События

Светлана Дружинина о тайнах российского кино

Марина Михайлова, газета «Телеграф» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Специальный гость «Новой волны» — известная российская актриса и режиссер Светлана Дружинина («Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов») рассказывает Телеграфу о тайнах кухни современного российского кино.

Гардемарины-2012

Корр.: — На встрече со зрителями в Риге вас спрашивали: есть ли шанс увидеть продолжение «Гардемаринов» и «Тайн дворцовых переворотов»?

Дружинина
: — Шанс невелик. Кино — дорогостоящий продукт. Чтобы снять «Гардемаринов» нужно как минимум 10 миллионов долларов. Эти деньги надо найти. К сожалению, мы потеряли свой кинорынок. С распадом Советского союза он сузился до размеров РСФСР, из него вышла вся Прибалтика, Украина, Белоруссия, все азиатские республики.

Киноиндустрия состоит из людей, которые создают кино, и людей, которые продают кино. Это совершенно разная работа...

Тут мы прервем ненадолго Светлану Сергеевну, чтобы привести цифры о лидерах кинопроката. Что существенно: топы популярности фильмов в России (СНГ) и Латвии не сильно отличаются. Чемпион по сборам в России и СНГ за 2010 год — 20th Century Fox — 162,55 миллиона долларов, фильмы-чемпионы «Аватар» — 117,1 миллиона долларов, «Шрек навсегда» — 51,4 миллиона долларов. (Подробнее об этом — см. топ-2010). Дальнейшее понятно: небольшие фирмочки известных российских (латвийских) режиссеров пытаются как-то выжить, конкурируя с корпорациями Голливуда.

Дружинина: — ...Мы все по-своему уже давно продюсеры –— я даже не знала, пока мне не сказали, что я могу это про себя писать — «продюсер». Не спрашивайте, над чем я сейчас работаю, лучше спросите, чем я занимаюсь. Отвечаю: ищу деньги. Мы делаем большой исторический сериал «Тайны дворцовых переворотов», объединенный темой «женщина и власть». Это фильм о женщинах, волею судеб оказавшихся на российском престоле. Работа над сериалом то останавливается из-за отсутствия денег, то лихорадочно возобновляется. И хотя 8 первых серий мы сняли, сегодня я не знаю, чем наша затея закончится. Поэтому нынче приходится совмещать обязанности режиссера, продюсера и даже предполагаемого прокатчика. Мой муж Анатолий Мукасей (известный оператор— авт.) , я, наш директор создали фирму «Саггитариус» (Стрелец — мой знак зодиака) при фонде Ролана Быкова. Снимаем рекламу, видеоклипы, прокатываем мексиканские сериалы. Клипы в основном снимает наш сын Михаил Мукасей — он оператор, клипмейкер. Я же продюсер поневоле и ужасно от этого дела устаю.

«Но у тебя такие дорогостоящие проекты...» — говорят мне. А когда называешь сумму — например, каждый фильм «Тайны дворцовых переворотов» стоит около полутора миллионов долларов, — то оказывается, что это очень мало. Потому что у Феди Бондарчука фильм стоит 37 миллионов, у Михалкова — 75, «Стиляги» — не менее 5 миллионов долларов... Полтора миллиона — это несерьезно на этом фоне.

Корр.: — Сейчас в российских СМИ много пишут о скандалах с госфинансированием кино. Федеральный Фонд должен распределять средства на перспективные российские проекты. В 2011 году — это 2,86 млрд рублей. Не так уж и мало.

Дружинина: — Государство не дает полную сумму. Оно дает только 50% от вашей сметы, а остальное – ищете сами. Вот это и есть мое продюссирование: найти остальные 50%, чтобы в результате сделать фильм.

Анатолий Мукасей: — Эти проценты тоже нужно выбивать, а значит ходить, договариваться, составлять бумаги. Потом какая-то комиссия решает, нужно это кино или не нужно... Они считают так, а народ считает иначе. В итоге появляется мутота, которая называется «авторское кино», которая на фестивалях получает призы.

Дойти до денег: знакомства и коррупция

Как водится, выбивание денег процедура непростая:

Мукасей: — Сейчас вообще не понятно, кто решает. Раньше все находилось в руках государства. Оно выделяло деньги Госкино, то распределяло их дальше. Сейчас появились 8 студий, какой-то Фонд. Зачем я пойду в этот фонд или эти 8 студий, когда там работают мои друзья? У этих друзей есть свои друзья, у них свои проблемы, зачем Дружинина туда пойдет? Чтобы объяснять, что надо делать кино про историю? Их это не волнует. Финансирование выделяется так, чтобы все было совершенно невнятно. Даже когда деньги выделяют, то после об их использовании нужно отчитаться, а через два-три года показать прибыль. Да не будет этого никогда. Прокатчики картины просто не берут, или берут за мзду.

Корр.: — То есть система финансирования съемок у вас несколько хаотична?

Дружинина: — Четкая система есть в Америке. В одной руке деньги, на которые вы находите сценарий, людей, компанию... Вы знаете, сколько вы потратите и кому вы продадите результат своего труда и столько на этом заработаете. Не имея рынка, вы этого сделать не можете. В России процесс сейчас обрублен. Я все время говорю, что мы похожи на тех тетушек и бабушек, которые выращивают овощи на своем огороде без всяких химикатов, но не могут пробиться на рынки, потому что там все завалено глянцевыми помидорами. Мы в таком же положении. И не потому, что мы работаем хуже, чем американцы.

В страшные годы распада (помните, отпуск цен, 1992-й год, второй январь с Гайдаром?), наши торговцы кинематографом – Совэкспортфильм — сообразили: взяли за бесценок в аренду прокат — построенные при советской власти огромные кинотеатры в городах-миллионниках. Теперь они работают как супермаркеты: берут для проката только то, что выгодно. Им проще купить картину за границей и продавать ее здесь.

Сколько лет уже говорится, что в России нужно организовать новую государственную систему проката, но это все невозможно... Гораздо дешевле и проще приобрести картину там, особенно, если она уже собрала большие деньги, и, закрыв все пути конкурентам, катать ее по России и получать сумасшедшую прибыль. И что тут можно сделать, если в советах директоров – американские продюсеры.

Я знаю как сеть кинотеатров прокатила очень хорошо картину Павла Лунгина, ее просмотрело колоссальное количество людей. Но приехали продюсеры, которые заявили: если вы будете так хорошо прокатывать свои отечественные картины, то вы никогда не получите ни «Зеленой мили», ни чего-либо подобного. Вот так работает эта система. У российского кино нет рынка.

Корр.: — Классика: крупные корпорации закрывают мелкие лавочки. Однако кино – это не просто продукция, это идеология.

Дружинина: — Американское кино идеологизировано, причем невероятно! Самое идеологизированное кино, самая фискальная страна... Я преподавала в Америке, а потом американские ребята приехали ко мне в Россию. Они были очень благодарны. И знаете, какой они мне сделали подарок? Американский флаг . Совершенно искренне. Это был такой значок из разноцветных камушков, они мне его прикололи и это был знак признания меня за своего человека.

Вялого Городецкого окружают бандиты

Корр.: — Но все-таки почему после стольких лет разговоров и даже выделения средств на российский Голливуд, его как не было так и нет?

Мукасей: — Он просто не может получиться. Никто не думает об общем, об идеологии... Вы можете различить телевизионные фильмы, которые показывают? Такое ощущение, что их один режиссер снимал, один оператор, там одни и те же артисты и сюжет один. Только здесь в героя выстрелили, а там – нож воткнули. О какой национальной идее можно говорить, если в кино нет ни одного положительного героя? Все какие-то отвратные, ободранные. А молодежь это смотрит и думает: чего я буду учиться и работать? Проще кого-то пристрелить за деньги. Вот и все.

Мне из телевизионных картин понравилась только «Ликвидация» — вот это кино, хоть в формате сериала.

Корр.: — А Бекмамбетов?

Мукасей: — Мутота это. Кому это нужно? Переснятое американское кино. Разве это кино будет жить долго? Да через два года его забудут. А «Берегись автомобиля» почти 50 лет смотрят.

Корр.: — Но кассовый успех все же был...

Мукасей: — А кто сказал, что был такой успех? Эрнст сказал, что «это успех», и в кукольной прессе это растиражировали. Вот и вы прочитали: успех... Сейчас героев, которым хочется подражать нет. Это все технологические экзерсисы, которые напрямую просто по кадрам слизаны с американского кино. Это заработок, но жить это не будет. Ну хорошо, давайте проведем эксперимент: назовите мне картину, сделанную в России 5 лет назад, которую вы бы хотели еще раз посмотреть?

Корр. — Одна картина примерно того времени понравилась: «Дневной дозор». Там герой все-таки был.

Мукасей: — Ну, я этого героя не люблю, считаю, что он слабый актер и вообще — вялый. А сюжет вы помните?

Корр.: — Я по книжке его помню.

Мукасей: — Нет, не надо по книжке, вы по кино расскажите, что там происходит? Это же шоу на экране, дискотека.

Корр.: — Это смотрится как иллюстрация к любимой книжке.

Мукасей: — Не надо. Книжку не трогаем. Будем кино смотреть. И тогда получается: вышел и забыл. Вот что это было.

Россияне и «Аватар»

Корр.: — А как вам нравится лидер российского проката «Аватар» в 3d?

Мукасей: — Это нормальный мультфильм, сделанный в 3d, красивый, в хорошем качестве, но через полчаса я уже зевал. Ну полетали, но к этому быстро привыкаешь и мне было уже утомительною. Поэтому сейчас все ходят на мультфильмы , они так популярны. Это потому, что жанрово это более чисто. Я думаю, 3d уйдет через 5 лет.

Корр.: — Почему?

Мукасей: — А зачем мучить людей? Ты хочешь посмотреть свой любимый фильм в 3d? Ты хочешь смотреть хорошие фильмы в 3d, чтобы герой сидел, а потом – раз – так телефоном тебе практически по носу? Тебе это нужно? Если хорошее кино, то 3d не нужно. Это дань моде. Я понимаю, в 3d посмотреть спортивные соревнования— в этом есть что-то...

Корр.: — А порнушку?


Мукасей (весело): — Зачем ее смотреть, когда можно ею заниматься?.. Вуди Аллен будет снимать фильмы в 3d? Да никогда в жизни. Но кино получается у него всегда замечательное. Дело же не в технологии, а в мысли внутри. Если 3d помогает – ну, в мультике – наверное, да. В порнушке, наверное, нет. Будет некрасиво.

«Меня просили купить в Риге копченых угрей»

Супругов с Ригой связывает очень многое:

Дружинина: — Я очень люблю Ригу, все эти места. Здесь прошли одни из самых очаровательных дней, когда мы были молоды, когда мы были влюблены, мы с Анатолием оба были капитанами — мужской и женской волейбольной команды во ВГИКе. Приезжали в творческие ВУЗы на соревнования – во время зимних каникул после сессии. Везде очаровательно пахло горячими сардельками. Мы с наслаждением их ели, ходили по городу, пили неразбавленный бальзам... Мик Звирбулис был сокурсником Анатолия Михайловича. А я по балетной школе была партнершей Мариса Лиепы. Здесь всегда очень доброжелательное отношение к нам.

Я сейчас закончу разговор и пройдусь наконец-то по городу, по этим дивным мощеным улочкам. У меня есть планы: мне дали заказ на потрясающую, качественную парфюмерную продукцию «Дзинтарс», обязательно послушаю духовную музыку в Домском соборе, конечно пойду на рынок, как же без угрей копченых? Это тоже было мне заданием дома: привести копченых угрей и сыра.

СПРАВКА

Дружинина Светлана Сергеевна (р. 1935) — советская и российская актриса, режиссер, сценарист. Самые известные роли — Анфиса (к/ф «Девчата»), Лариса, дочка председателя («Дело было в Пенькове»). Среди режиссерских работ — «Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов» в 8 частях.


Муж — кинооператор Анатолий Мукасей (« Берегись автомобиля», «Большая перемена», «Чучело», «Гардемарины»). Сын — кинооператор Михаил Мукасей.

 

Комментарии

26.01.2024, 15:00 dantoinal in vendita a Bologna senza bisogno di consulto medico
I'm impressed, I must say. Seldom do I encounter a blog that's both educative and engaging,
and without a doubt, you have hit the nail on the head.
The issue is something which not enough folks are speaking intelligently about.
I am very happy I stumbled across this in my hunt for something relating to this.
18.02.2024, 17:53 glucophage disponible en Italie sans ordonnancer
Terrific internet site you possess going here. <a href=http://ngm.or.kr/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=26757>precio elevado de keppra sin receta</a>
17.04.2024, 10:17 Adam
Heya i am for the first time here. I found this board and I find It truly useful & it helped me out a lot.

I hope to give something back and help others like you helped me.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Светлана ДРУЖИНИНА

28 июля в Риге по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3» выступила Светлана Дружинина, актриса, режиссер и продюсер, автор множества фильмов, вошедших в сокровищницу…… →

Фото
Статьи