События

Ирина Павлова: "Я знаю, кому надо тихо поплакать в углу!"

Даля Бартулите, Nedelia.lt Источник (ссылка откроется в новом окне)

"Ситуация, которую мы имеем сегодня, так или иначе напрашивалась, потому что в нашем мире очень долгое время разрабатывались какие-то новые биологические штаммы, все время возникали какие-то эпидемии – то вирус Эбола, то свиной грипп. Нас все время чем-то пугали, мы не боялись, с удовольствием смотрели фильмы про все это, и вот сегодня столкнулись вживую с тем, что нам рассказывали", - сказала во время онлайн-встречи, организованной медиаклубом "Формат А-3", кинокритик Ирина Павлова.

Из-за эпидемии коронавируса и закрытых границ медиаклуб "Формат А-3" временно проводит встречи в режиме онлайн-дискуссий.

На сей раз на вопросы латвийских и литовских журналистов, а также друзей медиаклуба ответила известный российский кинокритик, художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля, член Международной ассоциации кинопрессы Ирина Павлова. Телемост проводился из студии рижской радиостанции Baltkom.

Тема дискуссии: "Фильмы, предсказавшие будущее и сохранившие прошлое".

“Мы перестали плакать во время просмотра фильмов. Но мы плачем, когда смотрим старое кино. А когда смотрим кино современное, мы полны любопытства к жестокостям и ужасам. Ну что ж, наше любопытство удовлетворено. Получите и распишитесь – коронавирус. Участниками этого реалити-шоу стали мы сами. Почему так много в последнее время выходило пророческих фильмов-катастроф и картин с губительным развитием сценария? А почему по телевизору не стало хороших новостей? Куда исчезли рассказы о людях, которые сделали что-то хорошее? Почему мы вообще привыкли к огромному количеству трупов и разрушений на экране? Видимо, человек подсознательно ищет какого-то освобождения от своих страхов через нагнетание этих страхов. И на этот запрос кино и телевидение нам отвечают”, - считает Ирина Павлова.

Ирина Павлова отметила, что причинно-следственная связь между тем кинопродуктом, который стал популярен в нашу эпоху и тем, какую реальность мы имеем сегодня, конечно, существует, но лишь отчасти.

"Очень долгое время искусство (и кино, и театр, и живопись) было настроено на волну понимания человека, на волну со-чувствия, со-переживания, со-участия. А современное искусство настроено на ленивую душу - чтобы получать результат, не включая мозги и сердце. Человек стал жить одними глазами. Я не уверена, плохо это или хорошо, но это так...

Сегодняшний кинематограф предпочитает не углубляться в душевный мир человека. Считается, что это скучно. Что должно быть как можно больше действия, ужаса, катастрофы. Вот если бы вся зрительская аудитория, сказала хором "нет" такому кино, то, наверное, кто-то бы задумался, имеет ли смысл его снимать. Но поскольку человечество никак не выражает своего отношения к происходящему, значит, ему предлагают все больше и больше аттракционов".

Вторая часть дискуссии была посвящена Второй мировой войне в зеркале кинематографа. Ирина Павлова рассказала, что пыталась перед программой вспомнить, сколько у нее любимых фильмов про войну. И сбилась со счета. "Летят журавли", "Торпедоносцы", "Они сражались за Родину"...

"Когда мне говорят, что 9 мая надо тихо посидеть, выпить водки и поплакать в углу – я знаю, кому надо тихо поплакать в углу! Германии надо тихо поплакать в углу! Венгрии, Болгарии и Италии есть, о чем поплакать и погоревать. А нам есть чем гордиться. Потому что наши голые, босые солдаты победили в этой войне. И наши безоружные партизаны победили в этой войне. И наши врачи победили в этой войне. Мы победили. И все. Точка. И поэтому я люблю старые военные фильмы и не люблю новые".

Нуждается ли сегодня мир в таких фильмах как "Иди и смотри" Элема Климова? Отвечая на этот вопрос, Ирина Павлова отметила, что нынешний зритель показывает, что он нуждается скорее в щекотании нервов, а не душевных травмах.

"Когда Элем Климов делал фильм "Иди и смотри", он уже чувствовал, куда дело клонится, что оно идет либо к лакировке, либо к куколкам-стрелялкам, и делал свою картину про то, как болит даже не душа, а плоть. Он показал крупным планом животный человеческий ужас. А после этого случилось 2 мая 2014 года в Одессе. Живая плоть кричала и горела. А интеллигентные симпатичные люди смотрели на это и комментировали: "Неплохо горят". Люди изменились. И я не хочу думать, что они изменились навсегда.

День Победы у нас теперь многие пропагандируют как день скорби, потому что такова установка общества. А наше сегодняшнее общество поляризовано. И воспитывают его сейчас в основном те, кто не очень любит Россию. К сожалению, прививки, сделанной Элемом Климовым и другими большими мастерами, оказалось недостаточно".
В числе военных фильмов, которыми может гордиться современная Россия, Ирина Павлова назвала несколько картин: "Звезда" Николая Лебедева, "Битва за Севастополь" Сергея Мокрицкого, "Кукушка" Александра Рогожкина.

День Победы у нас теперь многие пропагандируют как день скорби, потому что такова установка общества. А наше сегодняшнее общество поляризовано. И воспитывают его сейчас в основном те, кто не очень любит Россию. К сожалению, прививки, сделанной Элемом Климовым и другими большими мастерами, оказалось недостаточно".
В числе военных фильмов, которыми может гордиться современная Россия, Ирина Павлова назвала несколько картин: "Звезда" Николая Лебедева, "Битва за Севастополь" Сергея Мокрицкого, "Кукушка" Александра Рогожкина.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Ирина Павлова

В канун 75-й годовщины Великой Победы, 7 мая, в рамках рижского проекта «Культурная линия» при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» состоялась онлайн-встреча с…… →

Фото
Видео
Статьи