События

03.10.2019, Минск, Белоруссия

ЗВЕЗДЫ КИНОДОКУМЕНТАЛИСТИКИ

Фото

Отвечает ли отечественное кино тем задачам, которые ставят перед ним общество и государство? И почему порой Голливуд снимает о нас гораздо интереснее, увлекательнее, ярче, круче, чем мы сами о себе? На эти вопросы пытались найти ответ звезды российской кинодокументалистики и зрители на встрече, организованной 3 октября Международным медиаклубом «Формат А-3».

Поговорить о том, почему сейчас почти не снимаются фильмы-шедевры, регулярно появлявшиеся на экранах в советский период, в кинотеатр «Беларусь» пришли участники Четвертого Фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC»: журналист, режиссер НТВ Александр Зиненко, ведущий, обозреватель НТВ Владимир Чернышев, директор Дирекции документального кино Первого канала Светлана Колосова, директор фестиваля «Русское зарубежье», режиссер-кинодокументалист Сергей Зайцев.

Поводом для начала дискуссии послужил зарубежный сериал «Чернобыль», который вышел недавно и всколыхнул интерес не только к этой теме, но и к осмыслению того, какими глазами видят нас западные художники и зрители.
Собравшиеся попытались понять, почему некоторые журналисты и зрители встретили этот игровой фильм холодным неприятием и критикой.

«Посмотрел пока две серии «Чернобыля». Я хорошо помню 1986 год, несмотря на то, что был тогда еще ребенком, – начал разговор Владимир Чернышев. – Мне показалось, что все снято достаточно реалистично, неплохо воссоздан ужас и страх перед чем-то неизвестным. Кино сделано с уважением к тем людям, которые ценой своей жизни защитили, как могли, свою страну от угрозы. Проблема сводится к тому, что мы слишком интеллигентно рефлексируем по таким инфоповодам: нам всегда кажется, что Запад показывает наших солдат и генералов не слишком красивыми, что события прошлого были несколько иными… Военные, говорите, не очень хорошо выглядят? Зато воевали они как! Да и в советских любимых фильмах они все тоже далеко не Томы Крузы! Наоборот, простые люди, которые сражались за родину. Главное – сущность. Эти мужики, возможно, неказистые с виду, хорошо знали свое дело и на поверку оказались героями. Как и многие из персонажей сериала «Чернобыль».

В разговор вступила Светлана Колосова, честно признавшаяся, что в ближайшие годы мы не сможем сравняться с бюджетами Голливуда, а поэтому приходится брать талантом.

«Да и не всегда в деньгах дело! Американцы, и этому надо у них поучиться, успевают сделать фильмы обо всех своих значительных событиях, будь то победа или поражение. Мы, возможно, из-за объема кинопроизводства, в этом катастрофически отстаем… Российская картина под названием «Чернобыль. Зона отчуждения», отрывок из которого сегодня нам показывали, – это всего лишь фантастика в знакомых интерьерах. А реально сериала, который изложил и осмыслил само событие, пока, к сожалению, нет».

Зрители, активно подключившиеся к дискуссии, говорили о том, что создается впечатление, будто бы в наш кинобизнес попадают случайные люди, которые больше думают о сборах и прибылях, нежели о том, как сделать не «пустышку» и однодневку, а фильм, который затронет до глубины души и его захочется посмотреть еще раз. Вот и получается, что за неимением лучшего зрители бывшего СССР смотрят американо-английский «Чернобыль», удивляясь тому, как точно авторы смогли воссоздать эпоху позднего СССР, причем вплоть до деталей и предметов того времени.

Затронули в оживленной беседе и современные фильмы о войне. Участники дискуссии считают, что большинство российских и белорусских картин вырваны из исторического контекста, стоящих работ на эту тему можно по пальцам пересчитать. Кто-то заметил, что актеры и режиссеры старшего поколения были в более «выгодном» положении, чем наши современники: ведь они сами, их деды знали войну не по книжкам. Но ему тут же оппонировали: мол, Сергей Бондарчук, снимая свой шедевр, тоже не участвовал в Отечественной войне 1812-го года. Значит, здесь дело в другом...

Сейчас, в канун 75-летия Великой Победы, по мнению публики, самое подходящее время, чтобы взглянуть на наше трагические и одновременно героическое прошлое более трезво, аналитически. Но удастся ли преодолеть отсутствие личного опыта, переживания, пока не ясно.

«Я признаю только советское военное кино, потому что оно искреннее, талантливое… Прекрасные актеры и прекрасная режиссерская работа, – признался Александр Зиненко – То, что снимается сейчас, меня не цепляет. Не люблю компьютерные стрелялки. Все поверхностно, примитивно. Для меня тема войны, русских солдат и генералов – это только советское кино».

Громкие аплодисменты, раздавшиеся после этих слов, свидетельствовали о том, что публика поддерживает мнение журналиста.

«Режиссеры подчас не знают достаточно хорошо тему, над которой работают. Кроме того, советское кино было режиссерским, а сейчас оно продюсерское. Это колоссальное разница. И сегодня именно продюсер диктует создателям, каким должны увидеть войну на экране наши зрители, – полагает Сергей Зайцев. – Я, как и все вы, тоже с нетерпением жду современное игровое кино о войне, которое по силе воздействия будет таким же, как и мой любимый фильм «В бой идут одни старики». Кстати, достойных документальных картин, отражающих тему Второй мировой войны, в России, к счастью, уже немало. Главное, чтобы они дошли до своего зрителя».

Публика в зале вспомнила интересные работы, снятые в начале 2000-ых: «Звезда» Николая Лебедева, «В августе сорок четвертого» белоруса Михаила Пташука. Их авторы тоже не были на войне, но сделали картины, на взгляд выступающих, сопоставимые по значимости с военной классикой советского кинематографа.

«Российским и белорусским кинематографистам не нужно пытаться обойти Голливуд, снимая такие же блокбастеры и экш-фильмы, – считает модератор диалога, известный белорусский публицист и тележурналист Вадим Гигин. – Следует делать упор на свою самобытность, которой наше кино славится уже много лет. Только таким способом можно завоевать молодежь и привести зрителя в кинотеатр. Российский мультфильм «Маша и Медведь», который смотрят в ста странах мира, доказывает, что это вполне решаемая задача».

«У американцев надо поучиться не только умению осваивать огромные бюджеты, но и чувству самодостаточности. Мы слишком много внимания уделяем их кинопродукции, причем далеко не шедевральной, и тому, как они воплощают чужую жизнь и историю на киноэкране. Вряд ли американцы всенародно обсуждают «Человека с бульвара Капуцинов». Им глубоко плевать! А нам почему-то не все равно, как они нас изображают. Хотя за нами – куда более древняя и богатая культура! Давайте перестанем излишне рефлексировать! Куда лучше больше думать о себе, о том, как дальше развиваться... Без оглядки на то, как на нас посмотрят со стороны. Это не очень продуктивно», – подвел итог двухчасовому разговору известный тележурналист Владимир Чернышев.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*