романом о событиях с 1937 по 1941 годы.
— Здесь я впервые столкнулась с очень странным явлением: мои герои практически не действуют, как будто находятся в «мертвом море» — они не могут защитить себя, близких, не могут ничего изменить. И, пожалуй, этот роман один из наиболее сложных для меня.
Когда же, преодолев все трудности, писательница, наконец, оканчивает книгу, ей необходимо время для отдыха.
— Я чувствую себя, как выжатый лимон, но для восстановления сил предпочитаю активный отдых — выхожу на прогулку, играю в бадминтон... и обдумываю идею нового романа, делаю наброски сюжета, персонажей. Что-то мне может сразу не понравиться, но через некоторое время я возвращаюсь к написанному. А вообще, когда пишешь, нужно забыть обо всем, не думать о том, что востребовано, и не делать ничего в угоду публике. Писатель должен сказать что-то свое, новое, то, чем вы горите. Кстати, важно не спешить, никому не показывать свои опыты — писательство требует уединения, и долгого труда.
На встрече у симферопольских зрителей возник вопрос: «А как же насчет гонораров? Какую роль они играют в жизни писателя?».
— За первые романы мне платили копейки, — призналась Дашкова. — Однако и сейчас я четко знаю, что гонорары — вещь важная, но не решающая. Конечно, есть писатели, которые подписывают контракт с издательством, по которому они обязаны отдавать в печать определенное количество книг в год. В моей жизни однажды также случилась подобная ситуация, и в результате я просто ушла из издательства.
Как известно, чем популярнее произведения писателей, тем больше желающих экранизировать их творения. По романам Полины Дашковой было выпущено два сериала: в 2004 году «Место под солнцем» и в 2005 году — «Херувим». И той, и другой экранизацией писательница крайне недовольна и разочарована.

Итоги конкурса

Когда встреча с Полиной Дашковой в Симферополе близилась к финалу, были объявлены итоги конкурса «Россия — Украина-2033». Напомним, что его участники должны были описать свое видение отношений России и Украины через 20 лет.
Как отмечалось организаторами, работ на конкурс пришло немало, а потому, как говорится, было из чего выбирать.
Первое место было присуждено Геннадию Потапенко за его автобиографический центон «Новогодние праздники 2033 в Крыму! Экскурсии, пикники, эксклюзивное обслуживание. Дорого». Второе — Сергею Юхину с романом «Мертвый Крым» и третье — Латифу Бабаеву с киноповестью «Золотой дождь». Специальный приз «За литературный дебют» получил молодой и талантливый Сергей Кривопустов за рассказ «Момент истины».
Победитель конкурса отправится в довольно любопытное путешествие — недельную творческую командировку на Камчатку. Геннадий Потапенко пообещал, что после поездки опубликует свой отчет-впечатление об увиденном на Дальнем Востоке.
Что касается работ победителей конкурса «Россия — Украина-2033», они будут изданы отдельным сборником и переданы всем участникам, а также в симферопольскую библиотеку им. А. С. Пушкина.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


ПОЛИНА ДАШКОВА

29 июня в Симферополе клуб "Формат-А3" подвёл итоги литературного конкурса "Россия-Украина: 2033". Наградить победителей приехала знаменитая писательница, автор 18-ти романов,…… →

Фото
Видео
Статьи