События

20.01.2020, Белоруссия, Минск, Гродно

Анатолий Котенев

Фото

«Создается впечатление, что я снимаюсь в одном сериале, только фамилии, должности и звания меняются… То играю папу богатенькой дочки, то негодяя, который строит мусорный завод… То у меня кома, то сердечный приступ… Возникает ощущение, что кончилась фантазия у современных драматургов. Да возьмите вы рассказы Шукшина и сделайте по ним хороший сценарий! Цены ему не будет! Я хотел бы сыграть простого земного «парня» в фуфайке, в кирзовых сапогах, который ходит по болотам, общается с бабульками, живет нормальной жизнью человека из народа… Именно такой роли я жду, но, к сожалению, чаще всего эксплуатирует мои другие актерские качества», — признался во вступительном слове Анатолий Котенев на встрече, организованной при поддержке Международного медиаклуба «Формат А-3».

Увидеть своего земляка, который теперь большую часть времени проводит на съемках в России, в актовый зал Белорусского государственного университета пришло около 200 человек. Среди них – студенты, учителя, школьники, пенсионеры, кинокритики и журналисты. Зрители в процессе беседы сделали немало комплиментов актеру, отметив, что за его героями, воплощенными на экране, чувствуется мощь, достоинство, благородство и мужественность. 

«Анатолий Котенев и Владимир Гостюхин – эта наша «тяжелая артиллерия», актеры, которые благодаря великому российскому кинематографу прославляют и нашу страну в том числе, — заметил один из постоянных посетителей мероприятий «Формата» и попросил спикера прокомментировать роль «всемогущего ныне» продюсера в процессе производства кинокартины.

«Сегодня охотно берут в проекты тех режиссеров, которые умеют быстро и шустро снимать достаточно удобоваримый материал, — рассуждал выступающий. — Продюсерам кажется, что они что-то понимают в кино и, глядя на фото и пробы, делают свои далеко не самые грамотные умозаключения. Появилось теперь даже новое понятие «самопробы», когда ты себя дома записываешь на видеокамеру и отсылаешь снятое режиссеру. Никуда и ехать не надо… Увы, но чаще всего продюсеры в погоне за мимолетной прибылью избегают хороших сценариев. К счастью, есть среди них и те, кто тратит деньги на хорошие картины. Например, летом я снимался в сериале Виталия Воробьева. Его фильм «Андреевский флаг» рассказывает о судьбах настоящих моряков, о взаимоотношении разных поколений. Я играю там командующего Балтийским флотом. На мой взгляд, роль, как и сама картина, получились удачными… Но последнее слово, конечно же, за зрителем».

Зрители интересовались, какие фильмы в своей карьере актер хотел бы выделить особо.

По словам выступающего, в его фильмографии – более чем 140 картин, однако ролей, за которые действительно не стыдно, не больше десяти. Среди работы в таких картинах, как «Матрос Железняк», «Секретный фарватер», «Отряд специального назначения», «Гол в Спасские ворота», «Время первых», немецкая лента «Пока несут ноги», вышедшая в российском прокате под названием «Побег из Гулага».

На встрече вспомнили, что к 95-летию белорусского кино в прошлом году появился промо-ролик «Купалы» на официальном YouTube-канале «Беларусьфильма».

«Так громко анонсировали картину! Режиссер Владимир Янковский заявил, что это чуть ли не шедевр кинематографа! Но она до сих пор так и не вышла на большой экран! По версии авторов, вроде не доделали компьютерную графику. Зачем было начинать так рано пиариться, когда на руках еще по сути «полуфабрикат», — недоумевал один из поклонников кино. — Видели ли вы эту картину? И правильно ли, что главную роль — Янку Купалу — сыграл латвийский актер? Неужели нельзя было найти среди своих?».

Спикер признался, что также, как и присутствующие, не видел картины, поэтому рассуждать о ее каких-либо художественных достоинствах или недостатках не может, однако он уверен, что среди белорусов немало блестящих актеров, готовых воплотить на экране самую сложную задумку режиссера. Он полагает, что народного поэта смог бы убедительно сыграть, скажем, один из самых ярких белорусских актеров Павел Харланчук.

«Не сомневаюсь, что ему удалось бы раскрыть душу поэта и вывести Купалу из привычной хрестоматийной «забронзовелости», — считает Котенев. — Почему режиссер отдал главную роль моему латвийскому коллеге? На этот вопрос, не видя ленты, ответить нельзя».

Гость клуба, рассуждая о киногероях, на которых стоит равняться, признался, что, как и все мальчишки Советского Союза был влюблен в сербского актера Гойко Митича, и старался отчаянно подражать ему. Фильмы про индейцев — «Чингачгук — Большой Змей», «Вождь Белое Перо» — были культовыми картинами для большинства детворы.

«Герои Гойко Митича – это крепкие, сильные люди, которые борются за справедливость, защищают интересы бедняков и своего племени. А кто сегодня главный Чингачгук нашего кино? — задал он риторический вопрос. — Где сейчас молодому поколению искать идеал? Сплошные стрелялки, бродилки и ужастики! В мультфильмах – одни уроды! «Nickelodeon» — сплошной ужас! Даже для самых маленьких показывают каких-то непознаваемых зверюшек: то ли зайчик, то ли волчонок, то ли колобок… Читаю порой сценарий и думаю: бедный автор, в каком мире он живет?! У него все персонажи во всех 12 сериях делают сплошные гадости. Наш добрый зритель напрасно ждет, когда же появится хоть лучик добра в этом страшном царстве…А продюсеры драматургу потворствуют, в противном случае сценарии не были бы востребованными. Без сомнения, и России, и Беларуси сегодня нужны свои герои для подражания, не уступающие по популярности зарубежным кумирам. Наше общество нуждается в таких идеалах. Для своего обновления, для адаптации к новым условиям, для устремленности в будущее, наконец».

Мероприятие завершилось долгими аплодисментами и фотосессией зрителей со своим любимым актером.

В этот же день в БГУ состоялся круглый стол на тему «Кино как ключ к сердцам зрителей». Помимо гостя, в нем участвовали известный кинокритик кандидат филологических наук Людмила Саенкова, главный редактор журнала «На экранах» Людмила Перегудова, писатель Георгий Марчук, литературовед доцент Владимир Капцев, обозреватель газеты «Звязда» Дарья Шлапакова и др. Говорили о том, что значение критики и экспертного мнения постепенно приближается к абсолютному нулю, что для нынешнего зрителя имена многих мэтров российского и белорусского кино стали седой древностью, что кассовые сборы отменили эстетические, нравственные критерии оценки фильма и т.д.
«Лет десять тому назад Александр Лукашенко, помнится, просил мастеров киноиндустрии сделать фильм, чтобы в нем душа народа сквозила, чтобы люди смотрели и радовались. Мы до сих пор ждем такой картины, надеемся, что вот-вот она появится и найдет тот самый ключик к сердцам зрителей, о котором мы сегодня с вами беседовали», — резюмировал Анатолий Котенев.

В Гродно 21 января продолжился начатый в столице разговор о духовных ценностях и «секретном фарватере нашего кинематографа». Зал кинотеатра «Красная звезда» с трудом вместил всех желающих увидеть Анатолия Котенева, зрители стояли и сидели даже в проходах.

«Режиссер работает в особом режиме: ему некогда остановиться, порассуждать. Актер опомниться не успевает – а сцена уже снята. Быстрее, дальше… Тебя все время торопят в процессе производства. Эта гонка убивает творчество, что, конечно же, совсем не по душе. Поэтому я очень ценю встречи со зрителем и работу в театре. Я вижу ваши живые глаза, слышу ваше дыхание, наблюдаю за вашей реакцией, и это, поверьте, несказанное удовольствие», – обратился к собравшимся гость Международного медиаклуба «Формат А-3».

Как и в Минске, мероприятие прошло в формате диалога: говорил не только знаменитый артист, но и сам зритель, который, судя по вопросам, неплохо знаком с творчеством Анатолия Котенева.

«Российский кинематограф в лице нашего белорусского актера – большая гордость и радость для нас. В современном кино находим мало героев, с которых стоит брать пример. Я очень люблю фильм «Берега моей мечты», где вы играете контр-адмирала Крылова, – призналась преподаватель гродненского университета. – Встречи с такими людьми, как вы, особенно важны для поколения, идущего нам на смену. Кинематограф, и это очевидно, – основной рычаг воздействия на умы молодежи, он помогает прививать чувство любви к своей родине. Приобщение юношей и девушек к беседам с нашими лучшими любимыми актерами, к просмотру нравственного кино, на мой взгляд, лучшая прививка против бездуховности и нигилизма».

Спикер согласился с мыслью о том, что умного, духовного кино катастрофически не хватает современному зрителю и что оно нечасто прорывается на экраны.

«А ведь такие картины, как «Время первых», нужны людям, как воздух, – рассуждал он. – Работа Дмитрия Киселева – пример настоящего, до слез патриотического кино! И это не псевдопатриотизм, а настоящий! Я тоже снимался в этой картине, вместе с такими замечательными актерами, как Владимир Ильин, Константин Хабенский, Евгений Миронов. Причем мне посчастливилось представлять картину в Италии в рамках фестиваля, который устроил Госфильмофонд России. Фильм стоял в программе последним, и за час сорок, а столько длился сеанс, ни один итальянец не вышел из огромного, до отказа наполненного зала! Они читали подстрочник, активно реагировали, вглядывались в героев… И конце мы сорвали шквал аплодисментов. Если среди вас есть те, кто не видел «Время первых», настоятельно рекомендую! Хотя бы в память о нашем великом космонавте Алексее Архиповиче Леонове, который недавно ушел из жизни».

Гродненская публика спрашивала о том, как удалось самородку из солнечной Абхазии поступить в один из самых престижных театральных вузов Москвы, о том, как он попал потом в легендарную картину «Секретный фарватер» и как создавал на экране художественные образы Владимира Маяковского, Ивана Федорова и Леонида Брежнева. Выступающий подробно, с присущим ему юмором, отвечал на каждый вопрос, старясь не упустить ничего важного и интересного.

Студентка Гродненского медицинского университета попросила рассказать актера о своих кумирах.

«Я поступил в школу-студию МХАТ, там работали такие педагоги, как Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Ангелина Степанова, Анна Комолова, Александр Калягин, Георгий Бурков, Андрей Мягков, – вспомнил спикер. – Перед глазами студентов каждый день мелькали звезды МХАТа… Мы смотрели на них, как на небожителей. Я, приехавший с периферии, словно в другой, неведомый ранее мир попал. Я знал, что в школе-студии МХАТ учился мой кумир Евгений Урбанский, люди старшего поколения помнят его по фильму «Коммунист». Он когда-то пришел в учебную часть, улыбнулся – и его сразу же на второй курс взяли. До такой степени был обаятелен! От него шла такая теплая, добрая человеческая энергия, которая не могла не передаться с экрана зрителю. Один из самых популярных актеров СССР погиб на съемках фильма «Директор». Наша молодежь должна стремиться брать пример с таких вот настоящих мужчин, с персонажей, которые они создавали и создают на киноэкране!».

Встреча с Анатолием Котеневым закончилась на высокой ноте. Зрители не хотели расходиться, устроив в кинозале почти часовую автограф- и фотосессию. Гродненцы принесли с собой сувениры, которые от всего сердца дарили известному актеру. «Пусть эти скромные вещицы напоминают вам о том, что здесь, на родной стороне, вас всегда любят и ждут», – сказала одна из поклонниц.

Видео
Статьи
 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*