События

Виват, Светлана!

Ксения Загоровская, газета «Час» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Народные артисты России посетили Ригу по приглашению Международного медиаклуба «Формат А3». У супругов на редкость счастливая и долгая совместная биография – в кино и в жизни.

Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей дали в Риге мастер-класс

Светлана Дружинина прославилась как актриса в фильмах «За витриной универмага» (1955), «Дело было в Пенькове» (1957), «Девчата» (1961) и как режиссер знаменитых «Принцессы цирка», «Гардемаринов», «Виват, Анна!» и, конечно, «Тайн дворцовых переворотов».

Анатолий Мукасей – сын легендарных разведчиков и не менее легендарный оператор. Его работы знают все. Кто не видел фильмы «Чучело», «Берегись автомобиля!», «По семейным обстоятельствам», «Большая перемена», «Внимание: черепаха!» и других!

Светлана Сергеевна и Анатолий Михайлович на встрече с рижанами показали отрывок из очередной, 9-й, серии исторического кинопроекта «Тайны дворцовых переворотов», рассказали о своем творчестве и ответили на вопросы журналистов.

 

Счастливы вместе – 53 года

– Мы с Анатолием Михайловичем приезжали в Ригу студентами, еще не женатыми, на спортивные соревнования творческих вузов. Мы оба были капитанами волейбольных команд – женской и мужской. (Нас так и называли – два капитана), – рассказывает Светлана. – Жили в каком-то общежитии, в одной комнате – 9- 10 девочек. Молоды были, ночами не спали... А днем бродили по зимнему городу, ели горячие сосиски...

– Изучали Ригу при помощи «Рижского бальзама», – вставляет Анатолий.

– И сначала, не разобравшись, пили его в чистом виде, – смеется Светлана. – Конечно, будучи людьми практичными, мы покупали ваш прекрасный трикотаж, помаду и духи «Дзинтарса». Кстати, я с удовольствием побывала на этом предприятии.

Анатолий учился на операторском факультете ВГИКа вместе с известным латвийским оператором Миком Звирбулисом.

– Потрясающая у вас была киностудия! Оснащение – лучше, чем на «Мосфильме».

Прогулка Светланы и Анатолия по Старой Риге превратилась в раздачу автографов и фотосессию.

– Вы наш любимый режиссер, – в один голос уверяли поклонники таланта Дружининой, и она останавливалась, чтобы с каждым поговорить.

– Я потрясена чистотой улиц! – делится впечатлениями Светлана.

– А я отсутствием народа, – отмечает Анатолий. – Когда мы приезжали в прошлый раз, два года назад, людей было намного больше.

Удивительная они пара! Светлана – женщина-праздник. Стильно одетая, всегда с прической и при макияже, часов не носит и, понятно, их не наблюдает, постоянно улыбается, жестикулирует. «Как хорошо!» – ее любимое выражение.

Хорошее она видит везде. Это и цветы в вазонах уличного кафе, и помидоры, и базилик на Центральном рынке. Покупку овощей в дорогу Светлана Сергеевна, как и все остальное, чем занимается, превращает в радостный ритуал, в который охотно включаются и продавцы, и покупатели, и случайные прохожие.

Режиссерская работа времени на домашнее хозяйство оставляет немного. Но у Светланы Сергеевны и тут свои приемы.

– Берем термос с широким горлышком, туда – отваренную молодую картошку, укропчик, чесночок. Вечером после съемок придешь, а ужин уже готов.

Светлана вспоминает, как в Мексике, чтобы уложиться в скудные командировочные, она встречала мужа со съемок горячими лепешками, испеченными на утюге, и креветками, сваренными в электрочайнике.

Анатолий – с виду полная противоположность супруге – спокойный, сдержанный. Он говорит не много, но всякий раз на редкость кстати. Чувство юмора у сына разведчиков удивительное...

– Как вы снимаете вместе?

– Это сумасшедшая работа – особенно зимой, когда быстро темнеет. Приходим домой замерзшие, наливаем водочки. Он говорит: «Давай спать». А я говорю: «Мы должны точно знать, что будем снимать завтра». И мы садимся и все расписываем.

– Оператор – самая потрясающая профессия, – говорит Анатолий. – Ведь режиссер может работать и в театре, и на радио и на телевидении, а кинорежиссер – только в кино. Люди видят мир нашими глазами. Кино – огромное количество кадров, которые нужно выстроить, и каждый из них – это живопись. Я прихожу на съемочную площадку последним, чтобы всех успели как следует загримировать. Лучше я скажу: «Мотор!» на десять минут позже, зато потом люди десятилетиями будут счастливы.

– Он Пигмалион. Влюбляется в каждую актрису, которую снимает, – говорит супруга. – И каждая думает: «Бедная Дружинина! Он любит только меня, и, конечно, ушел бы ко мне. Если бы съемки не кончились»...

– Света, не режиссируй. Про себя я сам расскажу, – берет слово Анатолий. – Женщины меня любят, потому что они все у меня на экране красивые. Даже те, которые в жизни не очень.

– Ну вот, перебил, испортил мне песню! – обижается Светлана.

– Ничего, споешь новую, – Мукасей невозмутим.

– Мы друг друга дополняем. Потому и живем вместе столько лет, – делает вывод Светлана.

 

Танец с Марисом Лиепой

Увидев в витрине кафе напротив Оперы фотографии Мариса Лиепы, она тут же реагирует.

– Марис! Таким я его знала!

В 50-е годы прошлого века они вместе учились в хореографическом училище Большого театра и даже танцевали вместе. Потом Марис стал звездой, а Светлана ушла из балета, не окончив образования. Накануне экзаменов повредила руку и не смогла станцевать ни подготовленный испанский танец, ни вальс из балета Чайковского «Щелкунчик». Но вскоре оказалось, что это было то самое несчастье, которое помогло счастью – реализации призвания.

Она решила попробовать себя на телевидении. И ее взяли. Вообще у Светланы все всегда получалось сразу – и на актерский, и на режиссерский факультет она поступила с первого раза, и на роли ее утверждали без дублей. Блата у нее не было и быть не могло.

– Я была типичной девчонкой с послевоенной московской окраины Марьиной рощи – такой, как она показана в фильме «Место встречи изменить нельзя», – говорит Светлана. – Отца убили на фронте, и мама растила меня одна.

Роль телеведущей была небольшая – объявлять концертные номера. Но ее заметили.

– Однажды я пришла после передачи домой, а бабушка говорит: «Тебе какой-то стационар привезли». Это был сценарий комедии «Каменное сердце», который написал, вернувшись из мест не столь отдаленных, Алексей Каплер, муж дочери Сталина, Светланы Аллилуевой. В нему прилагалась записка с просьбой прийти на кинопробы.

На «Мосфильме» на меня надели какой-то странный костюм и попросили рассказать о том, как я училась на балерину и почему не окончила курс. Я показала несколько танцев, не зная, что меня снимают. Это и были кинопробы. Так я пришла в кино.

Фильм, который вышел на экраны под названием «За витриной универмага», имел колоссальный успех. Светлане пророчили блестящее будущее актрисы. Но она уже выбрала свой путь.

– Я узнала, что есть удивительная профессия, которая называется «режиссер». Ему в этом уникальном мире кино подвластно все – он может поставить балет, оперу, он командует светом и музыкой.

Ей было ясно, что в 18 лет стать режиссером невозможно. И она поступила во ВГИК на актерский факультет. В приемной комиссии был знаменитый режиссер Сергей Герасимов. А через два года после диплома, между съемками в двух картинах, Светлана сдала экзамены на режиссерский.

– Я была совершенно уверена в том, что все делаю правильно. Если бы я осталась в балете, то ушла бы в балетмейстеры. Режиссер – это профессия, о которой я мечтала. Без нее бы не дожила до своего возраста.

Светлане Сергеевне 76 лет, во что невозможно поверить. Эти цифры загадочным образом существуют отдельно от нее – интересной женщины, которая, энергично жестикулируя, одинаково увлекательно рассказывает и историю Государства Российского, в лицах изображая императриц и вельмож, и забавные случаи из собственной жизни.

Она, конечно, много раз могла сняться в своих фильмах.

– Когда снимали «Гардемарины», Юрий Нагибин уговорил меня на роль Анны, очень выгодную для актрисы. Она появляется в первом фильме в роскошном туалете, в жемчугах, а конце – в рубище, в трагическом обличье. Уже были сшиты костюмы.

Но я представила, как это будет. Сегодня я в джинсах, смотрю в камеру, играю все роли, режиссирую, одним словом, а завтра приду в кринолине с приклеенными ресницами. Буду метаться, рыдать. Какая-то клоунада...

Я пришла на «Мосфильм», собрала людей и сказала: «Режиссер Дружинина отказывает актрисе Дружининой в роли. Зовите Нелю Пшенную. Пусть приходит безо всяких проб». Она пришла через три дня и прекрасно сыграла. С тех пор я таких экспериментов над собой не провожу.

 

Дух времени

– В Риге так много зданий Эйзенштейна. Почему улица, на которой они находятся, не названа его именем? Это же фигура мирового уровня! – удивляется Анатолий.

– В Москве после дефолта почти все парки уничтожили, не пожалели даже зеленые дворики, которые были вокруг каждого дома. Многие исторические здания снесли,отдали в аренду. Даже знаменитый Юсуповский дворец, где мы снимали «Гардемаринов», откупила какая-то армянская компания. Они сняли витражи и уникальный дубовый пол, который показался им слишком толстым, а окна заменили на пластиковые.

А в Риге сохранились удивительной архитектуры здания, парки, и все это вместе – дух времени. Здесь хорошо снимать! – Светлана все оценивает как режиссер.

– А почему бы вам не снять у нас кино? Ведь здесь происходило множество исторических событий.

– Ответ будет прозаичным и даже губительным: ищите деньги! А потом сценариста... Деньги, вернее, их отсутствие – главная проблема кино. Работа над сериалом о дворцовых переворотах идет урывками – в зависимости от поступления транша. Девять серий снято, работа над десятой заканчивается, но на вопрос: «Что дальше?» Светлана отвечает: «Посмотрим», потому что финансирования нет.

Ей приходится заниматься не только творчеством, и именно от этого она устает. Вместе с мужем они создали при Фонде Ролана Быкова фирму «Саггитариус», которая занимается рекламой, прокатом «мыльных» сериалов. Сын, Михаил Мукасей, снимает клипы и сдает в аренду киноаппаратуру.

– Странно, вы снимаете фильмы об истории России. Казалось бы, правительство, заинтересованное в патриотическом воспитании народа, должно было вас озолотить...

– От государства мы ничего не получаем. Ну не будем о грустном! – машет рукой Светлана.

– Наверно, ваши фильмы очень дорогие. Ведь нужны декорации, костюмы...

– Да что вы! Фильм из серии «Тайны дворцовых переворотов» обходится примерно в 1,5 миллиона долларов. (Сравните: на «Обитаемый остров» Федора Бондарчука пошло 37 миллионов, на «Предстояние» Михалкова – 75.) Это счастье, что нас любят музейные работники и разрешают даром снимать в дворцовых интерьерах.

Любят их не случайно – к драгоценной натуре они относятся бережно, сами ходят в бахилах и камеры «обувают». Любимое место съемок – Петергоф. Там живо ощущение истории.

– В белые ночи в аллеях стучат копыта всадников, – рисует романтическую картину Светлана, – ходят дамы в кринолинах...

– ...операторы в джинсах, – добавляет реализма Анатолий.

Светлана вспоминает, что директор Царского села долго не разрешал снимать в Золотой анфиладе. Она просидела целый день у дверей его кабинета, и директор, конечно, сдался. Но поставил условие: по Золотой анфиладе пройдет только принцесса Фике (ее играла Кристина Орбакайте). Она худенькая, каблуки у ее туфель широкие, пол не испортит.

– Я пришла в ужас. А поутру проснулась и подумала: а ведь это божий дар! Именно так это надо снимать.

– Скажите, почему нам все время показывают плохие фильмы про бандитов, воров или про пришельцев?

– Это больная тема. Одни производят кино, другие – прокатывают. У нас рынка кино по сути нет. Мы как те бабушки, которые растят морковку на своем огороде, а на прилавки магазинов их товару путь закрыт – там торгуют импортными глянцевыми овощами.

В 90-е годы «Совэкспортфильм» взял в аренду кинотеатры в крупных городах, и теперь в руководстве прокатных компаний сидят американские продюсеры, которые заинтересованы показывать на огромном российском рынке свои фильмы. Они и закрывают дорогу конкурентам, чтобы не мешали зарабатывать.

Столько лет говорят о том, что нужна государственная система проката, что необходимо, как во Франции, ввести квоты на показ отечественных фильмов. Но ничего не меняется.

– Ну, не будем о грустном! – снова звучит коронная фраза Светланы.

 

Ощущение времени

Исторические фильмы Светланы Дружининой рекомендованы средним школам как учебное пособие – настолько бережно она относится к истории. А ее учебник – «История России с древнейших времен» известного ученого Сергея Соловьева.

– Каждый персонаж стирал из истории некоторые свои поступки, чтобы лучше выглядеть в глазах потомков. Эти белые пятна – самое интересное для тех, кто работает с историческим материалом. Постоянно открывается новая информация, и мы пытаемся использовать ее, если не в кадрах, то хотя бы в тексте.

Конечно, я снимаю художественные фильмы, и нельзя брать на себя амбициозные обязательства воссоздать историю такой, какой она была, но все, что осталось от XVIII века, я старательно и бережливо вытаскиваю на экран.

– Почему ваше внимание привлек этот исторический период?

– Это время очень напоминает то, что было у нас в России в 90-е – распад страны, смута. Тогда, двести лет назад, были люди, которые хотели сделать Россию парламентской республикой. И если бы это удалось, страна пошла бы другим, европейским, путем. Но, как всегда, началась свара – никто не думал о государстве, а пытался откусить кусок от пирога власти.

Проект «Тайны дворцовых переворотов» я начинаю с 1825 года, года смерти Петра. Я осторожно отношусь к этой личности, которая до сих пор сталкивает разных людей. Я не принимаю участия в скандальных дискуссиях на эту тему.

Наш фильм – о женщинах, волею судеб оказавшихся на российском престоле. Так получилось: этот век – женский.

– А женщины как политики лучше или хуже мужчин?

– Они чаще отказываются от своих личных интересов. В них меньше амбиций, больше хозяйственности.

– Суть российской политики того времени – дворцовые перевороты. Как к этому относиться?

– Политика развивается по общечеловеческим законам. Поступки сильных мира сего продиктованы вечными для человека эмоциями – ревностью, любовью, амбициями, завистью. Так было всегда. И будет... История развивается по спирали, и нельзя игнорировать ее уроки, это не по-хозяйски. От прошлого никуда не денешься, и нельзя его осуждать, злорадствовать. Говорить о нем позволено только с состраданием – только тогда удается передать ощущение времени и присутствия в нем. В наших фильмах есть и любовь, и боль.. Потому люди их смотрят.

– И это счастье – делать то, что нравится людям!

 

Комментарии

24.01.2024, 12:21 acquista Levetiracetam Rosemont online senza ricetta a Firenze
Magnificent items from you, man. I've take into account your stuff prior to and
you are just too excellent. I really like what you have acquired
here, really like what you are stating and the way in which by which you assert it.

You are making it entertaining and you still take care of to keep it smart.
I cant wait to learn much more from you. That is actually
a great web site.
26.01.2024, 21:42 precio de sumatriptan sin receta en Marruecos
Hi there Dear, are you really visiting this site regularly, if so then you will without doubt get fastidious knowledge.
20.04.2024, 07:50 Comment obtenir doxycyclin-mepha sans prescription médicale
If you desire to obtain a good deal from this article then you have to apply these techniques to your won weblog.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Светлана ДРУЖИНИНА

28 июля в Риге по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3» выступила Светлана Дружинина, актриса, режиссер и продюсер, автор множества фильмов, вошедших в сокровищницу…… →

Фото
Статьи