События

Почему мы перестали плакать во время просмотра современных фильмов?

Наталия ЗАХАРЬЯ, Русское общество в Латвии Источник (ссылка откроется в новом окне)

Российский кинокритик Ирина Павлова о фильмах, предсказавших будущее и сохранивших прошлое

В канун 75-й годовщины Великой Победы в рамках проекта «Культурная линия» при содействии международного медиа-клуба «Формат А-3» состоялась онлайн-встреча с одним из самых авторитетных кинокритиков России, художественным руководителем российских программ Московского международного кинофестиваля Ириной Павловой. Видео-радио-мост «Рига – Москва» проходил в прямом эфире радио Baltkom.

Темой для дискуссии стали художественные фильмы, сюжеты которых с невероятной точностью предугадали события, произошедшие через некоторое время после их премьеры и новые российские картины о Великой Отечественной войне.

Ирина Павлова – интеллектуал и блистательный рассказчик. Кандидат искусствоведения, автор свыше 600 статей по истории и теории кино, современном кинематографе, телевидении и театре. Имеет преподавательский опыт в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Российском государственном институте кино и телевидения. Член Международной ассоциации кинопрессы и Союза кинематографистов России. О кино она знает все. Или практически все.

Может ли кино напророчить будущее?

Ситуация, которую мы имеем сегодня, так или иначе напрашивалась, потому что в нашем мире очень долгое время разрабатывались какие-то новые биологические штаммы, все время возникали какие-то эпидемии – то вирус Эбола, то свиной грипп. Нас все время чем-то пугали, мы не боялись, с удовольствием смотрели фильмы про все это, и вот сегодня столкнулись вживую с тем, что нам рассказывали.

Почему так много в последнее время выходило пророческих фильмов-катастроф и картин с губительным развитием сценария? А почему по телевизору не стало хороших новостей? Куда исчезли рассказы о людях, которые сделали что-то хорошее? Почему мы вообще привыкли к огромному количеству трупов и разрушений на экране? Видимо, человек подсознательно ищет какого-то освобождения от своих страхов через нагнетание этих страхов. А кино и телевидение отвечают нам на наши запросы.

Я думаю, что если бы в советскую эпоху нам бы вдруг, условно говоря, показали события 11 сентября, - наверняка стационары моментально заполнились бы инфарктниками. А в 2001 году человечество смотрело это реалити-шоу ужасаясь, но не отрываясь от телевизоров и не зажмуриваясь. Все смотрели, как люди бросаются из окон и летят вниз. Смотрели и не отрывали глаз от экрана! Я помню, как я в первый раз смотрела фильм «Андрей Рублев». Там есть один ужасный момент, когда герою Никулина заливают горячее олово в рот. Я его посмотрела, потому что не знала, что мне покажут. А все остальное время, сколько раз я не пересматривала картину, я в ужасе зажмуривалась и не хотела больше это видеть. Но, вероятно, люди сильно изменились с момента премьеры «Андрея Рублева», и они теперь не просто хотят, чтобы их пугали. Им становится скучно, когда их не пугают. Люди полюбили, когда им щекочут нервы и перестали вообще включать душу и свои эмпатические качества. Мы перестали плакать во время просмотра современных фильмов. Но мы плачем, когда смотрим старое кино. А когда смотрим кино современное, мы полны любопытства к жестокостям и ужасам. Ну что ж, наше любопытство удовлетворено. Получите и распишитесь - коронавирус. Участниками этого реалити-шоу стали мы сами.

Искусство очень долгое время было настроено на волну понимания человека, на волну сочувствия, сопереживания, соучастия. А современное искусство настроено на ленивую душу. Оно настроено на то, чтобы получать результат, не включая мозги и сердце. Человек стал жить одними глазами. Потому и сегодняшний кинематограф предпочитает не углубляться в душевный мир человека. Считается, что это скучно и на экране должно быть как можно больше действия, экшена, ужаса, катастрофы. Понимаете, если бы вся зрительская аудитория, сказала хором «нет» такому кино, то, наверное, кто-то бы задумался, имеет ли смысл его снимать. Но поскольку человечество никак не выражает своего отношения к происходящему, значит, ему предлагают все больше и больше аттракционов.

О Великой Отечественной войне в зеркале кино и современных реалий

Знаете, перед эфиром я слушала новости и услышала такую фразу - «Сейчас модно иметь деда-ветерана». У меня воевали мать и отец, у меня воевали трое дядек и две тетки, у меня погиб на войне дед. Я не знаю модно их любить или нет? Я их люблю. Я за них молюсь. Я ими горжусь. И знаете, почему? Потому что в моей семье, кроме моего папы, среди фронтовиков не было профессиональных военных. Они были учителями, врачами, профессорами. Они были обыкновенными людьми, которые не планировали идти воевать. Но когда стало нужно – они встали и пошли защищать свой дом и свою семью. Пошла бы я на их месте? Да побежала бы! Я не знаю, была бы я такой мужественной как они. Но пошла бы точно. И великие советские фильмы они не рассказывали нам о том, что на войну шли, чтобы стать героем. Так думали дети. А взрослые просто шли защищать Родину. Они летали, зная, что в них стреляют, они сидели в окопах, зная, что туда падают бомбы. У них не было никаких гарантий, а иногда у них не было даже никаких шансов. И когда мне рассказывают про это в кино – я плачу. И когда мне рассказывают про баб, которые получали похоронки – я плачу. А когда в современном кино мне показывают компьютерные игры про то, как все дружно бегут, танки сами едут, а пули долго-долго летят – я не верю и не сопереживаю!

И когда мне говорят, что 9 мая надо тихо посидеть, выпить водки и поплакать в углу – я знаю, кому надо тихо поплакать в углу! Германии надо тихо поплакать в углу! Венгрии, Болгарии и Италии есть, о чем поплакать и погоревать. А нам есть чем гордиться. Потому что наши голые, босые солдаты победили в этой войне. И наши безоружные партизаны победили в этой войне. И наши врачи, которые не были готовы каждый день резать ноги, победили в этой войне. Мы победили. И все точка. И поэтому я люблю старые военные фильмы и не люблю новые.

Все эти фильмы с «новой правдой» о войне снимают люди, которые не любят Россию. А переубедить в чем-то взрослых людей невозможно. Родину либо любят, либо не любят. Американцы тем временем уже везде и всюду говорят, что это они победили фашизм. Они победили, понимаете? Они приватизировали себе нашу Победу! А мы просто погулять вышли. Потому что мы сами раздаривали эту Победу всем, кому не лень. И в кинематографе продолжаем ее сегодня раздаривать. Потому что все современные фильмы о нашей победе в войне, они все равно рассказывают про то, кто лучше стрелял, а не про то, как болела душа, как человек писал письма домой из окопа, как вкладывал в медальон фото любимой девушки.

В числе военных фильмов, которыми может гордиться современная Россия я могу назвать лишь несколько картин -- «Звезду» Николая Лебедева, «Битву за Севастополь» Сергея Мокрицкого и «Кукушку» Александра Рогожкина.

Я также не могу не назвать картину «Утомленные солнцем». Я её люблю за потрясающее мастерство. Это вообще один из лучших фильмов Михалкова. Я его впервые посмотрела в 1994-м году в Каннах, когда он номинировался на Золотую ветвь. И сейчас, когда образовались партии «За Михалкова» и «Против Михалкова», я вспоминаю тот Каннский кинофестиваль, когда выдающиеся мастера кино (французы, итальянцы, немцы, американцы) на вечеринке по случаю премьеры этого фильма бежали к Никите со всех уголков огромного зала, чтобы обнять его и сфотографироваться с ним. Они хотели поздравить его. Они все воспринимали его сквозь призму искусства, а не убеждений. И «Оскар» американская киноакадемия не просто так Михалкову выдала.

Нуждается ли сегодня мир в таких фильмах как «Иди и смотри»? Повторюсь, что нынешний зритель нуждается в щекотании нервов, а не душевных травмах. А когда этот фильм делал Элем Климов, он уже чувствовал, куда дело клонится, что оно идет либо к лакировке, либо к куколкам-стрелялкам, и делал свой фильм про то, как болит плоть. Он показал крупным планом животный человеческий ужас.

А после этого случилось 2 мая 2014 года в Одессе. Живая плоть кричала и горела. А интеллигентные симпатичные люди смотрели на это и комментировали: «Неплохо горят», «Неплохой шашлык». Люди изменились. И я не хочу думать, что они изменились навсегда.

Тем не менее День Победы у нас теперь многие пропагандируют как день скорби, потому что такова установка общества. А наше сегодняшнее общество поляризовано. И воспитывают его сейчас в основном те, кто не очень любит Россию. К сожалению, прививки, сделанной Элемом Климовым и другими большими мастерами, оказалось недостаточно.

Про скандал вокруг фильма «Зулейха открывает глаза»

Я не люблю вообще ничего скандального. Там, где скандал, я вижу реализацию каких-то своих сценариев. Не могу сказать, что я в восторге от книги Гузель Яхиной, по мотивам которой снят фильм. Как литература она меня мало впечатлила. Но когда я смотрела сериал, то испытывала уважение к людям, которые его делали. Я видела все, что было вложено в этот фильм. А туда было вложено много сердца. И то, что я не в восторге от этого сериала, скорее моя личная профессиональная проблема, чем проблема сериала. А скандал вокруг фильма – это отнюдь не по поводу сериала. Просто так называемая либеральная общественность и так называемые патриоты ругаются по поводу своих представлений о реальности. Они сцепляются на идеологической основе, которая никакого отношения к кино не имеет.
Сериал «Чернобыль». Ложь или правда?

Базовое отношение к этому сериалу у меня хорошее. Потому что я люблю кино про людей. А когда вцепляешься в кино сердцем, то промахи и просчеты в деталях проскакивают мимо глаз. Этот фильм – не клевета. Этот фильм про реальный человеческий подвиг. Это кино про женскую верность. В данном случае американцы доказали нам, что еще не разучились снимать кино о людях и душе, тогда как мы сами стремительно разучаемся это делать.

Что ждет кинофестивали после пандемии

Все фестивали, как западные, так и наши, включая Московский Международный кинофестиваль, перенесены пока на осень. И как они пройдут мы не знаем. Мы готовились к апрелю. У нас были составлены все программы и концепции. Сейчас понимаем – что-то из того, что мы успели сделать, нам удастся сохранить. Что-то придется менять, потому что картины к этому времени уже выйдут на экраны даже не кинотеатров, а компьютеров и телевизоров. Залы Дома кино где проходят российские программы ММКФ всегда был полными. Что будет сейчас – мне страшно думать об этом. Я надеюсь, что все состоится в октябре. Что люди посмелее придут, хотя и будут рассаживаться через место друг от друга…

Возможно после пандемии мы все выйдем немножко другими людьми и больше начнем думать про душу и про человека. А может быть и нет. Тут не предугадаешь.

Комментарии

19.05.2020, 06:25 Royal CBD
I am really loving the theme/design of your blog. Do you ever run into any internet browser compatibility issues?

A few of my blog readers have complained about my blog not working correctly
in Explorer but looks great in Opera. Do you have any suggestions to help fix this problem?


P.S. If you have a minute, would love your feedback on my new website
re-design. You can find it by searching for «royal cbd» — no sweat if you can’t.


Keep up the good work!

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Ирина Павлова

В канун 75-й годовщины Великой Победы, 7 мая, в рамках рижского проекта «Культурная линия» при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» состоялась онлайн-встреча с…… →

Фото
Видео
Статьи