События

Уроженец Кишинева режиссер Николай Лебедев: Когда говорят о сомнительных заслугах Советского Союза в войне, это очень грязная история!

Дарья Зимбельская, КП в Молдове Источник (ссылка откроется в новом окне)

По мнению известного режиссера и сценариста Николая Лебедева, это сознательное манипулирование, ведь во многих семьях есть те, кто воевал в Великой Отечественной войне – эти люди по сути собой закрыли от фашизма весь мир.

Международный медиа-клуб «Формат-А3» провел в Кишиневе онлайн встречу с известным российским режиссером и сценаристом, создателем популярнейших современных блокбастеров – «Звезда», «Легенда №17», «Экипаж» - Николем Лебедевым. Он, как и все мы, находится на самоизоляции. Пандемия коронавируса отодвинула планы режиссера, в том числе и творческие, касающиеся работы над фильмом о Нюрнбергском процессе. Онлайн-встреча была посвящена тому, надо ли продолжать снимать фильмы о войне и Великой Победе. Как считает Николай Лебедев, именно сегодня они очень нужны – когда обесценивается подвиг советского солдата, уничтожаются памятники, а настоящие герои остаются под снарядами информационной войны. «Комсомолка» пообщалась с нашим соотечественником и задала несколько вопросов.

- Ясско-Кишиневская операция считается одной из самых успешных и блистательных: закончилась победой войск Красной Армии, освобождением Молдавии и полным разгромом противника. Вы из Кишинева. Не возникало ли желания снять свой фильм о Ясско-Кишиневской операции? Тем более, что опыт работы над подобными темами у вас имеется. И очень удачный: вашу «Звезду» обычно включают в рейтинги лучших фильмов о Великой Отечественной.

- Уже есть прекрасная картина, снятая на киностудии «Молдова-фильм» режиссёром Николаем Гибу, - «Кодовое название „Южный гром“». Это первое. Кстати, очень напряженная история, популярная. С Аллой Покровской, Кларой Лучко. А второе: знаете, я никогда не снимал кино о событиях самих по себе. Мне были всегда интересны человеческие истории. Однако, если я найду такую историю на материале Ясско-Кишиневской операции, то почему бы и нет?!..

Военное кино снимать очень трудно. К сожалению, студия «Молдова-фильм», которая процветала в прошлом, сегодня представляет собой грустное зрелище. Я до сих пор пересматриваю, к примеру, «Красные поляны», «Последний месяц осени», «Между небом и землей» - картины, снятые на «Молдова-фильм». И я понимаю, что это был очень интересный кинематограф, который отражал время. И сейчас, общаясь с Гражиной Байкштите, которая сыграла главную роль в картине «Женщина в белом», снятом на «Молдова-фильм», мы с теплотой вспоминаем эту киностудию. Мне жаль, что она практически развалилась.

Я недавно был в Кишиневе, приезжал на съемки телепрограммы, буквально на два-три дня, и меня привели на студию «Молдова-фильм», я раньше бывал там: в этих павильонах, и на площадках, на улочках, на территории студии. Я взгрустнул, увидав то запустение, которое сейчас там царит. Хотя там продолжают работать чудесные люди. Встретился с вдовой известного молдавского режиссера Василия Паскару - Еленой Паскару. Чудесный человек, она меня водила по студии, показывала, что и как. На самом деле было больно наблюдать, что это место, практически намоленное, где собирались знаменитые актёры, работали замечательны мастера, сейчас находится в глубокой спячке.

Даже, если предположить, что начался большой проект, как например, кино о Ясско-Кишиневской операции, сейчас, чтобы его реализовать на «Молдова-фильм», нужно полностью все привозить. И не каждый продюсер на такое решится! Я надеюсь, что ситуация все-таки изменится. Очень хочется, чтобы в Молдове было свое кино. Раньше оно было замечательным, хочется, чтобы оно продолжалось.

- Есть ли у вас родственники, которые воевали? Вспоминаете вы их?

- Да, конечно. У меня воевали оба деда. С одним из них я был знаком. Он жил в Кишиневе, ушел в 1989 году, естественно, я его хорошо помню. А со вторым я не был знаком, ему было 40 лет, когда он погиб. Он был военный врачом, погиб под Харьковом. Мой дядя, которому было 19 лет, погиб под Веной в апреле 1945 года. Их обоих звали Николаями. Их памяти посвящена «Звезда», на первом варианте сценария я написал это.

А еще муж сестры моей бабушки воевал в партизанском отряде и был командиром партизанского отряда. Он, как и его жена, которая была связной в этом же партизанском отряде на Брянщине, жили в Молдове. Похоронены тоже в Молдове. Я помню их рассказы.

Но самое главное, что я понимаю – это не просто какие-то легенды, которые существовали где-то. И мы о них должны вспоминать не так, как, к примеру, вспоминаем, читая поэмы Гомера, о делах минувших дней. Это очень конкретные люди, которые рассказывали мне об очень конкретных вещах, происходивших с ними. Поэтому для меня Великая Отечественная война – это часть моей истории, истории моей семьи. И так у многих.

- На ваш взгляд, к чему могут привести попытки переписать историю и обесценить подвиг советской армии и советского солдата?

- Это политика! К сожалению, довольно грязное дело. Играли на этом давно, просто мы умели защищать свою историю. Другая была страна. Другой был строй. Другие были взгляды, не все благополучно для кого-то, может быть, но все-таки какие-то вещи ценились. Когда рухнул Советский Союз в конце девяностых, и позже я занимался «Звездой», мне было больно за происходящее с ветеранами. Ведь еще, скажем, в восьмидесятых, когда ветеран приходил в магазин, его пропускали вперед, это было правильно. Очереди были огромными, но они проходили вперед. И уважение было большое. А в конце девяностых их отталкивали в сторону: да вообще, кто вы вообще такие… Страшно! Это было на бытовом уровне. Сейчас это происходит на идеологическом.

Конечно, меня это очень тревожит. Мне это не нравится. Я не хочу отрицать заслуг и трагедии других стран. Боже упаси! Сейчас я работаю над картиной, посвященной Нюрнбергскому процессу, я вижу, как в единое дело победы над фашизмом вкладывались все страны. Даже в тех странах, которые официально выступали на стороны фашизма, было сопротивление. Люди рисковали своими жизнями, они гибли, и все для того, чтобы приблизить Великую Победу.

Но когда сейчас так откровенно начинают играть в то, что кому-то кажется, как могло бы произойти, если бы Гитлер не начал войну, а Советский Союз, и никакой заслуги советского солдата в Победе нет, мне это кажется безнравственным. Геринг на Нюрнбергском процессе говорил о превентивных мерах. Сейчас утверждают, что нападение на СССР - это была превентивная мера. Когда говорится о сомнительных заслугах Советского союза, мне кажется – это очень грязная история! Это сознательное манипулирование. Мы сами общались с ветеранами, теми людьми, которые по сути собой весь мир закрыли от фашизма.

- И последний вопрос. Топ фильмов для карантина от Николая Лебедева. Что вы сами смотрели из свежего?

- Я смотрю не свежее. А хорошее. Для меня хорошие фильмы всегда свежие. А новые фильмы совсем не обязательно, что хорошие. Я посмотрел сейчас ряд новых картин, но они меня как-то не впечатлили, поэтому продолжаю пересматривать то, что на меня производило огромное впечатление и давало очень сильный эмоциональный заряд. Если мы говорим о военном материале, это «Летят журавли», «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского – замечательного человека, с которым мне выпало счастье быть знакомым. Это «Список Шиндлера» Спилберга. Очень люблю эту картину, она, пожалуй, одна из моих самых любимых.

Из того, что относительно новое, я смотрел сериал, который мне понравился, хоть я и не смотрю сериалы (времени нет), называется «Вражда» - об отношениях двух популярных американских актрис Джоан Кроуфорд и Бетт Дейвис. Не люблю длинные структуры, но тут оторваться не мог. Пересматривал недавно Хичкока «Головокружение», «Инопланетян» Спилберга, люблю Мартина Скорсезе - «Отступники» и «Эпоха невинности». Это те картины, которые, что называется вставляют, и дают мне силы жить и испытывать эмоции.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

«Звезда» Николая Лебедева с момента выхода на большой экран в 2002 году входит в пятерку лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Картина возвращает зрителя в лето 1944 года. Красная Армия ведет бои на подступах к западной границе СССР. В тыл врага отправляется группа разведчиков, молодых ребят. Их позывные — «Звезда». Они должны выполнить задание, от которого зависит судьба фронта. И они выполняют его, ценой собственной жизни.
 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Николай Лебедев

8 мая, накануне Дня Победы, Международный медиа-клуб «Формат А3» говорил о том, зачем сегодня снимать фильмы о войне? Разговор на этот раз был почти родственный: студия медиа-клуба в…… →

Видео
Статьи