События

29.02.2020, Молдавия, Кишинёв

Сергей Меринов

Фото

Мультики – это серьезно: анимация современной России

Мультфильмы – это целый мир захватывающих историй, который интересен всем от мала до велика, вне зависимости от страны проживания. Поговорить об этом жители Кишинева собрались на встрече с известным российским режиссером и художником анимационного кино Сергеем Мериновым, организованной медиаклубом «Формат А3» совместно с общественной организацией Dialogum.

За десять лет работы в Молдове гостями медиа-клуба становились самые разные творческие личности – кинорежиссеры, актеры, ученые, филологи, политологи, экономисты, документалисты, журналисты.

Но мультипликаторов медиаклуб «Формат А3» в Кишинев еще не приглашал.
Так как гость сам по себе необычный, то и сама встреча была не похожа на все предыдущие.

Февральского гостя медиаклуба молдавские зрители знают по работам в проектах «Гора самоцветов», «Смешарики», «Пластилинки», «Фиксипелки». Эти мультипликационные фильмы смотрели и дети, и взрослые.

В Молдове мультики, созданные в России, очень популярны. На этих сеансах в кинотеатрах всегда полные залы детей и взрослых, и даже тех, кто говорит дома на молдавском языке. Все потому, что российские мультики нам понятнее и ближе.

- Я общаюсь с разной аудиторией, чаще всего детской, но бывали встречи и со взрослыми, - сказал, поприветствовав зал, Сергей Меринов. - С любым находишь общий язык. Мультипликация – это уже не чисто детское искусство, потому что мультики сегодня интересны абсолютно всем. Всем интересно узнать, как они снимаются. Поэтому всегда есть, о чем поговорить.

Сергей Меринов рассказал присутствующим на встрече, как он попал в мультипликацию. С детства любил рисовать, но в художественную школу родители его не отдали. Он бросил строительный институт, в который поступил по настоянию отца, и все-таки стал художником-оформителем. Как-то увидел в программе «Взгляд» выступление Александра Татарского, художественного руководителя студии «Пилот», где автор известного мультфильма «Следствие ведут колобки» приглашал художников работать в мультипликации. Этот мир казался абсолютно волшебным и недосягаемым, но Меринов рискнул попробовать. Сегодня Сергей Меринов уже сам - худрук мультипликационной студии «Пилот».

- Кино – это частный случай мультипликации, - рассказывает Сергей Станиславович. – В кино ставят камеру и снимают все, что происходит. Мультипликаторы рисуют, лепят или двигают куклу в каждом кадре. В одну секунду у мультипликатора помещается 25 кадров. Поэтому у нас короткий мультфильм – это 2 минуты, а длинный – 10 минут.

Гость медиаклуба предложил посмотреть ролик, который сделал полностью сам, рисуя вечерами после основной работы в студии: это видеоклип на песню группы «Ногу свело». Многие хорошо знают полностью рисованный клип «Хару Мамбуру», но до сих пор не знали, что это - художественная и режиссерская работа Сергея Меринова.
- Российская анимация сегодня на подъеме – есть деньги и отличные идеи, – ответил на вопрос о ситуации в отрасли Сергей Меринов. – Было очень тяжело в 1994-96 годах, когда студия «Союзмульфильм» остановила свою работу. Позже, в начале 2000-х, мультипликаторов стало поддерживать государство, и работа началась снова. На обломках «Союзмультфильма» начали подниматься студии, такие как наш «Пилот». Благодаря энтузиастам анимация в России выжила.   Мультипликация - самая успешная отрасль кино в России. Сегодня быть мультипликатором модно.

Сам Меринов учился у именитых мастеров советской школы мультипликации: закончил Высшие режиссерские курсы у Федора Савельевича Хитрука и Эдуарда Васильевича Назарова. На мультфильмах, сделанных ими, выросло несколько поколений огромной страны, и еще поколения детей, которые уже росли в независимых республиках.

Заканчивая режиссерские курсы, Меринов решил продолжить традицию своего первого учителя – Александра Татарского, снявшего до сих пор всеми любимые «Пластилиновую ворону» и «Падал прошлогодний снег», вернуть в российскую мультипликацию пластилин.

«Неужели в работе используется самый обыкновенный детский пластилин, который можно купить в магазине за углом?», - спросили в зале.

- Да, самый обычный, - ответил российский мультипликатор. – Когда Татарский работал над «Пластилиновой вороной» и «Прошлогодним снегом», был советский пластилин «Гамма». Он темных оттенков и его приходилось подкрашивать. Смешивается он тоже плохо. Когда я решил снимать в этой технике, я пошел в магазин канцтоваров, купил штук тридцать упаковок разного пластилина и выбрал тот, который лучше всего смешивался и лепился. Им оказался пластилин для самых маленьких, из натуральных продуктов. Если его съест ребенок, он не отравится.

Сергей Меринов не просто рассказывал о своей судьбе и работе, но и много чего показывал. Дети и взрослые в Кишиневе посмотрели и «Фиксипелки», и «Смешариков», и пластилиновый алфавит, и несколько сюжетов проекта «Мульти-Россия», и мордовскую сказку из проекта «Гора самоцветов». Кстати, в этом проекте есть и молдавская сказка.

Всем понравились анимационные видеоклипы Сергея Меринова. Для группы «Несчастный случай» он снял две работы – «Шла Саша по шоссе» и «Суета сует».

Не смотря на непривычно «детскую» тему, на встрече были подняты и серьезные вопросы. Например, вопрос о цензуре.

- Государственная цензура любого времени гораздо мягче, чем цензура бизнеса, - считает, российский режиссер-мультипликатор. - Цензура денег - самая страшная и суровая. Работая с министерством культуры, можно делать акцент на идеях мультфильмов, творчестве, культуре, а вот бизнесу и частным заказам нужен цвет, динамика и доход. Казалось бы, удивительно, но факт: бизнесу надо продавать, а министерству культуры - просвещать. И тут мне, конечно, как автору, больше по душе подход министерства.

«Есть ли будущее у анимации?», - задали вопрос в зале.

- Будет постоянное развитие, - уверен Сергей Меринов. - Ведь анимация уже присутствует и в фильмах, и на концертах. Галограммы Уитни Хьюстон и Майкла Джексона - это ведь тоже своего рода анимации. Анимация очень задействована в компьютерных играх. Сейчас развивается интерактивное кино – там тоже присутствует анимация. Анимация будет все больше разрастаться и соединяться с дополнительной виртуальной реальностью.

В Молдове тоже есть мультипликационные студии, но они производят крайне мало собственного творческого материала, а больше работают на зарубежные студии. Печальная ситуация, тем более, что у Молдовы есть богатое анимационное прошлое. В Кишиневе была единственная в СССР детская мультипликационная студия «Флоричика». Там детей учили рисовать мультфильмы. Сергей Меринов работал с мастерами, которые выросли в молдавской студии, а одним из самых лучших детских советских фильмов считает картину «Мария Мирабелла», где молдавские и румынские аниматоры соединили мультипликацию и живых актеров.

Сергей Меринов отметил, что впечатления – это то, что даёт художнику заряд. Чтобы что-то давать, нужно заряжаться. Помогают этому путешествия, и поездка в Молдавию - это яркое впечатление, которое российский мультипликатор увез с собой.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*