События

19.12.2019, Белоруссия, Минск, Гродно

Юрий Поляков

Фото

«Для поиска настоящих талантов Национальная Ассоциация драматургов, которую я возглавляю, учредила специальный конкурс современной драматургии «Автора —на сцену!». Мы не только вручаем дипломы, но и выделяем по полмиллиона рублей для постановки спектакля. Вчера среди десяти победителей премию получила и белоруска, молодая и очень талантливая девушка, Влада Ольховская, с чем ее и поздравляем, —начал свое вступительное слово в БГУ под аплодисменты зала известный писатель, публицист, общественный деятель и драматург Юрий Поляков. – Я был в вашем университете лет 10-15 тому назад, поэтому сегодня особенно интересно поговорить и узнать, чем живет и дышит читатель».

«Живой классик», как его окрестили журналисты, приехал в Белоруссию по приглашению Международного медиаклуба «Формат А-3». 19 декабря он собрал в стенах БГУ полный зал, причем многие из слушателей пришли с книжками в надежде взять после окончания встречи автограф.

Как только модератор предложил публике начать задавать вопросы, в зале сразу же возник лес рук. Градус беседе задал профессор Эммануил Иоффе, поинтересовавшийся отношением гостя к творчеству Светланы Алексиевич. 

«Давно знаю этого литератора. Мы даже в свое время получали премию Ленинского комсомола – то ли в один год, то ли друг за другом. Я — за «ЧП районного масштаба», она — за роман «У войны не женское лицо. Жанр «рассказа-воспоминания» придумала не она, когда-то Даниил Гранин и Алесь Адамович в «Блокадной книге» делали это на куда более высоком уровне. Данный вид журналистики весьма любопытен, но к серьезной художественной литературе это не имеет никакого отношения. Особых же достоинств у ее текстов, как, впрочем, и у текстов всех последних лауреатов Нобелевской премии по литературе, не вижу. Если бы произведения были написаны Алексиевич по-белорусски, вы могли бы сказать, что я не понимаю тонкостей белорусского языка... Однако тонкости русского я понять способен. Поэтому Алексиевич, на мой взгляд, — политическая фигура».

Выступающий признался, что читал выступления нобелевской лауреатки в прессе. Он уверен, что к своей стране, пусть даже уже не существующей, с такой озлобленностью относиться нельзя.

«Вообще писатель не должен быть злым, это все-таки гуманистическая профессия. За что ненавидеть СССР? Что тебе страна плохого сделала? Чем насолила? Наградила тебя, молодого журналиста, в 1984 году Орденом «Знак Почета»? Позволила окончить престижный университет и работать в центральной молодежной газете? — по эмоциональной речи чувствовалось, что вопрос взволновал выступающего. — Какая-то инфернальная ненависть к советской эпохе у отдельных литераторов меня озадачивает! Причем чем высокопоставленнее страты, из которых вышел писатель, тем эта ненависть напряженнее! Внука кого-то из Политбюро часто просто трясет от советской эпохи. Зато отпрыски из рабоче-крестьянских слоев по-доброму говорят о том времени… Загадка…».

За время беседы присутствующие успели затронуть широкий спектр тем: отношение к советской эпохе и личности Сталина, система литературных премий, в том числе и международных, патриотическое воспитание молодежи, любовь к русскому языку, «перелетная элита», дедовщина в армии, творческие планы и будущее Российской Федерации.
По просьбе студентов журфака спикер подробно рассказал о своей работе в качестве главного редактора в «Литературной газете».

«До моего прихода ею руководила группа либералов, которые свели интерес к изданию к узкому кругу, вмещающему Садовое кольцо. Во всем мире либералы – это люди со своими внутренними убеждениями, патриоты, а наши – это те, для которых понятие «родина» — пустой звук. Неслучайно тираж газеты упал до 4-5 тысяч, а при Александре Чаковском он составлял шесть с половиной миллионов! Падение произошло, потому что газета стала монолиберальной. На этих руинах мне было тяжело возрождать некогда популярнейшее издание страны. Три года я к письменному столу не садился. Но благодаря усилиям коллектива и тому, что мы сориентировали газету на нормальных людей, вернули консервативную тему, изменили отношение к советской эпохе, к 2004 году тираж поднялся до 100 тысяч, а через год – он уже перевалил за эту цифру. Для культурологического издания это запредельные показатели».

Начинающим журналистам мастер дал совет: чтобы газета была интересной читателю, редактор должен все время получать тумаки. Это хороший индикатор для главреда: если тебе престали звонить начальники и сильные мира сего и угрожать, «давить», значит, ты выпускаешь аккуратную, но скучную газету.

Вспомнили в разговоре новость о том, что режиссер Алексей Учитель снимает сейчас полнометражный художественный фильм по роману уроженки Казани — писательницы Гузель Яхиной «Дети мои».

«Это целенаправленная кампания, связанная с русофобской направленностью романа. И нас это очень беспокоит, потому что за государственный счет раскручиваются вещи далеко не самые выдающиеся. Да и вообще, когда читаешь Гузель Яхину кажется, что для того, чтобы быть русским писателем, русским языком владеть не совсем обязательно», – уверенно заявил спикер.

После очень насыщенного, темпераментного и живого разговора в аудитории выстроилась длинная очередь: одни хотели взять автограф, другие – сфотографироваться на память с именитым гостем. Юрий Михайлович с радостью выполнил их пожелания и пригласил слушателей на премьеру спектакля по его пьесе «Женщина без границ» в Театр-студию киноактера, что на проспекте Машерова, 33. Авторам лучших вопросов и библиотеке БГУ гость подарил свои книги.

В этот же день у Юрия Полякова состоялась интересная и содержательная встреча в Министерстве информации РБ. В разговоре о том, как через художественное слово презентуют современный мир наши литераторы, приняли участие министр информации Александр Карлюкевич, заместитель министра Игорь Бузовский, поэт и прозаик Валерий Казаков, заместитель директора издательского Дома «Звезда» Алексей Чарота и др. В откровенном диалоге говорили о том, что часто книги поступают в книжный магазин, и дальше их судьба издателей и авторов не беспокоит. Выступающие сошлись во мнении, что писатель также должен участвовать в продвижении своих творений, потому что он создатель и без него достучаться до читателей очень нелегко. Это продвижение, отмечали собравшиеся, должно включать презентации, творческие встречи, ведение аккаунтов в сетях, собственные блоги, книжные обзоры, помогающие сориентироваться в большом мире печатной литературы.

«Белорусским писателям и сегодня есть что предложить читателям постсоветского пространства – это высокого уровня и художественная, и документальная литература. Надеюсь, что в следующем году еще активнее будет развиваться сотрудничество московских и российских книгоиздателей с Беларусью. Верю, что у вас скоро выйдут книги наших известных творцов, презентующие через литературы, всю сущность нашей страны, весь характер белорусов, —выразил пожелание в конце беседы Александр Карлюкевич.

«Юрий Михайлович сегодня, без всякого преувеличения, может считаться властителем дум, — представил гостя первый проректор Гродненского государственного университета Олег Романов. — Общий тираж его произведений приближается к 10 миллионам. — Дома у меня самого есть полка, на которой стоят книги Юрия Михайловича. Сейчас она пуста на две трети. Многие книги находятся на руках моих друзей, коллег. Они читают, передают их своим знакомым, извиняются, что не отдают вовремя... Это говорит о том, что творчество Полякова стало фактом культуры, частью нашей русской, белорусской, в целом славянской культуры, без которой она уже немыслима».

Послушать известного писателя, публициста и общественного деятеля в Гродно собралось более ста человек, которые, и это чувствовалось по вопросам, неплохо знают его творчество.

Юрий Михайлович, как обычно, открыто и честно высказал свое точку зрения относительно важных событий, происходящих в мире, государственного устройства, исторической памяти и предназначения писателя в обществе.
Ветеран журналистики, вспомнив о нашумевшей повести, а потом и кинофильме «ЧП районного масштаба», спросил о личном отношении Юрия Михайловича к ВЛКСМ, столетие которого отметили в прошлом году.

«В повести шла речь о том, что в 80-ые годы деятельность отдельных функционеров ВЛКСМ свелась к формализму и бессмыслице. А в целом комсомол для своего времени был выдающейся организацией. Люди, которые придумали ее в 20-е годы, были очень неглупыми. Направить не на разрушение, а на созидание молодую силу, — идея замечательная. Я был на торжественном заседании во Дворце съездов в честь юбилея комсомола и считаю, что это очень серьезная организация, которую не надо забывать».

Студент кафедры журналистики поблагодарил Юрия Михайловича за роман «Любовь в эпоху перемен» и попросил охарактеризовать саму больную тему, которая волнует спикера.

«Меня очень интересует трансформация социума, который из социалистического общества, экспериментального и в то же время состоявшегося, во многом насильственным образом был переведен в режим рынка и капитализма. Этот тектонический процесс сопоставим с Реформацией, Великой Октябрьской революцией, разрушением колониальной системы. В романе, о котором вы вспомнили, я хотел проследить, как он протекал на уровне конкретного человека, его семьи, как он повлиял на взаимоотношения между людьми. Одна из главных проблем – это утраченные иллюзии, обманутые надежды. Капитализм, обогащение небольшой кучки и обнищание значительной части населения — это достаточно конфликтная ситуация, за которой скрываются не только политические и экономические процессы, но и человеческие судьбы, во многом потрясенные, надломленные. А русская литература всегда интересовалась судьбами малых сих, тех самых униженных и оскорбленных, о которых писал Достоевский. Этот круг проблем меня интересует больше всего. Считаю, что те из современных российских и белорусских писателей, которые наиболее точно и пронзительно запечатлеют этот слом времен, имеют шанс быть интересными и следующим поколениям читателей».

Очень глубоким и развернут был ответ спикера на вопрос о влиянии писателя в обществе. По его мнению, в советский период оно было огромным, и многие серьезные экономические решения готовились именно писательским словом. Например, решение о возрождении Нечерноземья инициировали именно его коллеги по перу. Остановить один из самых грандиозных и одновременно абсурдных инженерных и строительных проектов XX века, по которому планировалось повернуть часть стока северных рек в Северную Азию, тоже удалось именно благодаря стараниям писательской братии.

«Сегодня мы, с одной стороны, получили полную свободу и теперь не нужно получать штамп главлита для публикации романа, каким бы ехидным он не был... Но, с другой, авторитет писательского слова и для власти, и для читателя сильно упал. Отчасти потому, что в конце 80-х и начале 90-х звучало много ошибочных призывов, головокружительных идей, которые абсолютно не оправдались и завели общество в тупик», — считает мастер.

Не могла обойти публика и актуальную сейчас тему углубленной интеграции, которая обсуждается в обществе.
«Не погаснет ли при таком раскладе звезда нашего народа? И как вы вообще определяете белоруса сегодня – по крови, по духу, по месту жительства?» — поинтересовался молодой человек.

«Вопрос об идентичности белорусов предназначен для белорусского писателя. Я — русский писатель и мне странно отвечать за ваш народ. Кстати, есть люди, которые считают нас одним народом, просто разными его частями. Лев Гумилев, к авторитету которого я прислушиваюсь, считал, что все мы, белорусы, великороссы, малороссы, входим в русский суперэтнос. Он даже казанских татар причислял к нему. Не погаснет ли ваша звезда? Белорусский народ пережил такие исторические драмы и катаклизмы, и предполагать, что его звезда погаснет в тот период, когда все более-менее стабилизировалась и мы с вами встали на путь созидания, не совсем разумно… Ну а проблемы есть у каждого народа. Думаете, у русских их нет? Идеальной власти не бывает. Нам с вами надо учиться у мудрых китайцев. Когда их спрашивают об отношении к Мао Цзэдуну, они отвечают: «Мы считаем, что 70 процентов того, что сделал Мао, хорошо, а 30 – плохо». В политике это очень хороший показатель. Прежде чем какого-то крупного политика осуждать, посчитайте мысленно его плюсы и минусы… Иногда оказывается, что мы несправедливо относимся к некоторым нашим руководителям… Как гласит поговорка, от добра добра не ищут».

Громкие аплодисменты выразили поддержку этому высказыванию гостя. В конце встречи Юрий Поляков, как и в Минске, подарил свои издания читателям, авторам лучших вопросов, и университетской библиотеке. Публика еще долго не отпускала гостя и очень просила его приехать в Гродно еще раз. «А повод всегда найдется, — заметил преподаватель истории». 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*