События

Если бы «Брестская крепость» дошла до «Оскара»…

Виктория Пасенко, «Друзья-Сябры» Источник (ссылка откроется в новом окне)

 В этом году исполняется 10 лет одному из лучших фильмов последнего времени о Великой Отечественной войне — кинодраме «Брестская крепость», снятой за бюджетные средства Союзного государства. Картина вошла, по версии многих сайтов, в ТОП-100 мирового кинематографа. Ветераны оценили ее очень высоко, с удовольствием ленту по сей день смотрят взрослые и «малышня».

Режиссер Александр Котт и актер Андрей Мерзликин на платформе ZOOM встретились с белорусскими журналистами, историками, культурологами и поговорили о том, почему современные кинематографисты вновь и вновь возвращаются к теме войны и какие фильмы нужны молодому зрителю.

Андрей Котт, режиссер картины:

— Перед началом съемок мы досконально изучили материалы, хранящиеся в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой». Это была практически научная работа, потому что мы рассказывали о реальных людях: Кижеватове, Фомине, Гаврилове. Всегда, когда берешься за тему, в которой есть реальные герои, очень важно с одной стороны не уйти в документальное кино, с другой – сохранить интонацию и не выдумывать. Максимально старались идти от реальности. Более того в фильме есть кадры, снятые по фотографиям, которые мы увидели в музее.

Многие говорят: «Ты не был на войне»… Это правда. Но все равно существует некая генетическая память. Так или иначе мы все воспитаны на советской литературе и советских фильмах, а поэтому ощущение того, что тогда происходило, у меня присутствовало. Более того, когда снимаешь о войне, невольно задаешь себе вопрос: кем бы ты лично стал в той ситуации? Героем? Предателем? Что бы чувствовал? Как переживал?

Я против искусственного поливания патриотизмом, на уровне жесткой пропаганды, когда люди не понимают, о чем говорят… Я дико против, чтобы в детском садике малышей одевали в военную форму, да еще с медальками. Я знаю ценность этим медалькам, потому что это всего лишь костюмы… Патриотизм — чувство очень личное, оно есть у всех. Задача — не превратить его в общее место. Это что-то необъяснимое порой. Ты имеешь возможность уехать и жить в другой стране, но понимаешь, что уже через десять дней тянет домой… Ты любишь родителей, семью, Родину – и это так естественно…

Кино смотрится и сегодня, говорю это без кокетства; оно не вызывает отторжения.

Сейчас работаю над новым проектом — про Карла Ильича Элиасберга, который собрал оркестр в блокадном Ленинграде, и они исполнили Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Состоит он из восьми серий… Потихонечку выходим из карантина, начнем в конце лета-осенью снимать. Выйдет в следующем году в августе, потому что исполнение симфонии было 9 августа.

Андрей Мерзликин, сыграл в фильме роль одного из руководителей обороны крепости Андрея Кижеватова:

— То, что кинематографисты пытаются затрагивать эту важную тему, – это все-таки хороший знак. Другой вопрос – насколько все у них получается. Уходит порой понятие художественности, да и высокие внутренние цензоры в отношении своей работы не всегда присутствуют. «Брестскую крепость» принял и оценил зритель. Мне кажется, что это успех. Конечно, сложно было в сжатые сроки снять такое масштабное кино. Но Александру Константиновичу оказывали мощную поддержку – российская и белорусская группы. Помогали и работники мемориала «Брестская крепость», они открыли архивы, которые обычно вообще никому не показываются… Если все, что увидели, отобразить на экране, то людей отпугнет подобный натурализм. Это чудовищно, поверьте… Но когда ты знаешь эти страшные документальные свидетельства, осознаешь, что агрессия была непомерного масштаба, что ранее люди с такой бесчеловечностью не сталкивались, драматизм произошедшего ощущаешь еще больше.

 

Незабываема премьера фильма! На территории Брестской крепости 22 июня 2010 года установили большой экран, поставили лавочки на берегу реки Мухавец. Присутствовали и ветераны, участники тех событий. И когда в четыре утра забрезжил рассвет, для нас трехчасовой фильм закончился, а для тех героев, которых мы играли на экране, все только началось. И был такой сильный эмоциональный эффект. Никто в конце фильма не начал разговаривать, делиться впечатлениями. Помню только, как кто-то первый взял подарочные сувенирные фляжки, на которых было написано «Брестская крепость», подошел к реке, набрал воды и пошел в сторону памятника «Жажда». И стал солдату выливать воду. И после так сделал каждый гость. Эта молчаливая акция впечатлила сильнее, чем какие-либо отзывы. Я уехал с ощущением того, что произошло что-то важное. Более того, что-то важное для меня.

Недавно сын Федор, ему 13 лет, попросил посмотреть «Брестскую крепость», собрал всех друзей. Я вытащил телевизор прямо на улицу, позвал соседей. Взрослые уже видели картину, а дети впервые смотрели это трехчасовое кино. Увлеклись так, что и не заметили, как комары покусали. Причем среди зрителей были и 7-13-летние, и им было все понятно… Лозунгов, плакатов в кино нет, никто ни к чему не призывает. Эмоциональность, документальность, простота… Уверен, что картина с годами не потеряет своей актуальности. Ну а патриотизм — вопрос внутреннего воспитания. Если родители сказали, что все это ерунда, неправда, то тогда не стоит вообще рассуждать, зайдет ли этот фильм молодым или нет…

Киносценарист Александр Нилов:

— Абсолютно выдающаяся картина. Когда-то Угольников говорил, что ее хотели выдвинуть на «Оскара». Почему не выдвинули? Для меня совершенно понятно… Все советские и российские фильмы о войне созданы на основе либо реальных событий, либо выдающихся литературных произведений, написанных в большинстве своем писателями-фронтовиками. Западные фильмы подобной тематики, например, «Спасти рядового Райана», «Ярость», на мой взгляд, в чистом виде пропагандистское кино. Отличное, мощное. Добротно сделанное и оцененное, кстати, соответствующим образом. Но речь идет о сути происходящего. Ведь то, что там показано, — это выдуманная история. В реальности не было такого! Если бы «Брестская крепость» по-честному дошла бы до номинации «Оскар», думаю, что вязла бы не одну статуэтку. И Андрей Мерзликин – первый претендент на эту роль!

Доцент кафедры литературно-художественной критики факультета журналистки БГУ, кандидат филологических наук Владимир Капцев:

— Я неплохо знаю поколение Z, потому что имею опыт работы в гимназии в 9-ых классах. В этом году программа по литературе атомная: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», советские авторы… Как вы думаете, какое произведение на детей произвело самое большое впечатление? Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие»! Дети с удовольствием смотрели одноименные фильмы, и к моему удивлению, им больше понравился черно-белый вариант Станислава Ростоцкого. Со мной на сегодняшнюю встречу пришла девочка-гимназистка, которая в этом году поступает на журфак БГУ. Она в восторге от этой картины. Как и ее одноклассники.

Сложно сказать, в каком жанре снята «Брестская крепость». Что это – хроника, эпопея, история человеческих судеб? Или все вместе взятое? Если поколение Z будет воспринимать картину как нон-фикшн, ничего плохого в этом нет. Кстати, «Брестская крепость» рекомендована к просмотру, она попала в школьную программу.

Киносценарист Вера Савина:

— Я была когда-то в Москве на встрече с Сергеем Параджановым в Доме кино. Он тогда собирался снимать «Слово о полку Игореве», — вспоминала киносценарист Вера Савина. — Он рассказал, что на худсовете было много претензий: режиссер хотел одеть русское войско не в шлемы, а в такие железные воронки, куда обычно наливают жидкости. К этому члены худсовета отнеслись отрицательно. На что Параджанов ответил: «Во что будет одето русское войско, неважно, гораздо важнее, как заплачет Ярославна на стене Путивля». И сегодня мы должны говорить прежде всего о художественности, о силе воздействия, об образах и героях. Мне кажется, что это Великий фильм о Великой войне. Он вызывал редкое для меня в последние годы ощущение — сочувствие и сопереживание. Очень сильные эмоции. Сегодня чаще всего фильмы о войне смотришь в лучшем случае с любопытством. А в этой истории душа болит. И это важно. Герои фильма напомнили мне самураев, для которых такие понятия, как честь, доблесть любовь к родине и близким в жизни первостепенны. Спасибо вам за картину!

Второй секретарь ЦК КПБ Георгий Атаманов:

— Наша молодежь воспринимает те далекие для нее события несколько иначе, но генетическая память, о которой говорил Александр Котт, существует. Если в семье родители рассказывают детям о войне, помнят предков, чтут традиции, уважают культуру, то вырастет нормальный, патриотически настроенный ребенок. Сегодня много попыток сфальсифицировать, переписать историю, много неправды, наносного… Эти лжеисторики – внуки полицаев, предателей… А за картину спасибо! Пожелание лишь одно – чтобы таких фильмов у нас снималось как можно больше!

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Котт, Андрей Мерзликин

«Повод собраться – 22 июня, трагическая годовщина нашей истории, день, когда началась Великая Отечественная война и когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Но в связи с тем,…… →

Фото
Видео
Статьи