События
23.07.2020, Для всех Никита Высоцкий |
«Высоцкий и мы»: тема размышления участников онлайн-беседы на площадке ZOOM, состоявшейся под эгидой Международного медиаклуба «Формат А-3». Накануне памятной даты — 40-летия со дня смерти великого поэта — поклонники его творчества вместе с известным актером, кинорежиссером, сценаристом Никитой Высоцким говорили о том, что значит имя его отца для истории страны и каждого из нас в отдельности. Некоторые из собравшихся знали Владимира Семеновича лично, другиезаочно, третьи родились уже после его кончины. Но объединяло всех одно: в биографии каждого участника диалога был такой пиковый момент – встреча с творчеством Высоцкого. Для одних это школьный эпизод, для других – впечатления первых студенческих лет, а для третьих — эмоции совсем ранней детской поры. Голос великого барда, по словам выступавших, слился с событиями взросления, самоопределения, первичной ориентации в мире, а впоследствии стал атрибутом времени. В его песнях – много крови, пота, дыма, грязи, земли и сердца. Это не искусно, не искусственно, а ярко и зримо, подчеркивали выступающие. Отмечали, что Владимир Высоцкий ничего не скрывал от зрителя и слушателя, не оставлял для себя, про запас, а раскрывался так, будто это последняя исповедь. Подчеркивали, что артист и певец обнажал людей, показывая истинные, изначальные черты, присущие человеку, — доброту, злость, терпимость, ярость, благородство. У него не было половинчатых героев – они все цельные, целые и обнаженные. «Он рассказывал обо всем и мыслил настолько широко, что мог говорить одинаково талантливо о жизни и смерти, о Боге, Победе, героизме, патриотизме и о вещах, которые близки и понятны каждому. Это по-настоящему русский поэт, который сказал так много о том времени, что нам еще предстоит осмысливать его бесспорные и очевидные истины», — заявил народный артист Беларуси, режиссер театра и кино, руководитель Театра-студии киноактера, недавний лауреат премии Союзного государства Александр Ефремов. «Своей задачей вижу именно продвижение отца во времени сегодняшнем. Проблемы на этом пути возникают скорее не политические, а человеческие: мы начинаем теперь как бы «формовать» прошлое, боимся вещей, которые трудно вписываются в современные реалии», — признался Никита Владимирович, являющийся еще и директором культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке». — Однажды, заполняя анкету, которая ходила в кругу его коллег, на вопрос «великие люди из тех, кого знаешь», отец написал: «Ленин и Гарибальди». Сегодня для некоторых Ленин — воплощение мирового зла. Разве был Высоцкий ленинцем, партийным или, не дай Бог, сталинистом? Не стоит, наверно, навязывать прошлому оценки XXI века. Да и кто знает, насколько они лучше или правильнее, чем оценки предыдущих поколений? Надо стараться быть от этого свободными. А вообще, повторюсь, считаю, что самое главное, чтобы Высоцкий звучал, чтобы наши дети слышали его голос и песни. Он уже переведен более чем на 70 языков мира, надеюсь, эти переводы хорошие. Конечно, хочется, чтобы о нем говорили правду, в том числе и о фактах биографии. Ведь существует огромное количество откровенной лжи, клеветы, мифов, причем мифов порой доброжелательных, но неправдивых». Выступающие отметили парадокс: поэту старались приписать ореол антисоветчика, а он стал одним из символов Советского Союза, потом и России. «Скользкая тема. Пытался ответить на этот вопрос, но не очень получается, потому что добавляю в рассуждения слишком много от себя, своей жизни и опыта. Он был самим собой, не входил ни в какой-либо лагерь и при этом принадлежал всем. Его и сегодня считают своим люди из разных политических, культурных, социальных слоев. В нем что-то находят и «эмгэушная» профессура, и ребята из бывших советских республик, которые развозят в Москве пиццу… И это не потому, что он был похож на всех или был одновременно либералом и патриотом, прыгая из лагеря в лагерь… А потому, что ему хватало мужества оставаться таким, как есть. Считаю, что, конечно, отец был патриотом, ведь патриотизм – это любовь, а не некая рациональная позиция человека. Это была страна, которая называлась Советский Союз, и он был советским человеком. А, значит, человеком белорусским, молдаванским, литовским... Многие говорят, что сегодня «он был бы на баррикадах, а не с ОМОНом»…Он был бы со своим народом! Как и при жизни! И думаю, не случись его смерть 40 лет назад (хотя это невозможно представить), у него хватило бы силы и внутреннего света, чтобы продолжать любить свою страну и свой народ». В середине беседы в чат ZOOM пришел вопрос из Минска о недавнем скандале, связанном с размещением ФБР на странице в Facebook рекламы своего ведомства на русском языке с кадром из телесериала «Место встречи изменить нельзя», где изображен Глеб Жеглов. «Как вы к этому относитесь? Не нарушено ли здесь этическое и законодательное право?» — поинтересовалась слушательница. «Скорее всего, это небольшая компания, третья-четвертая «производная» от ФБР, которая занималась привлечением наших бывших сограждан, живущих там, к сотрудничеству с ФБР. Очевидный косяк ребят, которые что-то там на коленке делают, – заявил спикер. – Я попросил своего юриста написать письмо, мы его оправили. Они очень быстро сняли рекламу, поняв, что серьезно нарушены права, в том числе имущественные. Ведь у картины есть конкретные правообладатели. Понятно, что иностранцу судиться в Америке сложно, но скандал мог бы получиться грандиозным. На мой взгляд, это глупость, неосторожность и такое легкое хамство. Посмотрим, что будет дальше. Первоначальная реакция была очень жесткая, причем простых людей…» Литовский журналист попросил прокомментировать информацию о том, что Высоцкий будто бы планировал уехать в США. «Он хотел поработать в американском кино, записаться в студии, потому что здесь такой возможности не было. Он верил в тамошнюю медицину, думал, что смогут ему помочь, – рассуждал гость клуба. – Отец и его близкие понимали, что его жизнь заканчивается. Это было не желание эмигрировать, а попытка сделать какой-то рывок, выскочить из ситуации, в которой оказался… Причем она связана не только с болезнью, но и с тем, что творчество было для него архиважным делом, он рассчитывал снимать в качестве режиссера, а в этом ему было отказано. Он пробовал достучаться в разные кабинеты, но упирался в непробиваемую «ватную» стену. Перспектива поездки, а, значит, неких возможных перемен помогала ему справляться с проблемами. Повторюсь, это была бы не эмиграция, а возможность в течение года-полутора лет поправить здоровье и поработать. Без своей страны и без своего языка он бы не существовал. Он говорил об этом много раз. Близкие и друзья об этом хорошо знали». Вопросов из разных стран бывшего СССР поступило такое количество, что понадобилась бы не одна встреча в рамках медиаклуба, чтобы успеть ответить, хотя бы бегло, на каждый из них. Столь пристальное внимание к гостю свидетельствует о том, что, как сказал один из спикеров, по-прежнему всех нас, постсоветских, объединяют три темы: Гагарин, Победа и Высоцкий. «Слушая нашего гостя, я будто бы слышал сегодня самого Владимира Семеновича. Дело даже не в похожести голоса и не в родственных связях, а в душевной близости. У меня есть традиция: два раза в году, 25 января и 25 июля, на полную громкость включаю дома песни Высоцкого, — сказал в заключительном слове модератор, известный белорусский политолог и публицист Вадим Гигин. — Уверен, что по всей планете так делают очень многие люди. Высоцкий умер 40 лет тому назад, но все эти годы он по-прежнему с нами. И так будет всегда! Потому что его талант и гений нельзя измерить словами! В день его похорон мне было три года. Но я счастлив, что знаком с его творчеством и что мы можем слушать его песни. Огромное спасибо, Никита Владимирович, за то, что храните память о нашем кумире, о гении и символе нашей страны». |
|
|
Ваш комментарий