События

30.07.2019, Латвия, Рига

Александр Ужанков

Фото

30 июля в рижском клубе «Культурная линия» снова принимали одного из самых авторитетных в мире теоретиков и историков русской литературы и культуры Древней Руси, профессора целого ряда российских вузов, в том числе - Сретенской Духовной Семинарии, проректора Московского института культуры Александра Николаевича Ужанкова. Число желающих попасть на эту встречу побило все рекорды в истории клуба – на 200 мест в конференц-зале отеля «Avalon» претендовали более 400 человек. Регистрацию участников организаторы вынуждены были закрыть за две недели до мероприятия.

Помимо завсегдатаев клуба, журналистов из русскоязычных латвийских СМИ, педагогов школ и вузов, на встречу с профессором Ужанковым пришли ректор Латвийской Христианской Академии Анна-Скайдрите Гутмане, содиректор латвийской сети русских книжных магазинов Polaris Елена Быстрова, глава Ассоциации деловых женщин Латвии Ирина Петерсоне, представители Молодежного Совета Российских Соотечественников Латвии, а также актеры московских театров и студенты Высшего театрального училища имени Щепкина, которые приехали в Ригу на каникулы.

Лекция-дискуссия на тему «Русское самосознание и русская цивилизация» длилась свыше двух часов и стала своеобразной культурной революцией в сознании большинства пришедших на встречу.

Первым делом Александр Николаевич совершил экскурс в историю русской государственности и культуры, с особой остановкой на древнерусской словесности, изучению которой ученый посвятил сорок лет жизни. И отметил, что на все происходящее в русской литературе он смотрит с позиции древнерусского человека. Потому что с этой позиции открываются все утерянные смыслы и даются ключи к пониманию русской культуры. Главный ключ: русская литература основана проповедниками христианства, потому что практически все первые русские летописцы и писатели были святыми. «Предназначение России – хранить православие до Страшного суда. Это русская идея, которую впервые сформулировал в 1038 году Илларион Киевский в "Слове о законе и благодати".

Тем не менее, западный мир утверждает, что существует только две христианские цивилизации. Первая – римская, то есть латинская, католическая, которая началась с античности. Но в результате секуляризации эта христианская цивилизация стала разваливаться и превратилась в светскую. Вторая цивилизация – греческая, православная, которая начиналась тоже с античности и язычества. Потом в 1450 году мусульмане захватили Константинополь, и эта цивилизация рухнула.

Западный мир не говорит о том, что существует еще третья христианская цивилизация – это русская цивилизация. Она начинается с принятия православия в 988 году князем Владимиром, которое развивалось девять столетий подряд, пока не пришел ХХ век - когда большевики стали православие уничтожать: чтобы навязать людям идеологию, нужно уничтожить веру.

С 2000-го года мы стали возвращаться в свое Отечество, в ту самую русскую цивилизацию, основу которой составляет православие. Был заново возведен Храм Христа Спасителя, прошел Собор Православной Церкви, произошла канонизация новомучеников – людей, которые воссияли в ХХ веке и удержали православие. Более 2300 человек!

Я своим студентам постоянно повторяю – Россия созидалась верой, а разрушалась идеологией. Вера, язык, история и культура – это наши четыре краеугольных камня. Культура – это то, что нам ближе всего. И в частности – русская литература. Та самая духовность, которой была богата Русь, стала духовной пищей для всех русских писателей. И если история – это разворачивание Божественного промысла о народе, то любое классическое произведение русской литературы показывает Божественный промысел о человеке».

Отвечая на вопрос о том, претерпела ли русская идея изменения за последнее столетие, Александр Николаевич отметил, что для православных людей и, в частности, для него лично, абсолютно ничего не изменилось. Потому что православные люди - ортодоксы.

«Если бы в нас что-то менялось, то это не было бы русской идеей. Что Иван Грозный ответил католикам, когда те спросили, почему они в храме сидят, а мы стоим? «Потому что вы присели перед Богом, а мы как стояли, так и стоять будем». Для светского государства, конечно, эта идея не подходит. Для него эту идею надо придумать. Но она просто так не придумывается... “

- А вот Владимир Познер, когда приезжал в Ригу, сказал на встрече со зрителями, что главная проблема России - в том, что она приняла православие, - отметил кто-то из зала.

- Это проблема Познера, а не России. Идея коммунистическая - разве русская? Это европейская идея. Европейская идея – это построение земного счастья и земного благополучия, на этом заточен весь европейский мир: чем ты успешнее, тем ты лучше. Большевики заменили понятие рая небесного понятием рая земного. А русская идея - это учение о конце света и спасении души.

Рижане засыпали гостя вопросами на самые разные темы. Что значит "русский"? Каково предназначение России? Как видели "русскую идею" классики литературы?

Как может разрешиться спор между Москвой и Киевом о праве именоваться наследниками исторического прошлого? Чем духовность русской литературы отличается от западноевропейской? Почему Россию не любят другие страны?

Активнее всех были молодые люди, которые, как оказалось, всем сердцем переживают за Россию и прекрасно понимают, что имеют огромные пробелы в своем образовании. Они, не стесняясь, просили профессора дать им элементарные советы, что и как читать, как поступать, чтобы воспитать свой ум.

- Душа болит, глядя на то, что происходит с Россией сегодня: скандал с Исаакиевским собором, история с Гоголь-центром. Почему современная русская культура имеет так мало связи с православием, с той самой Русью, о которой вы рассказываете? - в сердцах спросила одна из девушек. И искренне, почти по-детски добавила: «Что ждет Россию дальше?»

- Духовное возрождение! Которое уже наблюдается. Да, явления, которые вы назвали, нас тоже печалят. Но всегда есть люди различных взглядов, предпочтений. Но что очень важно, и я это сейчас замечаю отчетливо – Россия возвращается к своим духовным корням. И поэтому будем надеяться, что это духовное возрождение произойдет. С другой стороны, явления, которые мы сейчас наблюдаем, были и в начале ХХ века. Но тогда они были предвестниками бурных революций. Сейчас – это остаточные явления, по причине оглядки на Европу.

В качестве позитивного примера Александр Николаевич рассказал, что более двадцати лет преподавал в Институте иностранных языков. И если в начале 90-х годов на вопрос о том, кто из студентов намерен по окончании вуза покинуть Россию, поднимался лес рук, то сегодня отъезд из России планируют только 10-15%, и то - только на стажировку.

«Сегодня в России примерно 80-85% населения настроены патриотически. А если говорить о разнице в восприятии Россией Запада и Западом – России, то исконно для Руси и России никогда не было языкового барьера с Западным миром. Русское общество знало немецкий, английский, французский. Русские постоянно ездили в Европу, они ее хорошо знали.

Знала ли Европа так хорошо Россию? Нет! Был языковой барьер. Кроме того, Россией пугали и сейчас пугают, утверждая, что она агрессивная. Но за всю тысячелетнюю историю Россия в целом только около 130 лет жила без войны. Кто только не пытался ее захватить – турки, венгры, румыны, поляки, чехи, французы, немцы, литовцы, англичане, американцы, японцы, монголы. Только ленивый не приходил Русь. Почему же Русь агрессивная? Потому что давала всем отпор. О кого в итоге споткнулись французы? А фашистская Германия? Правильно - о русских!
Профессору Ужанкову часто и много аплодировали. Гость искренне смущался, улыбался и повторял, что счастлив, что имеет возможность общения с представителями русской диаспоры.

«Русская культура объединяет огромное количество людей. Самое главное, чтобы вы понимали: мы - единое целое. И самое главное, что у нас есть – это история, культура, литература, искусство, живопись, музыка. Более христианской музыки и более христианской живописи, чем у нас, нигде в мире больше нет. Я с очень многими людьми познакомился в эту поездку, и они вселяют надежду, что мы действительно единое целое. Для нас границ не существует. Потому что мы русские”.

По окончании встречи профессор Ужанков по традиции подарил авторам лучших вопросов диски со своими лекциями и потом еще долго отвечал на вопросы самым настойчивым, охотно фотографировался на память и обещал приехать в Ригу в третий раз.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*