События

Светлана Тома: «Из толпы я выделяться не люблю!»

Леонид Рябков , "Комсомольксая правда в Молдове" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Лучшая актриса молдавского кино рассказала «Комсомолке», как возродить молдавское кино, почему в России мало знают о Молдове и какой Кишинев ей по душе.

- Последний раз я была в Кишиневе года четыре назад. Это был мой юбилей, я была в молдавской столице всего полтора дня. Меня приглашало руководство Министерства культуры, я приехала, и срочно собирали журналистов, потому что никакой рекламы по поводу моего приезда почему-то не было. Я была крайне удивлена этим, потому что со мной договаривались за полгода до моего приезда. Все равно я очень люблю Кишинев, с радостью сюда приезжаю! Когда самолет шел на посадку, я сказала: «Я так взволнована, будто лечу на свидание с возлюбленным!» Вот такое чувство у меня возникло... Это мой город, в котором я родилась, здесь моя энергия...

А Кишинев, на ваш взгляд, сильно изменился?

Я только из аэропорта - в гостиницу, город еще не успела увидеть. Ножками надо по городу походить. Я увидела новые здания, успела заметить тот старый Кишинев, который очень люблю... Новый Кишинев для меня совершенно чужой. Понятно, что город строится - это нормально. Но для меня Кишинев — тот старый город с зелеными дворами, с воротами. Я жила когда-то на улице Фрунзе, угол Жуковского.

А на кишиневских улицах вас узнают?

Я особо не замечаю реакции прохожих. Думаю, никому в голову не приходит, что я — в Кишиневе. Тем более, что я сливаюсь с толпой и стараюсь не выделяться, чтобы обратить на себя внимание.

Тема вашего творческого вечера - «Культура без гражданства». А вы сами что вкладываете в эту фразу?

Безусловно, культуру без границ! Мы с одинаковым удовольствием смотрим картины Дали и слушаем Венский симфонический оркестр. Это тот язык, на котором говорят люди разных национальностей, убеждений и религий. Молдавских художников, например, любят и знают в России и в Италии. Мой самый известный фильм «Табор уходит в небо» весь мир объехал, я была с ним на всех континентах. Это язык межнационального общения! Когда музы говорят, пушки молчат.

Поэтому надо, чтобы музы чаще между собой общались, а люди искусства приезжали друг к другу в гости. Мне хочется, чтобы о моей родине знали за пределами Молдовы. Когда-то здесь работала киностудия, на которой снимались хорошие фильмы, работали талантливые ребята. По фильмам Лотяну, к примеру, узнали, что есть такая прекрасная страна — Молдавия. Мне очень жаль, что сегодня о Молдове очень мало знают и моя родина не позиционирует себя, во всяком случае, в России. Может, делает это на Западе... Но мне, как человеку, выросшему здесь, начавшему здесь свою карьеру, хочется, чтобы о Молдове в России знали больше. Меня, несмотря на то, что много лет живу и работаю в Москве, воспринимают, как человека из Молдавии. От этого уже никуда не деться, это уже на всю жизнь! И когда я рассказываю о прекрасном ансамбле «Жок» или о театре «Лучафэрул», на премьеры которого приезжали даже из Москвы, я думаю: «А что сегодня здесь происходит? Чем сегодня может гордиться моя Родина и я вместе с ней?» Кино нет, к сожалению, не знаю.

В Москву молдавские театры не ездят. А хорошо было бы приехать и показать свои спектакли московской публике! Москва все-таки - Мекка искусства, город, где сосредоточена культура! Было бы интересно там заявить о себе. В Москву стремятся лучшие. Мне очень жаль, когда спрашивают: «А почему молдаване не приезжают?» Я только развожу руками. Я из Молдавии, но еще из ТОЙ Молдавии!

Условно говоря, грузинское кино благодаря тонкому лиризму, иронии, юмору ни с каким другим не спутаешь, как, впрочем, и фильмы Кустурицы. А молдавское кино, я имею в виду старое, чем-то выделяется?

Я никого не хочу обидеть, но фильмы молдавской киностудии определяли картины Лотяну. Были замечательные ребята: те же Влад Иовицэ, и Валерий Гажиу, и Василий Паскару, и Николай Гибу. Они снимали хорошее кино. Если бы они снимали такое кино сегодня - это были бы шедевры! Но все-таки уровень кино и узнаваемость определялись по Лотяну. Смотрите, он снял «Красные поляны» - это был мой дебют, который в Италии сразу завоевал награду, я получила приз зрительских симпатий... Фильм «Лэутары» получил «Серебряную раковину» в Сан-Себастьяне.

Кстати, вы правильно заметили по поводу грузинского кинематографа - замечательный совершенно кинематограф со своим лицом. У Молдавии тоже есть свое лицо. Его надо просто взять и показать! (Светлана Андреевна тут откинула волосы и ладонями растянула свое лицо). Показать всему миру: вот мы какие! А как мы можем показать?! Ну как?! Только через культуру, только через искусство! Больше никак! Мы ничем другим удивить не можем. То, что мы хотим быть как все - это ужасно! Выжить и заявить о себе можно только благодаря индивидуальности. Нет, я верю, я очень хочу, чтобы здесь рождались таланты. Такая земля не может не рождать таланты! Эта земля создана для того, чтобы пестовать таланты, но надо им помогать. Я с вами общаюсь, а вспоминаю Эмиля Владимировича Лотяну. Он как раз и занимался тем, что выращивал актеров и выпускал потом в мир.

Сегодня нет никого, кто бы этим занимался. Но этим заниматься надо! Сколько есть замечательных ребят! А получается, что это никому не нужно. Но это же неправильно! Многие из них уезжают из страны. Я тоже уехала в Москву, потому что здесь полный развал начинался. А Лотяну был человеком неравнодушным. А неравнодушные люди — они очень неудобные. Даже после второго отъезда он все равно так любил Молдавию, так гордился ею... Были неравнодушные люди, у них это все шло от души, от сердца. И на этом никто из них не зарабатывал. Для них это была такая человеческая, творческая необходимость: я умею, значит, я хочу этому кого-то научить. Видите, у меня получился такой страстный монолог, потому что... Знаете, я живу в Москве рядом с молдавским посольством, так судьба распорядилась, и постоянно прохожу мимо... И Молдавия, получается, всегда со мной! Даже таким образом. Выхожу из дома - и обязательно мимо посольства прохожу. Молдавия все время со мной (смеется).

Киностудия «Молдова-филм» практически прекратила свое существование... Как нам возродить молдавское кино? Понятно, что здесь немалые средства нужны...

Должна быть воля многих ведомств, просто волевое решение должно быть. Как долго формировалась студия, а как быстро ее разрушили! В один миг! Я уверена, что есть люди, которые работали бы, но надо создавать все заново. Не только режиссеры делают кино. Здесь были уникальные цеха,уникальные гримеры, даже уникальные осветители! Не режиссеры, операторы и артисты делают кино - множество разных профессий в этом процессе задействовано! Здесь такие были постижеры! Казалось бы, сделать бороду и усы... Но это надо уметь! Сделать фонарь, парик... Этим занимались специальные люди, это были ПРОФЕССИИ! Люди этих профессий выращиваются! Можно взять человека с улицы, но его надо брать молодым и научить всему. А этих мастеров ведь разогнали... Где они?! Кто этому будет учить?! Сейчас надо все по крупицам собирать и заново выращивать целую плеяду мастеров разных профессий, которые участвуют в создании фильма. И потом со мной работали люди, которые это все любили. Кино — такая профессия, которая не терпит равнодушных. Кино принимает только тех, кто заболел им и без этого жить не может.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Светлана ТОМА

25 августа в предпраздничном Кишиневе побывала Светлана Тома. Почти два часа заслуженная артистка России и народная артистка Республики Молдова общалась со своими земляками, теми, кто знает и…… →

Фото
Видео
Статьи