События

11.06.2020, Молдавия, Кишинёв

Эрнест Мацкявичус

Фото

В Международном медиаклубе «Формат А-3» состоялась очередная онлайн-встреча с известным российским журналистом, популярным телеведущим Эрнестом Мацкявичюсом.

Телезрителям со стажем Эрнеста Мацкявичюса специально представлять не надо. Он почти три десятилетия назад пришел на телевидение, за это время успел поработать на разных каналах, и уже 18 лет – на канале «Россия-1», является автором и ведущим программ «Вести» и «Вести +».

Есть у Мацкявичюса и педагогический опыт, он не первый год преподает журналистику будущим профессионалам в разных учебных заведениях.

Поэтому он с полным правом может судить о тенденциях развития и телевидения, которому посвятил жизнь, и о журналистике вообще. И тему встречи предложил именно он. Гость ярко, эмоционально и без тени менторства выразил свою точку зрения на многие явления в современной журналистике, прежде всего телевизионной. Тем более, что виртуальными собеседниками его были профессионалы.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, прозвучал почти сразу же: «Телевидение не умрет никогда. Как когда-то с появлением кино предрекали смерть театру, с появлением фото – смерть живописи, но этого не случилось, так и с появлением интернета не умрет телевидение».

Это утверждение Мацкявичюс подтвердил примером: после начала эпидемии к телевидению вернулись примерно 25% зрителей, которые раньше ушли в интернет. Людям важно получить всю информацию концентрированно, а не бродить по волнам сети, где царит полный разнобой.  

«Когда происходит что-то серьезное, то зритель хочет получить максимально проверенную и ответственную информацию, потому что официальные СМИ несут моральную ответственность перед зрителем и юридическую ответственность – мы не имеем права давать непроверенную информацию. Плюс, у каждого уважающего себя СМИ должна быть репутация, то есть оно должно сформировать репутацию, которой потом будет пользоваться, и которая будет работать на него – на СМИ.

Проверенная информация нужна, и чем больше такой информации поступает зрителю, тем он более охотно смотрит телевидение. У современного нашего зрителя огромное количество вопросов сегодня в связи с пандемией. И кто, как не государственное СМИ сможет собрать и предоставить в полной мере эту информацию? В ВГТРК работает 27 тыс. человек, и если надо, все они работают на основной новостной выпуск дня, чтобы дать зрителю всю полноту картины.
Если зритель усомнится в нашей объективности и нашей честности, и профессионализме, то в какой-то момент он перестанет нас смотреть, и мы потеряем смысл и как бизнес (а новости – это бизнес), потому что упадут рейтинги, и рекламодатель не будет покупать рекламное время в наших программах, и как канал связи с населением.

А власть как раз, наоборот, заинтересована, чтобы канал связи со зрителем сохранялся и был максимально убедителен, и чтобы зритель приходил на этот канал и верил ему. Поэтому злоупотреблять пропагандой не выгодно никому и никогда.

Мы можем зрителю подать факты, а выводы пусть он делает сам. В этом отличие нашей информационной программы от авторских программ. При этом ведущий должен обязательно выражать собственное отношение к событию, иначе зритель от нас отвернется».

Говорил Мацкявичюс о месте журналиста в условиях информационной войны, которая в современном мире расцветает пышным цветом.

«Я сформулировал такое определение, как «мобилизационная журналистика». Сейчас она именно такая: нам надо мобилизоваться, чтобы защититься от разных видов агрессивного воздействия «внешнего врага», который пытается удавку у нас на шее затянуть. Понятно, что мобилизационная журналистика предполагает определенную централизацию, потому что технология победы – это  сплотиться вокруг единого властного центра (лидера) и только так можно выиграть в этой войне. Но из этой позиции сложно выходить. мы сплачиваемся вокруг власти, власть к этому привыкает, и дальше рассказывать о ее «косяках» и искать «кучи», которые навалили те или иные представители власти становится труднее.

Я человек государственного склада ума. Но лобовая пропаганда вредна. Если хочешь зрителя в чем-то убедить, его надо подтолкнуть к определенным выводам, а не лезть напролом. И для этого ты должен сам верить в то, о чем говоришь».

В связи с этим гость затронул события, которые сейчас происходят в США, и о том, что к этой ситуации привело.

«СМИ США еще с 2014 года, а после 2016 года (после избрания Трампа) пустили вход все инструменты и методички гибридной войны и все пропагандистские свои приемы. Если раньше они это «токсичное оружие массового информационного поражения» использовали не на своей, а на чужой территории – за океаном, где рикошетом ничего не вернется, то сейчас  они это стали применять на своей территории. На мой взгляд, там сегодня происходят катастрофически опасные процессы и связано это с тем, что Америка не имеет прививки от гражданских конфликтов. Со времен их Гражданской войны у них конфликтов ни гражданских, ни серьезных военных не было. Это очень опасное состояние, которое лишает людей тормозов. У них нет антител гражданской войны, и этого джинна они могут выпустить из бутылки и обратно уже не запихнуть. Демократы думают, что этот управляемый хаос, который они культивируют, – действительно управляем. Но они сейчас подрывают государственный институт правопорядка и полиции, а считают, что это один из инструментов борьбы с Трампом, ту же технологию использовали и на Майдане, но только вот последствия ужасные. Они-то думают, что в любой момент это остановят, но это очень опасное заблуждение, потому что, дискредитировав институты власти, вы просто рискуете разрушить фундамент государственности, а с другой стороны – вы получаете себе армию лютых врагов».

«Журналистика – зеркало того времени, в котором она существует. Задача журналиста – соответствовать тому историческому этапу, свидетелем и участником которого он является. Я слушаю свою совесть и уверен: наша главная цель верная, мы идем к ней правильным путем, и мы победим!». И это прозвучало, как главный профессиональный принцип Эрнеста Мацкявичюса.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*