События

08.05.2020, Для всех

Николай Лебедев

8 мая, накануне Дня Победы, Международный медиа-клуб «Формат А3» говорил о том, зачем сегодня снимать фильмы о войне? Разговор на этот раз был почти родственный: студия медиа-клуба в столице Молдавии пригласила своего земляка - российского режиссера, сценариста, дважды лауреата Госпремии России, члена Союза кинематографистов РФ и академика Европейской киноакадемии, кишиневца Николая Лебедева.

Его популярнейшие современные блокбастеры – «Легенда №17», «Экипаж» и другие, знают все. А вот о фильмах на военную тематику стоит поговорить отдельно, потому, что его фильм «Звезда» стал мировой классикой и входит теперь в списки лучших фильмов о Великой отечественной войне.

Кишиневцы хорошо знакомы с его творчеством: в 2016 году Николай Лебедев по приглашению медиа-клуба «Формат А3» побывал на родине с премьерой своего фильма «Экипаж».

«“Экипаж” Митты я смотрел в кинотеатре “Москова” в Кишиневе, страшно сказать - 40 лет назад», - вспоминает Николай. – «Он произвел на меня такое сильное впечатление, что я потом смотрел кино огромными пригоршнями».

Николай Лебедев заметил, что не является специалистом в военном кино - тем интереснее был разговор, который не ушел в военно-технические детали, а касался человека, его судьбы, чувства и мыслей. На сегодняшний день в коллекции мирового кинематографа - тысячи фильмов о буднях, победах, жизни и смерти солдат Второй Мировой. Зачем при всем многообразии хорошего, жесткого, трогательного кино продолжать снимать фильмы о войне? Востребованы ли сегодня новые киноработы, посвященные Победе?  

«Мне кажется, что хорошие фильмы нужны всегда, и хорошие фильмы снимать нужно. Я не думаю, что военная тема - это отдельная "заповедная" территория. Вторая мировая - это вселенская, всепланетная трагедия. Мне кажется, что эта война имела такое сильное воздействие на жизнь всех людей нашей страны, что об этом сложно не говорить, потому что это - часть личной истории», - сказал Николай.

Российский режиссер рассказал, как он начал снимать свой первый военный фильм – «Звезду». По одноименной книге Эммануила Казакевича уже однажды был снят фильм, но, по счастливой случайности, Николай не видел той военной ленты.

«Я был поражен: ко мне приходило много молодых артистов по 20-25 лет и у каждого из них была своя история, связанная с Великой отечественной войной. Сам я родился всего 21 год спустя окончания войны. Когда я рос, мне казалось, что это - дела давно минувших дней, а потом оказалось, что все это было очень близко. Прекрасно помню молодыми тех людей, которые воевали. Все они несли в себе память о войне. Кто-то рассказывал о ней, кто-то нет», - вспомнил гость медиа-клуба.

Николай разделяет личностное отношение к войне и художественное, признавая, что это - богатейшая тема для демонстрации человеческих качеств.

«Война, как и любая катастрофическая ситуация, проявляет человека очень ярко, и любое драматическое произведение рассказывает о человеке в экстремальных обстоятельствах. Они могут быть простыми, но всегда переломными. В этом смысле война - и страшный, и благодатный материал, потому что война очень ярко проявляет человеческое нутро. Это не значит, что она хороша и полезна - нет! Но с драматургической точки зрения она ставит героя в сложнейшую ситуацию выбора, и человек должен решать - кто он? И в этом смысле такие фильмы помогают очень ярко рассказать о своих персонажах», - поделился мыслями гость медиаклуба.

Николай Лебедев считает, что в кино зрителя больше трогают человеческие истории. Фильмы, где есть боль, любовь, драма, противостояние обстоятельствам, будут смотреть всегда. Самые яркие фильмы его личной коллекции: «А зори здесь тихие», «Судьба человека», «Летят журавли, «Баллада о солдате».

«Не баталии, а человек в этом крушащемся мире мне интересней всего. В этом смысле "Звезда" - это картина для меня очень локальная в смысле действия, но очень масштабная в смысле человеческих отношений. Мне были интересны ребята, которые были мальчишками, ушли на войну и не вернулись», - рассказал Николай Лебедев.
Не могли журналисты при разговоре обойти и тему переписывания истории, которая происходит у нас на глазах. Например, страны Балтии накануне Дня Победы решили обвинить Россию в искажении фактов о войне. Их поддержали министры иностранных дел Восточной Европы…

«Это все игры политиков. Политика - всегда грязное дело. И войну соорудили политики, а не обычные люди: не обычные немцы воевали, а политики, которые задурили им голову. На самом деле, очень жаль, потому что они всегда используют этот прием: найти врага. Его ищут повсюду, главное, чтобы можно было вцепиться вместе и решить свои проблемы. Я думаю, что большое количество людей и в Европе, и в России, и в Америке прекрасно понимают, что к чему».

Николай рассказал историю, которая произвела на него огромное впечатление. Он даже написал по ней сценарий, который, надеемся, когда-нибудь станет еще одним прекрасным кино.

«Это история молодого парня, которому было 27 лет, когда он попал в плен. Бежав, он оказался в партизанском отряде. Дело было в Белоруссии, которую немецкие войска к тому времени уже захватили, уничтожая еврейские поселения. В одном из них из 3000 человек осталось около 300, которые сумели сбежать в лес - старики, женщины, дети. Остальные были уничтожены. Но поразило меня другое: этот человек - 27-летний парень – взял под свое крыло стариков, женщин, детей и повел из через линию фронта, которая находилась за тысячу километров. Он шел по немецким тылам и вел к своим вот этих жителей маленького еврейского поселка. И он перевел спас практически всех. И никогда об этом не говорил. Он умер в 1974-м году, похоронен в Москве, зовут его Николай Киселев. Те люди, которые были детьми или дети тех, кого он спас, продолжают отмечать его День рождения и хранят память о нем. И это не политики, а обычные люди. Их жизнь разнесла по всем странам света. Для меня именно ЭТИМИ поступками характеризуется то, что происходило тогда, а не разговорами о идеологических войнах», - отметил российский кинорежиссер.

Николаю жаль людей, которые продолжают играть в антисоветчину вместо того, чтобы оценивать происходящее как взрослые люди, а не сорвавшиеся школяры, которые освистывают учительницу просто потому, что она их чему-то учила.

Из-за ситуации в мире у Николая Лебедева остановились съемки двух лент: «Мастер и Маргарита» и «Нюренбергский процесс». Мы надеемся, что жизнь скоро вернется в привычное русло и мы сможем увидеть новые работы Николая Лебедева на больших экранах.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*