События

19.12.2019, Латвия, Рига

Антон Сиверс

Фото

19 декабря в рижском клубе «Культурная линия» принимали в гостях Антона Сиверса - одного из ведущих современных российских кинорежиссеров, лауреата премии «Золотой орел» и премии Ассоциации российских продюсеров кино и телевидения, создателя целого ряда качественных телесериалов и таких знаковых для 2010-х годов полнометражных картин, как «Поцелуй бабочки», «Качели» и «Дом на обочине».

В конференц-зале отеля Авалон в этот вечер собрались настоящие поклонники творчества режиссера – журналисты, молодые актеры Рижского русского театра им. М. Чехова, воспитанники театральных студий, педагоги, представители культурных и национальных сообществ, киноманы и театралы. Всего около двухсот человек. И в большинстве своем они видели практически все картины Сиверса. Что стало для самого режиссера серьезным откровением и вызвало очень искреннее удивление: «Мне очень приятно, что в Латвии смотрят мои фильмы и мне уже начинает казаться, что у вас меня знают даже больше, чем в России».

Причина тому лежит на поверхности – Сиверс снимает очень русское кино и по сути является верным последователем традиций русских классиков в современном российском кинематографе.

Он снимает не про то, как плохо или хорошо жить в России, а создает кино про обычных среднестатистических людей с русской ментальностью, про их духовные и нравственные поиски, про раскаяние и покаяние. Для русскоязычных жителей Латвии, где все русское сегодня подвергается искоренению, эти картины - настоящая отдушина и свидетельство того, что в современной России продолжают снимать кино о тех вечных ценностях, которые являются неотъемлемой частью русского культурного кода.

В процессе беседы неожиданно выяснилось, что у Антона Сиверса есть и личные связи с Прибалтикой. Режиссер рассказал, в Риге он снимал одну из своих первых картин «Сестры», которая очень дорога для него. А ещё – совсем недавно ему помогли составить генеалогическое дерево до 9 колена, и он с удивлением узнал, что его дальние предки были выходцами из Прибалтийских территорий. На что присутствовавшие на встрече представители общества гидов и экскурсоводов рассказали гостю, что история латвийского города Цесис связана с несколькими поколениями семьи Сиверсов. Выходцы из Германии, они на протяжении многих столетий служили российской короне. Однако в новейших туристических путеводителях по Цесису об их вкладе в становление города не рассказывается…

В самом начале встречи режиссер представил рижанам видеоролик с фрагментами из своих картин. В подборку вошли: «Поцелуй бабочки» с Сергеем Безруковым в главной роли, «Качели» с Ксенией Раппопорт и Андреем Мерзликиным, «Вербное воскресенье» с Екатериной Гусевой, Дмитрием Дюжевым и Татьяной Пилецкой, «Василиса» со Светланой Ходченковой, «Дом на обочине», «Черная кошка». А еще - зрители попросили совершенно незапланированно – клип на песню «Небо на земле» группы «ДДТ», который Антон Сиверс снял еще, будучи студентом режиссерского факультета ВГИКа.

«Даже если кто-то не видел ни одного вашего фильма, то после просмотра этой подборки и этого клипа, однозначно проникаешься к вам огромным уважением как к профессионалу», - призналась одна из журналисток. И практически каждый, кто обращался в этот вечер с вопросом к гостю, прежде непременно благодарил его за созданные фильмы, за открытие новых граней таланта у любимых актеров. Антон Сиверс, в свою очередь, оказался на редкость скромным человеком – смущался, слушая комплименты, откровенно говорил о своих ошибках в тех или иных картинах, уклонялся от вопросов о своих наградах и достижениях, но с восторгом рассказывал о своих любимых актерах – Сергее Безрукове, Татьяне Пилецкой, Екатерине Гусевой, Светлане Ивановой.

«Мне очень приятно, что в наше коммерциализированное время, когда в массе своей зрителя интересуют зрелища и всякого рода аттракционы, вам интересно смотреть кино про обычные человеческие истории. И мне, как режиссеру, в свою очередь, хочется снимать фильмы, которые рассказывают о движении души человека, которые так или иначе устремляют душу человека ввысь, ведут к Богу. Мне кажется, что любое творчество в своей основе религиозно ( в очень широком смысле, в смысле веры в принципе), и любое произведение искусства должно обязательно давать человеку надежду и показывать свет в конце тоннеля».

Встреча с Антоном Сиверсом проходила в день памяти самого любимого на Руси святого - Николая Чудотворца. Режиссер, в частности, рассказал, что прежде чем начать снимать кино обязательно берет благословение у священника. А перед съемками сериала «Вербное воскресенье», за который он, кстати, и получил «Золотого орла», даже был отслужен молебен святому Иоанну Кронштадтскому.

Как лауреат «Золотого орла» Антон Сиверс ежегодно принимает участие в голосовании на выдвижение лучших фильмов и лучших кинематографистов на эту премию. И не без гордости отмечает, что вместе с качественным ростом российского кино растет и уровень интереса к нему зрителей, который сегодня уже значительно превышает интерес к голливудскому и западному кинематографу.

По мнению режиссера, кино, в котором актеры имеют возможность создавать художественные образы, и которое прежде всего рассказывает человеческие истории, сегодня преимущественно уходит в телевизионный формат. И потому актеры, которые буквально десять лет назад предпочитали сериалам полнометражные фильмы, сегодня с радостью соглашаются сниматься именно в сериалах.

«Потому что если раньше сериалы были так называемым мылом, то сейчас действительно выходит на экраны очень много картин с качественной психологической драматургией, дающих зрителю колоссальную почву для размышлений. Меня недавно так поразил новый остросюжетный сериал Бориса Хлебникова «Шторм». Это очень мощное кино».

В обсуждении исторической картины «Василиса» о войне 1812 года речь зашла о патриотизме. Поскольку сегодня многие коллеги Антона Сиверса говорят о том, что в современной России якобы идет насаждение линии патриотизма в кино, театре и литературе, режиссера спросили, ощущает ли лично он эту тенденцию и как ее воспринимает.

Ну, американцы же снимают патриотическое кино. И вообще много пропагандистского кино снимают. Почему нам нельзя? В смысле цензуры – у нас точно нет никакой тенденции давления на кинематографистов. Скорее я могу обратные примеры привести и перечислить картины, которые можно назвать очень антипатриотическими и даже в принципе античеловечными, но, вместе с тем, на их съемку было выделено финансирование, и они вышли в прокат. Картина «Дылда», например. Или «Завод». Нельзя же во всём видеть сплошь свинцовые мерзости жизни – жизнь многогранная.

Недавно вышел на экраны фильм «Текст» – это крепкое хорошее кино, но очень жестко показывающее современную Россию. Так что у нас снимают очень разное кино. И дорогое, и малобюджетное, и зрелищное, и психологическое, и патриотическое, и антипатриотическое.

Просто есть кино искреннее, а есть кино для галочки, неискреннее. А по сути своей мы все – патриоты. Мы любим свой дом, свою землю. Я, например, очень горжусь появлением у нас спортивного кино, пробуждающего в каждом нормальном человеке чувства патриотизма. И абсолютно не понимаю, как эти фильмы вообще можно ругать. «Движение вверх» – это просто потрясающий фильм! И чем больше у нас будет таких фильмов, тем лучше.

Размышляя об утраченных кинематографических связях между российскими и прибалтийскими кинематографистами, Антон Сиверс рассказал, что очень об этом сожалеет.

«У меня есть очень хороший друг в Литве, мой бывший однокурсник во ВГИКе, режиссёр. К сожалению, сейчас мы стали меньше общаться. Почему? Наверное, в связи с нездоровой общей ситуацией в мире. И на уровне народов возникло какое-то недоверие друг к другу. Меня это очень тревожит, и очень от этого больно. Мне кажется, нам надо дружить. И мы, деятели культуры, должны обязательно как-то объединиться и эту нездоровую тенденцию победить».

В завершении встречи режиссер рассказал о том, что в настоящий момент готовится к запуску новой полнометражной исторической картины о судьбе сына лидера кавказских народов Имама Шамиля.

«Когда Шамиль вел войну против России, то в одной из жесточайших схваток, он был вынужден отдать своего 9-летнего сына в так называемый залог. И вернуть мальчика ему не удалось. Ребенок был отправлен в Петербург, воспитывался в первом кадетском корпусе. Говорят, что активное участие в его судьбе принимал Николай Первый. И когда ему исполнилось 26 лет, он уже был русским офицером, собирался жениться на знатной дворянке Елизавете Олениной, Шамиль вдруг потребовал его обратно, захватив в плен знатную грузинскую семью. Было ли право выбора у этого молодого человека, история умалчивает. В нашем фильме мы ему дали это право... Но одно дело история, а другое дело художественное произведение. Мы будем прежде всего снимать историю любви, где масштабные исторические события служат фоном. История очень драматичная, тем более, если учитывать, что Россия многонациональная страна и это огромная тема, которую мы обязаны помнить – история примирения народов».

В конце встречи гость клуба «Культурная линия» традиционно раздавал автографы и фотографировался со своими поклонниками на память. А еще внимательно выслушивал предложения новых сюжетов для съемок от некоторых активных рижан.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*