События

Николай Лебедев: «Я всегда любил кино и смотрел его большими пригоршнями»

Мария Буинчук, Молдавские Ведомости Источник (ссылка откроется в новом окне)

 

Накануне Дня Победы в онлайн-режиме прошло очередное заседание международного медиа-клуба «Формат А-3». Его гостем был наш земляк – российский режиссер, сценарист, дважды лауреат Госпремии России, член Союза кинематографистов РФ и академик Европейской киноакадемии, кишиневец Николай Лебедев.

 

В качестве режиссера он снял с десяток картин, среди которых известные «Легенда №17» - о хоккеисте Вячеславе Фетисове, «Экипаж», «Апостол»,«Волкодав из рода Серых Псов»,«Змеиный источник». Но наибольшую известность Лебедеву принесла кинолента о войне «Звезда», за которую в 2002 году ему и была присуждена Государственная премия России.

Война - материал страшный, но благодатный

Журналистов-участников «Формата А-3» интересовало, нужно ли снимать сейчас фильмы о войне, когда столько всего уже отснято? Насколько такие фильмы востребованы сегодня обществом?

«Мне кажется, что хорошие фильмы нужны всегда, и хорошие фильмы снимать нужно, - ответил режиссер. - Я не думаю, что военная тема - это отдельная "заповедная" территория. - Вторая мировая - это вселенская, всепланетная трагедия. Мне кажется, что эта война имела такое сильное воздействие на жизнь всех людей нашей страны, что об этом сложно не говорить, потому что это - часть личной истории».

«Я был поражен: ко мне приходило много молодых артистов по 20-25 лет, и у каждого из них была своя история, связанная с Великой Отечественной войной, - поделился своими мыслями гость медиа-клуба. - Сам я родился всего 21 год спустя окончания войны. Когда я рос, мне казалось, что это - дела давно минувших дней, а потом оказалось, что все это было очень близко. Прекрасно помню молодыми тех людей, которые воевали. Все они несли в себе память о войне. Это что касается личностной подоплеки. Но есть и художественные обстоятельства, которые нельзя вычеркивать».

«Война, как и любая катастрофическая ситуация, проявляет человека очень ярко, и любое драматическое произведение рассказывает о человеке в экстремальных обстоятельствах. Они могут быть простыми, но всегда переломными. - В этом смысле война - и страшный, и благодатный материал, потому что война очень ярко проявляет человеческое нутро. Это не значит, что она хороша и полезна - нет! Но с драматургической точки зрения она ставит героя в сложнейшую ситуацию выбора, и человек должен решать - кто он? И в этом смысле такие фильмы помогают очень ярко рассказать о своих персонажах».

«Когда я вспоминал военное кино, которое меня тронуло и волновало, я думал о фильмах с человеческой историей, о фильмах, где я увидел и боль, и любовь, и драму, и противостояние обстоятельствам. Скажем, «А зори здесь тихие», или «Судьба человека», «Летят журавли», «Баллада о солдате». Не военные баталии – а именно человек в этом крушащемся мире мне был интересен всегда. Кинокартина «Звезда» – в этом ряду. Очень локально в смысле действия, но масштабно в смысле человеческих отношений. Мне были интересны именно эти ребята, которые мальчишками ушли на фронт и не вернулись».

Спасибо обстоятельствам и Карэну Шахназарову, который в меня поверил

Как пришла идея снять «Звезду»?

«Идея – не моя», - честно признался режиссер. Все получилось неожиданно. В момент, когда Николай Лебедев закончил снимать картину «Поклонник», ему позвонили с «Мосфильма» и предложили перечесть одноименный роман Эммануила Казакевича - Карэну Шахназарову пришла идея сделать новую экранизацию. Первая была сделана еще в конце 40-х и легла на полку, поскольку то ли Сталину, то ли кому-то из его окружения показалось, что картина мрачная. И после смерти генералиссимуса, когда она уже вышла на экраны страны, имела у зрителя большой успех. Снял картину режиссер Александр Иванов. А Николай Лебедев, хоть и человек «насмотренный» и «всегда любил кино и смотрел его большими пригоршнями», «Звезду» Иванова почему-то пропустил.

Наверное, к счастью для себя, поскольку смог свежим взглядом посмотреть на использованный уже однажды материал. «Я взял с собой увесистый том Казакевича и поехал на «Мосфильм», - рассказывает режиссер. - По дороге в троллейбусе стал перечитывать книгу. И в какой-то момент понял, что обязательно буду снимать эту картину».

Все решил попавшийся ему на глаза эпизод. Двое главных героев - в книге их двое, а в картине трое -пробираются на немецкий грузовик; караван следует к секретной станции. И вдруг Николай представил себе, что в этот момент (у Казакевича это указывается, но не так объемно), в кузов грузовика забираются эсэсовцы. Садятся на край борта, а с другой стороны сидят разведчики. «Я вообразил, что в крытом кузове есть пробоины, и луч солнца пробирается сквозь эти пробоины и падает на лицо одного из разведчиков, укрывшихся в глубине кузова. И это лицо, освещенное солнечным лучом, отражается в стекле заднего вида. И эсэсовец это замечает».

Деталь? А как много для творческого человека она значит!

«Меня буквально пронзил этот образ, - рассказывает режиссер. - Моментально заработала фантазия, и я понял, что я безумно хочу снимать эту картину».

Много позже Николай Лебедев узнает, что к съемке картины поначалу были привлечены лучшие кинематографисты: Тодоровский, Говорухин и еще ряд других, которые по той или иной причине не взялись за постановку. Так в режиссерском кресле оказался Николай Лебедев. «Спасибо обстоятельствам и Карэну Шахназарову, который в меня поверил и привлек к этому делу», - скажет позже мастер.

Фильмы с реальными сюжетами – лучшие аргументы в идеологической войне

В ходе дискуссии журналисты затронули тему переписывания истории, которая стала особенно актуальной в юбилейный год Победы. Аккурат к 9 мая прибалтийские страны в ряде масс-медиа обвинили Россию в искажении фактов о Второй мировой войне. Ожидаемо их поддержали министры иностранных дел Восточной Европы.

«Это все игры политиков, - прокомментировал режиссер. - Политика всегда грязное дело. И войну соорудили политики, а не обычные люди: не обычные немцы воевали, а политики, которые задурили им голову. На самом деле очень жаль, потому что они всегда используют этот прием: найти врага. Его ищут повсюду, главное, чтобы можно было вцепиться вместе и решить свои проблемы. Я думаю, что большое количество людей и в Европе, и в России, и в Америке прекрасно понимают, что к чему».

Лебедев рассказал историю, которая произвела на него огромное впечатление. Он даже написал по ней сценарий, который, надеемся, когда-нибудь станет еще одним прекрасным кино.

«Это история молодого парня, которому было 27 лет, когда он попал в плен. Совершив побег, он оказался в партизанском отряде. Дело было в Белоруссии, которую немецкие войска к тому времени уже захватили, уничтожая еврейские поселения. В одном из них из 3000 человек осталось около 300, которые сумели бежать в лес - старики, женщины, дети. Остальные были уничтожены. Но поразило меня другое: этот человек - 27-летний парень – взял под свое крыло стариков, женщин, детей и повел их через линию фронта, которая находилась за тысячу километров. Он шел по немецким тылам и вел к своим вот этих жителей маленького еврейского поселка. И он перевел и спас практически всех. И никогда об этом не говорил. Он умер в 1974-м году, похоронен в Москве, зовут его Николай Киселев. Те люди, которые были детьми или дети тех, кого он спас, продолжают отмечать день его рождения и хранят память о нем. И это не политики, а обычные люди. Их жизнь разнесла по всем странам света. Для меня именно этими поступками характеризуется то, что происходило тогда, а не разговорами об идеологических войнах».

«Апостол» и новый взгляд на Нюренбергский процесс

После «Звезды» Николай Лебедев снял на телевидении военно-историческую драму из двенадцати серий «Апостол» - о работе советской контрразведки. Вернее, доснял ее после неожиданного ухода из проекта режиссера Геннадия Сидорова. В фильме снялись замечательные артисты: Евгений Миронов, Николай Фоменко, Дарья Мороз, Лариса Малеванная, картина получила высокую оценку у телезрителей. И был задуман третий фильм о войне - «Нюренбергский процесс».

Действие картины начинается в последние дни войны, а затем продолжается уже после войны. «Эта история трагическая и захватывающая», - говорит режиссер. –18 марта мы должны были выйти на съемочную площадку, а 15-го был объявлен карантин и съемки остановились».

Жаль. Хочется надеяться на то, что форсмажорные обстоятельства не остановят полностью процесс съемок,и после карантина кинематографическая жизнь вернется в свое русло. А Николай Лебедев порадует нас еще одной интересной работой в кино. И, может быть, даже не одной – гость клуба проговорился, что мечтает снять свою версию «Мастера и Маргариты». Что ж, будем ждать новых фильмов Николая Лебедева и новых встреч.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Николай Лебедев

8 мая, накануне Дня Победы, Международный медиа-клуб «Формат А3» говорил о том, зачем сегодня снимать фильмы о войне? Разговор на этот раз был почти родственный: студия медиа-клуба в…… →

Видео
Статьи