События

"Каждый народ достоин своей истории"

Элина Чуянова, "Вести сегодня" Источник (ссылка откроется в новом окне)

 — считает известный российский кинорежиссер Светлана Дружинина

— По приезде в Ригу мы попросили немного повозить нас по городу и, как всегда, были поражены ее чистотой, — сказала на встрече с латвийской публикой "Королева гардемаринов и дворцовых переворотов".

— Да, поражены чистотой и полным отсутствием людей на улицах, — подхватил супруг Светланы Дружининой Анатолий Мукасей, прославленный кинооператор, снявший такие незабываемые картины, как "Берегись автомобиля!", "Большая перемена", "По семейным обстоятельствам", "Чучело" и многие другие. — Во времена нашей молодости в центре Риги яблоку было негде упасть! Что случилось?..

Пока журналисты и гости международного медиаклуба Format–A3 наперебой излагали звездной паре квинтэссенцию наших реалий, а заодно пытались объяснить, почему в латвийской столице до сих пор не увековечено имя автора целого ряда архитектурных шедевров югендстиля, рижанина Михаила Эйзенштейна — в то время, как улица Джохара Дудаева, не имеющего никакого отношения к Латвии, почему–то есть, — Дружинина с Мукасеем пребывали в некотором ступоре. Это и понятно: официальная "прописка" в Риге чеченского командира сродни появлению в Москве улицы Пуго или ГКЧП…

— История — очень конфликтная тема, но это наша судьба, а от судьбы, как и от своей жизни, не отказываются, — сказала на рижской встрече Светлана Дружинина. — Если ты в свою историю бросишь камень, то рано или поздно она тебе ответит тем же. Мы все никуда не денемся от того, что было. А ведь стоит подумать, почему это было и для чего. Проанализировать время — объективно, мудро, сделать выводы и не повторять ошибок, взяв из прошлого лучшее. Я начала проект "Тайны дворцовых переворотов" с 1725 года — с момента смерти Петра I. То смутное время очень соответствовало СССР в момент распада. Отпустили цены, наступил полный хаос и для искусства — кинематографисты не видели света в конце туннеля. И почему–то именно тогда я принесла руководству сценарий и сказала: это про нас…

История развивается по спирали, и так или иначе эти эпизоды повторяются во времени. Нельзя на них смотреть сварливо — это не по–хозяйски. Мы не можем ругаться на самих себя. Потому что каждый народ достоин не только своего правительства, но и своей истории, ее ведь делают люди — мы с вами. Мы имеем право протестовать, если нам что–то не нравится, имеем право выбирать то, что нам хочется. Почему английские домохозяйки, когда им что–то не по душе, шествуют через весь Лондон, стуча поварешками о котелки? Почему они чего–то требуют, а мы молчим или говорим по кухням? У нас по сей день, хотя на дворе демократия, самое уютное место для дискуссий — кухня.

— История государства российского соткана из "дворцовых переворотов", не исключение и ХХ век. Застрахована ли от них современная Россия? — поинтересовалась "Вести Сегодня".

— С начала основания мира меняется все, неизменная лишь одна величина — человек. Какими были созданы люди, такими они остались и сейчас со всеми своими страстями и амплитудой "от любви до ненависти", от признания до предательства. Причинно–следственные связи всего мироустройства исходят от человеческой сущности. Время переворотов свойственно не только России, дворцовые интриги в той или иной мере сопутствуют всем государственным образованиям. И если мы внимательно отнесемся к нашему историческому наследию, то сможем ответить на многие вопросы здесь и сейчас. Я снимала наше прошлое с болью и любовью. Без осуждения и злорадства, не бросая камни за спину. Только так можно исправить ошибки в настоящем и будущем.

Начало нашего первого фильма — Петр I пытает своего сына Алексея. Это происходит помимо его желания: медиками уже доказан факт, что все Романовы были шизоидами с манией преследования. Петр случайно ударяет сына палкой по виску, и эпизод заканчивается словами: прости меня, сын. Царский младенец — богом избранный, поэтому все, что потом происходит в истории государства российского, неслучайно. Возмездие — реальность. Всякий раз, когда вы делаете осознанное зло, оно так или иначе к вам возвращается.

Надеюсь, люди поймут, зачем я снимаю свои исторические фильмы. Существует же многосерийная ТВ–версия истории создания США — этот цикл является учебным пособием для американских школьников и студентов. И моя ТВ–версия снята с тем же посылом. Министерство образования России хочет использовать этот сериал как учебное пособие по истории для школьников.

— Не трудно ли в XXI веке воссоздать век XVIII?

— Профессор Петербургской академии Сергей Соловьев собрал всю историю государства российского с древнейших времен в документах. На них он строил свое преподавание, на этой базе мы снимаем и свои фильмы. Но он всегда говорил своим студентам: в каждом документе есть свои белые пятна, подтертые каким–нибудь историческим персонажем — чтобы для потомков выглядеть лучше. Именно эти белые пятна становятся притягательным материалом для литераторов и кинематографистов. Я стараюсь ближе и достовернее передать время, но не вправе брать на себя амбициозные обязательства полностью воссоздать историю. Это бесполезная и малограмотная задача. Тем более что ленты у меня не документальные.

Я тесно сотрудничаю с музейщиками и историками, и ни один из них пока не бросил в нашу сторону камень. Наоборот — даже делают комплименты, говорят, что мы очень бережно относимся к исторической эпохе, в отличие от других съемочных групп, для которых 50 лет туда, 50 лет сюда ничего не значат. Нам разрешают снимать в Петергофе, в Марли, в Тронном зале и в Золотой анфиладе. Мы свято относимся к интерьерам, надеваем бахилы даже на камеры и осветительные приборы. Снимаем с 6 часов вечера до 6 утра, пока не ходят посетители. Для меня это любимое время, потому что ощущение присутствия — полное.

— Почему Дружинина–режиссер никогда не снимает Дружинину–актрису?

— У меня три профессии. По первой я дипломированная балерина, училась вместе с Марисом Лиепой. Танцевала бы и дальше, но случилась травма. Однажды я пришла домой, и бабушка говорит: "Вот тут тебе какой–то стационар привезли…" Так она назвала сценарий. Меня просили явиться на пробы на киностудию "Мосфильм". Фильм назывался "За витринами универмага", сценарист Юрий Каплер, это был его первый сценарий, который он написал после возвращения из мест не столь отдаленных. Он был мужем Светланы Аллилуевой, за что и загремел в суровое Зауралье. Я даже не подозревала, что в моей жизни начинается новый этап — кинематограф, думала, всего лишь пауза в балете. Но картина имела колоссальный успех, а вскоре я узнала, что есть такая увлекательная профессия — кинорежиссер. У кого–то получается совмещать профессии артиста и режиссера, у меня — нет. Роль Анны Бестужевой в "Гардемаринах" писала для себя. Но в один момент надоело бегать по Юсуповскому дворцу в длинном платье и гриме из кадра к объективу, цепляясь за него наклеенными ресницами. Вот и отдала свою роль без проб Нелли Пшенной. Она подошла картине идеально — как и шитые на меня костюмы. Это был мой последний опыт "посниматься"…

Досье "Вести Сегодня"

Светлана Сергеевна Дружинина — народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончила хореографическое училище ГАБТа (1955), актерский факультет ВГИКа (1960), затем режиссерский факультет ВГИКа (1968). Снялась в таких культовых советских картинах, как "Дело было в Пенькове" и "Девчата". Режиссер телефильмов "Сватовство гусара", "Принцесса цирка", "Дульсинея Тобосская", "Гардемарины, вперед!". С 1994 года работает над уникальным историческим киноциклом "Тайны дворцовых переворотов". Проект рассчитан на 25 фильмов и охватывает период правления в России пяти императриц — вдовствующих или незамужних, получивших престол интригами, заговорами, дворцовыми переворотами. Девять полнометражных лент уже снято. В настоящий момент съемочная группа завершает десятый фильм сериала.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Светлана ДРУЖИНИНА

28 июля в Риге по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3» выступила Светлана Дружинина, актриса, режиссер и продюсер, автор множества фильмов, вошедших в сокровищницу…… →

Фото
Статьи