События

Виват, Светлана!

Ксения Загоровская, газета «Час» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Народные артисты России посетили Ригу по приглашению Международного медиаклуба «Формат А3». У супругов на редкость счастливая и долгая совместная биография – в кино и в жизни.

Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей дали в Риге мастер-класс

Светлана Дружинина прославилась как актриса в фильмах «За витриной универмага» (1955), «Дело было в Пенькове» (1957), «Девчата» (1961) и как режиссер знаменитых «Принцессы цирка», «Гардемаринов», «Виват, Анна!» и, конечно, «Тайн дворцовых переворотов».

Анатолий Мукасей – сын легендарных разведчиков и не менее легендарный оператор. Его работы знают все. Кто не видел фильмы «Чучело», «Берегись автомобиля!», «По семейным обстоятельствам», «Большая перемена», «Внимание: черепаха!» и других!

Светлана Сергеевна и Анатолий Михайлович на встрече с рижанами показали отрывок из очередной, 9-й, серии исторического кинопроекта «Тайны дворцовых переворотов», рассказали о своем творчестве и ответили на вопросы журналистов.

 

Счастливы вместе – 53 года

– Мы с Анатолием Михайловичем приезжали в Ригу студентами, еще не женатыми, на спортивные соревнования творческих вузов. Мы оба были капитанами волейбольных команд – женской и мужской. (Нас так и называли – два капитана), – рассказывает Светлана. – Жили в каком-то общежитии, в одной комнате – 9- 10 девочек. Молоды были, ночами не спали... А днем бродили по зимнему городу, ели горячие сосиски...

– Изучали Ригу при помощи «Рижского бальзама», – вставляет Анатолий.

– И сначала, не разобравшись, пили его в чистом виде, – смеется Светлана. – Конечно, будучи людьми практичными, мы покупали ваш прекрасный трикотаж, помаду и духи «Дзинтарса». Кстати, я с удовольствием побывала на этом предприятии.

Анатолий учился на операторском факультете ВГИКа вместе с известным латвийским оператором Миком Звирбулисом.

– Потрясающая у вас была киностудия! Оснащение – лучше, чем на «Мосфильме».

Прогулка Светланы и Анатолия по Старой Риге превратилась в раздачу автографов и фотосессию.

– Вы наш любимый режиссер, – в один голос уверяли поклонники таланта Дружининой, и она останавливалась, чтобы с каждым поговорить.

– Я потрясена чистотой улиц! – делится впечатлениями Светлана.

– А я отсутствием народа, – отмечает Анатолий. – Когда мы приезжали в прошлый раз, два года назад, людей было намного больше.

Удивительная они пара! Светлана – женщина-праздник. Стильно одетая, всегда с прической и при макияже, часов не носит и, понятно, их не наблюдает, постоянно улыбается, жестикулирует. «Как хорошо!» – ее любимое выражение.

Хорошее она видит везде. Это и цветы в вазонах уличного кафе, и помидоры, и базилик на Центральном рынке. Покупку овощей в дорогу Светлана Сергеевна, как и все остальное, чем занимается, превращает в радостный ритуал, в который охотно включаются и продавцы, и покупатели, и случайные прохожие.

Режиссерская работа времени на домашнее хозяйство оставляет немного. Но у Светланы Сергеевны и тут свои приемы.

– Берем термос с широким горлышком, туда – отваренную молодую картошку, укропчик, чесночок. Вечером после съемок придешь, а ужин уже готов.

Светлана вспоминает, как в Мексике, чтобы уложиться в скудные командировочные, она встречала мужа со съемок горячими лепешками, испеченными на утюге, и креветками, сваренными в электрочайнике.

Анатолий – с виду полная противоположность супруге – спокойный, сдержанный. Он говорит не много, но всякий раз на редкость кстати. Чувство юмора у сына разведчиков удивительное...

– Как вы снимаете вместе?

– Это сумасшедшая работа – особенно зимой, когда быстро темнеет. Приходим домой замерзшие, наливаем водочки. Он говорит: «Давай спать». А я говорю: «Мы должны точно знать, что будем снимать завтра». И мы садимся и все расписываем.

– Оператор – самая потрясающая профессия, – говорит Анатолий. – Ведь режиссер может работать и в театре, и на радио и на телевидении, а кинорежиссер – только в кино. Люди видят мир нашими глазами. Кино – огромное количество кадров, которые нужно выстроить, и каждый из них – это живопись. Я прихожу на съемочную площадку последним, чтобы всех успели как следует загримировать. Лучше я скажу: «Мотор!» на десять минут позже, зато потом люди десятилетиями будут счастливы.

– Он Пигмалион. Влюбляется в каждую актрису, которую снимает, – говорит супруга. – И каждая думает: «Бедная Дружинина! Он любит только меня, и, конечно, ушел бы ко мне. Если бы съемки не кончились»...

– Света, не режиссируй. Про себя я сам расскажу, – берет слово Анатолий. – Женщины меня любят, потому что они все у меня на экране красивые. Даже те, которые в жизни не очень.

– Ну вот, перебил, испортил мне песню! – обижается Светлана.

– Ничего, споешь новую, – Мукасей невозмутим.

– Мы друг друга дополняем. Потому и живем вместе столько лет, – делает вывод Светлана.

 

Танец с Марисом Лиепой

Увидев в витрине кафе напротив Оперы фотографии Мариса Лиепы, она тут же реагирует.

– Марис! Таким я его знала!

В 50-е годы прошлого века они вместе учились в хореографическом училище Большого театра и даже танцевали вместе. Потом Марис стал звездой, а Светлана ушла из балета, не окончив образования. Накануне экзаменов повредила руку и не смогла станцевать ни подготовленный испанский танец, ни вальс из балета Чайковского «Щелкунчик». Но вскоре оказалось, что это было то самое несчастье, которое помогло счастью – реализации призвания.

Она решила попробовать себя на телевидении. И ее взяли. Вообще у Светланы все всегда получалось сразу – и на актерский, и на режиссерский факультет она поступила с первого раза, и на роли ее утверждали без дублей. Блата у нее не было и быть не могло.

– Я была типичной девчонкой с послевоенной московской окраины Марьиной рощи – такой, как она показана в фильме «Место встречи изменить нельзя», – говорит Светлана. – Отца убили на фронте, и мама растила меня одна.

Роль телеведущей была небольшая – объявлять концертные номера. Но ее заметили.

– Однажды я пришла после передачи домой, а бабушка говорит: «Тебе какой-то стационар привезли». Это был сценарий комедии «Каменное сердце», который написал, вернувшись из мест не столь отдаленных, Алексей Каплер, муж дочери Сталина, Светланы Аллилуевой. В нему прилагалась записка с просьбой прийти на кинопробы.

На «Мосфильме» на меня надели какой-то странный костюм и попросили рассказать о том, как я училась на балерину и почему не окончила курс. Я показала несколько танцев, не зная, что меня снимают. Это и были кинопробы. Так я пришла в кино.

Фильм, который вышел на экраны под названием «За витриной универмага», имел колоссальный успех. Светлане пророчили блестящее будущее актрисы. Но она уже выбрала свой путь.

– Я узнала, что есть удивительная профессия, которая называется «режиссер». Ему в этом уникальном мире кино подвластно все – он может поставить балет, оперу, он командует светом и музыкой.

Ей было ясно, что в 18 лет стать режиссером невозможно. И она поступила во ВГИК на актерский факультет. В приемной комиссии был знаменитый режиссер Сергей Герасимов. А через два года после диплома, между съемками в двух картинах, Светлана сдала экзамены на режиссерский.

– Я была совершенно уверена в том, что все делаю правильно. Если бы я осталась в балете, то ушла бы в балетмейстеры. Режиссер – это профессия, о которой я мечтала. Без нее бы не дожила до своего возраста.

Светлане Сергеевне 76 лет, во что невозможно поверить. Эти цифры загадочным образом существуют отдельно от нее – интересной женщины, которая, энергично жестикулируя, одинаково увлекательно рассказывает и историю Государства Российского, в лицах изображая императриц и вельмож, и забавные случаи из собственной жизни.

Она, конечно, много раз могла сняться в своих фильмах.

– Когда снимали «Гардемарины», Юрий Нагибин уговорил меня на роль Анны, очень выгодную для актрисы. Она появляется в первом фильме в роскошном туалете, в жемчугах, а конце – в рубище, в трагическом обличье. Уже были сшиты костюмы.

Но я представила, как это будет. Сегодня я в джинсах, смотрю в камеру, играю все роли, режиссирую, одним словом, а завтра приду в кринолине с приклеенными ресницами. Буду метаться, рыдать. Какая-то клоунада...

Я пришла на «Мосфильм», собрала людей и сказала: «Режиссер Дружинина отказывает актрисе Дружининой в роли. Зовите Нелю Пшенную. Пусть приходит безо всяких проб». Она пришла через три дня и прекрасно сыграла. С тех пор я таких экспериментов над собой не провожу.

 

Дух времени

– В Риге так много зданий Эйзенштейна. Почему улица, на которой они находятся, не названа его именем? Это же фигура мирового уровня! – удивляется Анатолий.

– В Москве после дефолта почти все парки уничтожили, не пожалели даже зеленые дворики, которые были вокруг каждого дома. Многие исторические здания снесли,отдали в аренду. Даже знаменитый Юсуповский дворец, где мы снимали «Гардемаринов», откупила какая-то армянская компания. Они сняли витражи и уникальный дубовый пол, который показался им слишком толстым, а окна заменили на пластиковые.

А в Риге сохранились удивительной архитектуры здания, парки, и все это вместе – дух времени. Здесь хорошо снимать! – Светлана все оценивает как режиссер.

– А почему бы вам не снять у нас кино? Ведь здесь происходило множество исторических событий.

– Ответ будет прозаичным и даже губительным: ищите деньги! А потом сценариста... Деньги, вернее, их отсутствие – главная проблема кино. Работа над сериалом о дворцовых переворотах идет урывками – в зависимости от поступления транша. Девять серий снято, работа над десятой заканчивается, но на вопрос: «Что дальше?» Светлана отвечает: «Посмотрим», потому что финансирования нет.

Ей приходится заниматься не только творчеством, и именно от этого она устает. Вместе с мужем они создали при Фонде Ролана Быкова фирму «Саггитариус», которая занимается рекламой, прокатом «мыльных» сериалов. Сын, Михаил Мукасей, снимает клипы и сдает в аренду киноаппаратуру.

– Странно, вы снимаете фильмы об истории России. Казалось бы, правительство, заинтересованное в патриотическом воспитании народа, должно было вас озолотить...

– От государства мы ничего не получаем. Ну не будем о грустном! – машет рукой Светлана.

– Наверно, ваши фильмы очень дорогие. Ведь нужны декорации, костюмы...

– Да что вы! Фильм из серии «Тайны дворцовых переворотов» обходится примерно в 1,5 миллиона долларов. (Сравните: на «Обитаемый остров» Федора Бондарчука пошло 37 миллионов, на «Предстояние» Михалкова – 75.) Это счастье, что нас любят музейные работники и разрешают даром снимать в дворцовых интерьерах.

Любят их не случайно – к драгоценной натуре они относятся бережно, сами ходят в бахилах и камеры «обувают». Любимое место съемок – Петергоф. Там живо ощущение истории.

– В белые ночи в аллеях стучат копыта всадников, – рисует романтическую картину Светлана, – ходят дамы в кринолинах...

– ...операторы в джинсах, – добавляет реализма Анатолий.

Светлана вспоминает, что директор Царского села долго не разрешал снимать в Золотой анфиладе. Она просидела целый день у дверей его кабинета, и директор, конечно, сдался. Но поставил условие: по Золотой анфиладе пройдет только принцесса Фике (ее играла Кристина Орбакайте). Она худенькая, каблуки у ее туфель широкие, пол не испортит.

– Я пришла в ужас. А поутру проснулась и подумала: а ведь это божий дар! Именно так это надо снимать.

– Скажите, почему нам все время показывают плохие фильмы про бандитов, воров или про пришельцев?

– Это больная тема. Одни производят кино, другие – прокатывают. У нас рынка кино по сути нет. Мы как те бабушки, которые растят морковку на своем огороде, а на прилавки магазинов их товару путь закрыт – там торгуют импортными глянцевыми овощами.

В 90-е годы «Совэкспортфильм» взял в аренду кинотеатры в крупных городах, и теперь в руководстве прокатных компаний сидят американские продюсеры, которые заинтересованы показывать на огромном российском рынке свои фильмы. Они и закрывают дорогу конкурентам, чтобы не мешали зарабатывать.

Столько лет говорят о том, что нужна государственная система проката, что необходимо, как во Франции, ввести квоты на показ отечественных фильмов. Но ничего не меняется.

– Ну, не будем о грустном! – снова звучит коронная фраза Светланы.

 

Ощущение времени

Исторические фильмы Светланы Дружининой рекомендованы средним школам как учебное пособие – настолько бережно она относится к истории. А ее учебник – «История России с древнейших времен» известного ученого Сергея Соловьева.

– Каждый персонаж стирал из истории некоторые свои поступки, чтобы лучше выглядеть в глазах потомков. Эти белые пятна – самое интересное для тех, кто работает с историческим материалом. Постоянно открывается новая информация, и мы пытаемся использовать ее, если не в кадрах, то хотя бы в тексте.

Конечно, я снимаю художественные фильмы, и нельзя брать на себя амбициозные обязательства воссоздать историю такой, какой она была, но все, что осталось от XVIII века, я старательно и бережливо вытаскиваю на экран.

– Почему ваше внимание привлек этот исторический период?

– Это время очень напоминает то, что было у нас в России в 90-е – распад страны, смута. Тогда, двести лет назад, были люди, которые хотели сделать Россию парламентской республикой. И если бы это удалось, страна пошла бы другим, европейским, путем. Но, как всегда, началась свара – никто не думал о государстве, а пытался откусить кусок от пирога власти.

Проект «Тайны дворцовых переворотов» я начинаю с 1825 года, года смерти Петра. Я осторожно отношусь к этой личности, которая до сих пор сталкивает разных людей. Я не принимаю участия в скандальных дискуссиях на эту тему.

Наш фильм – о женщинах, волею судеб оказавшихся на российском престоле. Так получилось: этот век – женский.

– А женщины как политики лучше или хуже мужчин?

– Они чаще отказываются от своих личных интересов. В них меньше амбиций, больше хозяйственности.

– Суть российской политики того времени – дворцовые перевороты. Как к этому относиться?

– Политика развивается по общечеловеческим законам. Поступки сильных мира сего продиктованы вечными для человека эмоциями – ревностью, любовью, амбициями, завистью. Так было всегда. И будет... История развивается по спирали, и нельзя игнорировать ее уроки, это не по-хозяйски. От прошлого никуда не денешься, и нельзя его осуждать, злорадствовать. Говорить о нем позволено только с состраданием – только тогда удается передать ощущение времени и присутствия в нем. В наших фильмах есть и любовь, и боль.. Потому люди их смотрят.

– И это счастье – делать то, что нравится людям!

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Светлана ДРУЖИНИНА

28 июля в Риге по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3» выступила Светлана Дружинина, актриса, режиссер и продюсер, автор множества фильмов, вошедших в сокровищницу…… →

Фото
Статьи