События

Космонавт Александр Александров: Роскосмос отстаёт от НАСА на десять лет

Андрей Татарчук, «Российские Вести» Источник (ссылка откроется в новом окне)

В рижском дискуссионном клубе “Культурная линия” " российский космонавт, дважды Герой Советского Союза Александр Павлович Александров рассказал о развитии международной аэрокосмической отрасли и положении дел на этом направлении в США, России и Украине.

Александров является 55 советским летчиком – космонавтом. Его общий орбитальный стаж – более 309 суток. Из них 5 часов 45 минут он провел в открытом космосе. А в космосе побывал дважды как бортинженер – на пилотируемом корабле "Союз Т-9" орбитального комплекса "Салют-7" – "Космос-1443" в 1983 году и на корабле "Союз ТМ-3" орбитального комплекса "Мир". 26 октября 1993 года отчислен из отряда космонавтов по выслуге лет, работал в НПО(РКК) «Энергия». В декабре 1995 года баллотировался в Государственную Думу РФ как независимый кандидат, но избран не был. С октября 1987 – доктор технических наук, с 1997 — академик Международной академии информатизации. Имеет ряд печатных работ и 3 рационализаторских предложения. С марта 1988 — космонавт 1-го класса. Имеет 1-й разряд по горнолыжному спорту. Являлся секретарём секции Федерации космонавтики СССР, членом совета общества «Родина».

Александров рассказал, что американский предприниматель Илон Маск, спустя почти сто лет смог сделать успешными коммерческие идеи бывшего рижанина и одного из основателей советской аэрокосмической отрасли Фридриха Цандера – в частности, это планирующий при посадке аппарат, отделяющийся от корабля. В случае Цандера в 1930-е годы это был аэроплан, конечно. В 1931 году он Цандер запатентовал ракету с двигателем на топливе из смести жидкого кислорода и бензина и познакомился с 24-летним Сергеем Королевым – будущим основателем Звездного городка ОКБ-1 в Подмосковье.

Рассказывая об Илоне Маске, Александров отметил, что "американец вышел на биржу, утверждая, что развивает космические проекты якобы на свои деньги. Конечно, американские налогоплательщики заплатили ему 50 миллионов долларов ракету-носитель для суборбитальных полетов SpaceX. В 2008 году он получил контракт с НАСА уже на сумму 1,6 млрд долларов США на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к Международной космической станции.

Вообще-то сегодня корпорации Boeing и Lockheed Martin делают два корабля, и Bigelow Commercial Space Station создает корабль только для космического туризма. Ассортимент и возможности США – намного больше. Причем американцы в начале 90-х категорически отрицали вероятность того, что начнут заниматься частным космическим туризмом. А в России, по словам Александрова, сегодня только один многоцелевой корабль – "Федерация", переименованная в "Орел", находится в разработке, завершение которой в ближайшем будущем находится под большим вопросом.

Отставанием "Роскосмоса" от НАСА, по оценке Александрова, в настоящее время составляет более 10 лет. По его мнению, это связано не только с экономическими причинами, но и отсутствием в отрасли эффективного менеджмента на всех уровнях, в том числе и в руководстве. Развитию гражданской составляющей космической отрасли мешает, как он считает, большое внимание, уделяемое созданию в России военных ракет.

В настоящее время Россия использует собственные ракеты - носители класса "Союз -5" , “Протон” и осуществляет доработку нового носителя "Ангара". Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет МС-21, создаваемый корпорацией "Иркут" с ОКБ Яковлева способен конкурировать в глобальных перевозках с аналогами Boeing и Airbus, а Суперджет-100 пока остается средством передвижения между регионами России" и пока не может выйти на международный рынок.

Большой потерей для госкорпорации "Роскосмос" стала потеря украинского промышленного сегмента. Напомним, что стартовавшая 12 апреля 1961 года вместе с первым в истории человечества космонавтом Юрием Гагариным советская ракета- носитель "Восток" была оборудована приборами предприятий УССР "Коммунар" и "Арсенал". В КБ "Южное" и ПО "Южный машиностроительный завод" ("Южмаш") кроме боевых баллистических ракет типа, по классификации НАТО SS-18 Satan, были созданы мирные ракеты-носители "Зенит-2", "Днепр" и "Циклон-3".

Однако уже в начале 2014 года новое правительство Украины премьер-министра Арсения Яценюка объявило о разрыве технического сотрудничества с РФ, в том числе, в аэрокосмической сфере.

"Украинская ракета-носитель "Зенит" с полезной нагрузкой больше 20 тонн, достаточной, чтобы вывести "Буран" или аналогичный шаттл на орбиту, подходит для вывода спутников на орбиту Земли, для запуска кораблей для полетов на Луну и орбитальных полетов. Украинская сторона дала России два носителя, но второй так и лежит на 42-ой площадке на космодроме Байконур, которая строилась специально для этого носителя.

На Украине умирают заводы аэрокосмической отрасли. В 1991 году на Украине насчитывалось около 130 предприятий аэрокосмической отрасли, основным партнером которых была Россия. Сегодня есть только по сути договор соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, где в части 5 "Экономическое и отраслевое сотрудничество" указывается space cooperation. Но в этом "сотрудничестве в космосе" в сегодняшней жесткой реальности не заинтересовано Европейское космическое агентство ESA, располагающее значительными финансовыми средствами на развитие аэрокосмических проектов, замыкающихся, правда, на компании ЕС, как европейский Airbus со штаб-квартирой в Тулузе, и европейская система навигации Galileo, конкурирующая с GPS и ГЛОНАСС. В семилетнем бюджетном периоде ЕС 2014-2020 гг. космический бюджет ЕС составил 12,6 миллиарда евро, в 2021-2027 гг. бюджет увеличен до 16,9 млрд. евро. 30 ноября 2017 агентство ESA выделило 53 млн евро на финансирование программы Vega Evolution, предусматривающее замену украинских жидкостных ракетных двигателей РД-843, поставляемых для ракет-носителей Vega, на "более экологичные немецкие двигатели".

Как отмечает Александров, за последние годы Украина свернула свое участие в ряде международных космических проектах. 22 августа 2014 года в Киеве было объявлено, что программа "Морской старт" приостанавливает свою деятельность. В октябре того же года ракета-носитель Antares с космическим грузовиком Cygnus, который должен был доставить свыше двух тонн груза на МКС, взорвалась в момент старта на атлантическом побережье США на космодроме Уоллопс. Первая ступень взорвавшейся ракеты-носителя Antares была разработана украинским КБ "Южное". Вслед за этим США приняли решение приостановить сотрудничество с ПО "Южмаш" по проекту "Антарес".

В апреле 2015 года из совместного с Украиной проекта по созданию ракетно-космического комплекса среднего класса "Циклон-4" после 12 лет сотрудничества вышла Бразилия. Причина – убыточность данного партнерства. Решение было принято в январе 2015 года, к этому времени Бразилия инвестировала в проект свыше 1 млрд бразильских реалов.

Однако летом 2019 года Украине удалось удачно испытать ракету-носитель. КБ "Южное" заявило об удачном первом прожиге третьей ступени "Циклон-4". Может ли украинская ракета составить конкуренцию работающим программам SpaceX Илона Маска, и близким к завершению в США проектам ракет-носителей Boeing, Lockheed Martin и Bigelow? Поживем, увидим.

Касаясь самолетостроения, Александров обращает внимание на то, что украинская авиакомпания Antonov Airlines использует единственный уникальный реактивный Ан-225, спроектированный и созданный в Украинской ССР году на Киевском механическом заводе в 1988 году. Этому самолету, впервые поднявшемуся в небо в 1988 году, принадлежит абсолютный рекорд грузоподъемности 253,8 тонны. Его планировалось использовать для перевозки компонентов советских ракет-носителей "Энергия" и космического корабля "Буран". Один из перспективных проектов, российско-украинская многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС) сейчас заморожена – самолет, входящий в книгу рекордов Гиннеса и имеющий около 250 мировых рекордов, эксплуатируется в целях коммерческих грузоперевозок.

Второй экземпляр Ан-225 с начала 90-х годов прошлого века готов примерно на 70%. По соглашению о намерениях с украинским госпредприятием "Антонов" его должна была достраивать китайская корпорация Aerospace Industry Corporation of China (AICC). У второй украинской "Мрии" с советских времен остались центроплан, фюзеляж и крыло Объем инвестиций до ввода в эксплуатацию самолета оценивается в 120 млн долларов (примерная каталожная стоимость двух новых гражданских Boeing-737-800). Но в КНР отказались от этого объекта инвестиций – мало аэропортов в мире, способных принять Ан-225. В 2017 году китайская сторона отказалась от участия в проекте.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Александров

19 ноября в рижском клубе «Культурная линия» принимали в гостях дважды Героя Советского Союза, председателя Международной ассоциации участников космических полетов, заслуженного…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи
Публикации в блоге