События

20.02.2020, Литва, Вильнюс

Глеб Нагорный

Фото

"Кто сказал, что пьесы – вымерший жанр? Говорить об этом преждевременно. Они как были пьесами, так ими и останутся. Но мы совершенно оторваны от современной жизни. В этом смысле драматургическая ситуация очень печальная, при этом драматургия есть и ее много", - считает российский драматург, прозаик и публицист, уроженец литовской столицы Глеб Нагорный, который по приглашению медиаклуба "Формат А-3" в Вильнюсе принял участие в публичной встрече на тему "Авторы и герои современной русской драматургии".

В 2019 году литератор Глеб Нагорный одержал сразу две очень серьезных победы - стал дипломантом Международного литературного конкурса на приз Президента Международной гильдии писателей "Ее величество книга!" и победителем Международного творческого конкурса на лучшую пьесу года "Автора - на сцену!" (за роман-перформанс "Русский Хэллоуин"). На конкурс поступило 306 пьес от участников из 17 стран, 10 пьес - победительниц получили финансовую поддержку в размере 500 000 рублей для постановки в российских театрах.

В произведениях Глеба Нагорного всегда есть двойное дно. Под каждой смешной фразой и абсурдной сценой скрывается cовременный социальный подтекст.

По мнению гостя клуба, почти во всех его текстах лейтмотивом являются отношения человека с государством: "Меня вообще всегда интересовали темы о месте индивидуума в обществе, о давлении социума на личность, о микроскопичности и суетности человека".

"Репертуарный театр в России не умер и не умирал. Современных авторов ставят. Пусть немного, но ставят. Помимо того же Чехова, Грибоедова, Гоголя – ставят и Полякова, и Птушкину, и других. Но почти все драматургические премии сегодня так или иначе находятся под жестким контролем так называемой "новой драмы"...О самой современности нужно писать и необходимо ставить спектакли, но таким образом, чтобы это было интересно и через пять-десять лет, а не делалось на потребу дня. Ведь чем хороши классики? Они же тоже писали о своей современности и своих современниках, но использовали при этом архетипичные и в то же время самобытные образы, не педалируя сиюминутные политические процессы. Если искусство оперативно отвечает вызовам современности, оно моментально становится конъюнктурным", - считает российский драматург.

По пьесе Глеба Нагорного "Лайф-Лайф" поставлены спектакли в Русском драматическом театре Литвы, Ставропольском академическом театре драмы имени М. Лермонтова, Молодежном драматическом театре Тольятти и Ростовском колледже культуры.

Гость клуба признался вильнюсской аудитории, что в литературных конкурсах участвует не ради наград, а ради того, чтобы его произведения читали.

Выпускник юридического факультета Вильнюсского университета Глеб Нагорный уехал из Вильнюса в Москву в 2003 году. Сейчас он успешный адвокат, член Адвокатской палаты Москвы, Межрегиональной коллегии адвокатов Москвы и Профессионального союза адвокатов России.

Литовскую столицу, как признается, покинул из-за скуки: "Мне сложно понять людей, которые живут в одном режиме: дом - работа - магазин. Всегда хотелось себя чем-то дополнительно занять.

"Я никогда не собирался писать. У меня не было и до сих пор нет желания становиться писателем в общепринятом смысле. Это скорее хобби, не более того. В конце концов, кто-то после работы ходит в спортзал, кто-то прожигает время в соцсетях, ну а я иногда пишу. Переворот же в моем сознании произошел после прочтения Генри Миллера. Дело в том, что в школе нас постоянно убаюкивали классикой, а Генри Миллер показал, что можно писать вообще по-другому. А что может быть проще и дешевле писательства? В этом процессе финансовых затрат никаких, коллектив вообще не нужен, писать тоже можно в любое время. Поэтому между своей основной юридической профессией и страстью к прозе с драматургией я, признаться, не вижу особого диссонанса. Я не из тех, кто пишет каждый день. Например, я могу написать пьесу, и потом год вообще ничего не писать – совершенно спокойно. У меня нет писательского дрожания в руках – чтобы обязательно сидеть и писать. Пьеса "Лайф-Лайф" была написана за неделю. "Салон ритуальных услуг" я писал полгода. Причем – то бросал, то возвращался вновь. Пьеса "Русский Хэллоуин" - это продолжение "Салона ритуальных услуг", с теми же героями. Насколько мне известно, в драматургии только Сухово-Кобылин использовал этот прием. Этого очень много в кинематографе, но никто не делал пьес с теми же героями в другой ситуации“, - признался российский драматург.

По мнению гостя клуба, живущего уже 16 лет в Москве, Россия на сегодняшний день одна из немногочисленных по-настоящему лояльных, толерантных и демократических стран, как бы это по-своему ни пытались преподнести СМИ разных стран. Все совершенно свободно могут выражать свои мысли на радио и телевидении, электронных СМИ, открыто и жестко высказать свое мнение в соцсетях.

На вопрос аудитории об успехах литовских театральных режиссеров в Москве бывший вильнюсец отметил, что литовская режиссерская школа считается одной из самых сильных. Его фаворит - Оскарас Коршуновас по приглашению худрука МХТ имени Чехова Сергея Женовача сейчас работает над постановкой "Чайки" Чехова.

Глебу Нагорному любопытен и худрук театра им. Вахтангова Римас Туминас, а лучшей его постановкой в Москве он считает "Маскарад".

По окончании двухчасовой встречи Глеб Нагорный наградил авторов интересных вопросов своими книгами.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*