События

02.03.2020, Латвия, Рига

Глеб Нагорный

Фото

Во второй день весны в рижском клубе «Культурная линия» принимали в гостях российского публициста, автора ряда оригинальных театральных пьес, заместителя председателя Национальной Ассоциации драматургов России и практикующего юриста, входящего в ТОП-10 адвокатов Москвы, Глеба Нагорного. Вдобавок в арсенале у Нагорного есть дипломы психолога, кинорежиссера и актера.

На встречу с «человеком-оркестром» в конференц-зал отеля Avalon пришло около двухсот человек - журналисты, общественные деятели, представители Русского общества Латвии, местных литературных союзов, педагоги школ и вузов, руководители театральных студий и все те, кто просто относит cебя к разряду театралов и книголюбов. К радостному удивлению гостя среди них оказалась даже молодая актриса из Литвы. В свою очередь, у рижан Глеб Нагорный вызвал особый интерес, как человек, который родился и до 30 лет прожил в Вильнюсе и, соответственно, имеет возможность прямого сравнения процессов, происходящих в России и Прибалтике.

Поскольку Глеб Нагорный должен был приехать в клуб «Культурная линия» еще в январе, но из-за болезни встреча была перенесена, он первым делом попросил у рижан прощения за неудобства. А когда перешел к представлению нового издания своего романа-файла «Флёр», не без иронии отметил: «Эту книгу первыми должны были увидеть именно рижане. Но в силу каких-то кармических законов, первыми ее все-таки увидели на моей родине в Вильнюсе, куда я ездил неделю назад. Точно также в свое время случилось с моей первой пьесой «Лайф Лайф» -- ее первая постановка должна была произойти в Театре на Малой Бронной, но по стечению обстоятельств это сделал Русский драматический театр Литвы».

Несмотря на то, что в числе нескольких вузов, которые окончил Нагорный, фигурирует Балтийский русский институт, базировавшийся в Риге и имевший филиал в Вильнюсе, в столице Латвии он прежде успел побывать только один раз - когда приезжал сдавать выпускные государственные экзамены. И отметил, что впечатления, полученные в прошлый и нынешний приезд, совпали - Рига внешне ему нравится гораздо больше, чем Вильнюс – по разнобразию архитектурных стилей : «Смущает только одно – у вас очень мало людей. Это производит тягостное впечатление. В Литве вообще пусто. Да плюс ко всему штукатурка с домов в старом городе облезает повсеместно. Это очень бросается в глаза – особенно в сравнении с Москвой, где все ругают Собянина, а он все строит и строит – новые дома, мосты, станции метро, парки и скверы. Удивительные люди эти москвичи...».

«В 30 лет я понял, что Литва для меня категорически мала. В силу провинциальности и самого Вильнюса, и самой страны в целом. И я уехал в Москву. Уехал по сути ни с чем – с тысячей евро в кармане и сумкой вещей».

Параллельно учебой в вузах и на курсах Глеб Нагорный стал потихонечку писать – сначала роман, потом рассказы, потом пьесы. Сегодня спектакли по его драматургическим произведениям идут в нескольких российских театрах и в Литве. В итоге в багаже у писателя множество наград и премий. Одну из самых значимых он получил, одержав победу в Международном конкурсе на лучшую пьесу 2019 года «Автора — на сцену!» - за роман-перформанс «Русский Хэллоуин». Добавим, что в конкурсе участвовало 306 пьес из 17 стран мира.

«Этот конкурс был создан в противовес конкурсам новых драм – таким как «Любимовка», Евразия», «Новая драма», пьесы-победители которых в последние годы оказываются невостребованными в серьезных репертуарных театрах. Как правило, это маргинальная документальная драма, в которой много мата и эпатажа, в которой отсутствует игра, и герои которой сплошь социопаты, наркоманы, алкоголики. Жанр новой драмы на самом деле существовал со времен Ибсена, и современные ее трактовки – это лишь изобретение велосипеда. Однако, если 15 лет назад это явление было очень любопытно, и Москва буквально кипела, то сегодня оно интересно только театрам малых форм, которые существуют в подвальных помещениях и могут вместить не более 50 зрителей.

В свое время я даже написал на эту тему в «Литературной России» разгромную статью «Легкое дыхание драматургии». Одновременно в театральной среде стало появляться недовольство, связанное с тем, что нормальные человеческие пьесы, которых на самом деле очень и очень много, не доходят до шорт-листов на конкурсах новой драмы, и, соответственно, до театров. Почему? Потому что за счет интернета и колоссального количества пишущих людей, среди которых есть огромное количество графоманов, все теряется. Так появились альтернативные конкурсы. В частности, Национальная ассоциация драматургов два года назад учредила премию «Автора - на сцену!». Десять победителей этого конкурса получают грант в 500 000 рублей на постановку пьесы в театре».

В продолжение разговора об эпатаже на современной российской сцене, гостя, конечно же, спросили, как он относится к творчеству Кирилла Серебренникова и попросили с юридической точки зрения прокомментировать его уголовное дело.

«Одно дело, что Серебренников, на мой взгляд, талантливый режиссер, другое дело – отношение к нему как к руководителю театра. Экономические преступления просто так не появляются. Здесь исключены варианты как в деле Голунова, когда могут подкинуть наркотики. Экономическое преступление расследуется по документам. И у меня, признаюсь, волосы зашевелились на голове, когда продюсер Седьмой студии Воронова сказала, что они сожгли бухгалтерию за несколько лет, потому что думали, что она не понадобится. Плюс свидетельские показания генеральных директоров созданных там фирм-однодневок. Другое дело, что любое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Поэтому если грамотные адвокаты побольше этих сомнений в деле сделают, то вполне возможно, что оно и развалится. Но тут однозначно нет дыма без огня».

От Серебренникова разговор плавно перешел в политику. Рижане наперебой просили Глеба Нагорного то прокомментировать митинги протестов в Москве, то ситуацию со свободной слова, то рассказать, почему весь мир сегодня говорит о России как о тоталитарной режимной стране?

Гость на все эти вопросы отвечал прямо и уверено: «Я считаю, что Россия одна из немногочисленных по-настоящему лояльных, толерантных и демократических стран в мире. Подтверждение тому - конкретные факты. В России на сегодняшний день существуют «Эхо Москвы», «Дождь», «Медуза», масса порталов либеральной направленности, множество оппозиционеров, которые совершенно легально и открыто занимаются политикой или творчеством. В их числе - Дмитрий Быков, Михаил Ефремов, Константин Богомолов, который стал художественным руководителем Театра на Малой Бронной, Ксения Собчак, которая ведет программу на федеральном (!) телеканале. Никто за ними не гоняется, никто их не ловит, у них есть своя публика. О какой тирании и кровавом режиме здесь может идти речь? Это все классическая пропаганда со стороны оппозиции.

Естественно, существует также пропаганда со стороны государственных структур. Как и во всем мире. Да, мне и как юристу, и как человеку, живущему в Москве, легче судить. Я могу читать и государственные СМИ, и патриотические, и либеральные, а потом выйти на улицу и собственными глазами увидеть, что происходит на самом деле. Но большинство людей делают выводы из прочитанного в интернете. А каждый человек, как правило, выбирает в СМИ то, что ему ближе. А потом гугл системно ему подбрасывает новости в этом же русле. И он оказывается в определенном потоке мнений. Что вы гуглите, то вы и есть! (эту фразу рижане единодушно занесли в разряд цитат). И тут крайне важно иметь критический взгляд, анализировать информацию, смотреть налево и направо.

Более того, я могу совершенно открыто сказать – я гражданин ЕС. У меня литовский паспорт. У моего сына паспорта двух стран – России и Литвы. И если бы в России происходило то, что пишут либеральные СМИ – я бы уже давно уехал. Я этого не сделал. И за шестнадцать лет жизни в России меня все устраивает. Оппозиционные силы, безусловно, имеют право на свое мнение. Но у них очень странная логика. Она вывернутая: они вот право на мнение имеют, а остальные – нет... И если начинаешь с ними спорить, они тут же обвинят тебя в пропаганде и назовут рупором путинского «режима».

В подтверждение Нагорный рассказал, как в свое время пытался в соцсетях детально юридически доказать лидеру протестных митингов Илье Яшину, чем именно его люди нарушают законы, и в ответ оппонент трусливо его забанил.

«Илья кричал везде, что его ограничивают в свободе слова, и по Конституции они имеют все права на свои митинги. Но дело в том, что Конституция – это своеобразный договор о правах и обязанностях между государством и гражданами. Реализация этих прав и обязанностей заключается в постановлениях, законах, кодексах, актах. И существует, в частности, акт о проведении митингов. Если вам разрешили провести митинг на проспекте Сахарова – идите туда, кричите cвободно свои кричалки, порадуйте либеральный мир. Но они приходят на проспект Сахарова, а через час оказываются на Тверской. Это классическое нарушение закона! Естественное наказание - арест на 15 суток. То же самое было бы и в Риге, и в Таллине, и в Париже, и везде. Не нравится место проведения митинга – прямой дорогой в суд. Только так делается в правовых государствах. В Америке с ними бы вообще не цацкались – всех бы рожей в асфальт. Во Франции и Англии разогнали бы водометами. А в России арестованные мальчики еще умудряются делать селфи в полицейских машинах.

И когда я стал Илье объяснять, в чем именно по букве закона заключается нарушение, он меня тут же забанил. Потому что он имеет право на свое мнение, а я со своим другим мнением для него сразу - «путинский пропагандист». Коим, кстати говоря, конечно, я на самом деле не являюсь. Но должен сказать, что однажды я видел Владимира Владимировича на заседании Российского книжного союза и, честно говоря, он произвел на меня огромное впечатление – поразило, как грамотно он говорил о книгах и литературе, без бумажки (!) - и вообще, такой харизмы и силы я прежде вообще никогда в людях не встречал. Это уникальный человек однозначно. Мощнейший лидер. Да, он может кому-то не нравиться. Да, в стране обязательно должна быть оппозиция. Да, я сам, к примеру - человек либеральных взглядов. Я за свободу слова, вероисповедания, сексуальных предпочтений. Но когда Навальный выводит на митинги детей и подростков, а потом кричит властям: «Они же дети, их кровь на ваших руках!» – это провокация и анархия. И все это делается исключительно для того, чтобы развалить страну, привезти ее к вассальному образу, который, к сожалению, мы видим на примере Украины и прибалтийских стран. И в этом плане мне категорически неприятна в России оппозиционная и либеральная среда».

Отвечая на вопрос об отношении к проекту поправок к российской Конституции, Глеб Нагорный высказал мнение, что считает глубинно по сути Россию монархического типа страной – так сложилось исторически. И он уверен, что для такой огромной страны президентский срок длиной в 4-6 лет – это ничто. Потому что за этот срок президент ничего не может успеть сделать, разве только подготовиться к следующим выборам.

«Кроме того, я считаю, что во всех странах президенты должны вырастать из политической системы. Вот, допустим, что может за 4 года успеть сделать Зеленский, не будучи политиком? Я лично со своими высшими образованиями побоялся бы лезть в политику. Он не побоялся. В итоге станет марионеткой. Это очевидно. Даже жалко его».

Глеба Нагорного спрашивали об отношении к постановкам классики на современный лад, интересовались историей его дружбы с Юрием Поляковым, просили дать оценку личности Сталина. Прозвучал и один из самых «больных», волнующих русских в Латвии вопросов – о постепенном запрете русского языка в Прибалтике. Cам гость в свое время учился в Балтийском русском институте на русском языке. А с этого года в Латвии закрыли русские потоки даже в частных коммерческих вузах.

«Это очень и очень плохо, если у вас запрещают образование на русском языке. Подобные меры всегда обделяют ту страну, которая их применяет. Даже с точки зрения капитализма это невыгодно. Если закрываются русские потоки в вузах, то не только русские не приедут сюда учиться, но и те же украинцы, казахи, грузины, киргизы и все, кто могут учиться на русском и хотят иметь европейский диплом. А это же деньги и налоги! У Литвы тоже курс соответствующий. Русских изданий раз-два и обчелся, российское телевидение закрывается. И все боятся шпионажа. Но это все глупо, поскольку за счет глобализации и за счет Интернета мы давно уже живем в одном мире. Мы все про всех знаем. И мои одноклассники, живущие в Литве или Америке, все знают про Россию. И всякий раз кто-то из них да напишет мне в личку какую-нибудь гадость про Путина. Я, например, уже давно не знаю, кто в Литве у власти. Меня интересует жизнь в России, где я живу. Но оказывается даже в Австралии, куда некоторые мои знакомые уехали много лет назад, главная тема обсуждения – политика «Единой России». Я в шоке!»

Несмотря на серьезные темы, Глеб Нагорный в этот вечер умудрялся и шутить, и срывать своими яркими высказываниями аплодисменты. По окончании встречи гость традиционно наградил авторов лучших вопросов своими книгами и провел автограф-сессию.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*