События

Не поэт, не музыкант, не актер, но гений: медиа-клуб «Формат А-3» провел онлайн-встречу «Владимир Высоцкий: взгляд из 21 века»

Виктор Мохань, «Гродненская правда» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Андрею Тарковскому на одной из встреч со зрителями передали записку с просьбой рассказать об одном человеке. Режиссер то и дело перекладывал ее с места на место, как будто не решаясь ответить на вопрос. В конце концов Тарковский все же начал говорить:

– Этот человек – не поэт. Поэты – это Пушкин, Лермонтов и другие. Музыкант? Тоже нет.

В зале начал раздаваться тихий гул.

– Он и не актер, я работал со многими актерами за свою карьеру, поэтому говорю это с полным убеждением.

Из зала выкрикнули:

– Так кто же он?

– Он – гений, – спокойно ответил режиссер. – И не в том смысле, что я как будто ему сейчас «пятерку» поставил. Это тот человек, через кого с нами разговаривает время.

Вот так емко культовый советский режиссер описал не менее культового человека для всей советской эпохи – Владимира Высоцкого.

Для всех поклонников Владимира Семеновича цифра 25 имеет свое, особое значение. 25 января Владимир Высоцкий появился на свет, а 25 июля исполнится 40 лет с того момента, когда он ушел из жизни. Специально к этому событию международный медиа-клуб «Формат А-3» организовал онлайн-встречу «Владимир Высоцкий: взгляд из 21 века» с актером театра и кино, кинорежиссером, сценаристом и театральным педагогом Никитой Высоцким.

В качестве одного из гостей организаторы пригласили также народного артиста Беларуси, кинорежиссера, актера и сценариста Александра Ефремова. Вот как он описывал свои эмоции, когда впервые услышал песни Высоцкого:

– Хотелось, чтобы в этот момент рубашка была расстегнута, ее бы трепал хлещущий по щекам ветер – вот что я тогда испытал. В его стихах было столько мужского и необузданного...

Почему же Высоцкий цеплял до дрожи и пронизывал до глубины души своими стихами и тогда, при жизни, и сейчас, спустя 40 лет? Это попробовал объяснить его сын:

– Место Высоцкого никто не занимает, потому что он, я надеюсь, еще не стал глубокой историей. По крайней мере, мне хочется в это верить, ведь такие открытые чувства и беспощадное отношение к себе – это очень несовременно. Он оставил такой след, потому что всегда был настоящим, натуральным.

На онлайн-встрече собрались гости и журналисты со многих постсоветских стран: России, Беларуси, Молдовы, Литвы и Латвии. Один из литовских корреспондентов поднял довольно интересный вопрос: правда ли, что Высоцкий какое-то время планировал перебраться в Америку?

– Да, отец мог уехать в Америку. У него были предложения сниматься в американском кино, были планы и записаться в студии. Нет, дома у него была комната с практически профессиональным оборудованием, но со студией все же не сравнилась бы. Вместе со своим администратором, импрессарио Валерием Янкловичем они к этому готовились, но это в основном была такая мысль... Знаете, о которой подумаешь – и улыбнешься. Но речь ни в коем случае не шла об эмиграции – полгода-год, чтобы поработать и поправить здоровье, потому что и близкие, и сам Владимир чувствовали приближающуюся смерть.

Помимо творческой карьеры, Никита Высоцкий также является директором культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке». Музей неофициально появился практически сразу после смерти артиста: к театру на Таганке люди приносили не только цветы, но и кассеты с его песнями, самиздатовские книжки со стихами, пластинки. В конце концов будущую экспозицию перенесли в театр, а затем в 1992 году музей памяти Высоцкого открылся официально. Экспонатов становится все больше, появляются уникальные записи, которые когда-то считались утерянными. Иногда история отдельных вещей весьма курьезна:

– К нам однажды попала книжка братьев Стругацких, на форзаце которой Высоцкий написал песню, – рассказывает Никита Высоцкий. – Это произошло на съемочной площадке в Беларуси, и книжку тогда банально “стянули”: Стругацкие были в то время безумно популярны, и их было не достать. Однако через много лет книгу с черновиком песни и автографом Владимира Семеновича нам вернули.

– Я прекрасно понимаю, что музеи – это не то место, куда ринутся люди после снятия пандемических ограничений, - делится сын артиста. - Однако я не раз наблюдал, когда молодые люди копаются во время посещения музея в гаджетах – которые, кстати, они должны были на входе сдать – и на выходе из гаджета я слышу голос Высоцкого. Почему так? Если он попадает человеку в душу, то потом он будет с ним жить и ему помогать.

Один из вопросов как раз касался увековечивания памяти о Высоцком, и почему бы этого не сделать лично сыну, как это делал Андрей Тарковский, не раз использовавший стихи своего отца в фильмах. Никита Высоцкий отозвался об этой идее весьма сдержанно:

– Вот вы вспоминаете «Зеркало» Тарковского, но вы же помните – это очень интимная, личная картина. Конечно, не раз приходят в голову мысли, чтобы сделать что-то, связанное с отцом. Но я себя останавливаю. Хотя хочу поставить спектакль, в котором отец хотел сыграть перед смертью вместе с Демидовой – «Игра на двоих» Уильямса.

Нельзя подгонять людей тех времен под рамки современных мнений. Например, в 1971-м году Владимир Высоцкий написал в анкете, что восхищается больше всего двумя людьми: Лениным и Гарибальди. Сейчас это вполне может вызвать волну возмущения у многих. Однако творчество Высоцкого живет, пожалуй, вне времени и даже вне смерти: его песни, переведенные на 70 языков, звучат по всему миру. И как минимум два дня в году – 25 января и 25 июля – многие вводят в различных музыкальных сервисах имя Владимира Высоцкого в поисковую строку, ставят пластинки или аккуратно перематывают кассетную ленту, чтобы послушать любимые песни.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Никита Высоцкий

«Высоцкий и мы»: тема размышления участников онлайн-беседы на площадке ZOOM, состоявшейся под эгидой Международного медиаклуба «Формат А-3». Накануне памятной даты —…… →

Фото
Видео
Статьи