События

«О Высоцком много лгут»

Елена Николаева, «7 дней» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Накануне скорбной даты, 25 июля, мы поговорили с его сыном, известным актером, кинорежиссером, сценаристом Никитой Высоцким о самом большом потрясении в день похорон отца, «неудобной» анкете поэта и современных подражателях.

О дне похорон

У меня, 16-летнего парня, в день похорон отца было невероятное потрясение. Мы приехали в Театр на Таганке, где проходила церемония прощания, очень рано – было еще темно. Я тяжело переживал смерть папы. Помню, вышел часов в 11 на улицу через служебный вход, который тогда был на Садовом кольце, чтобы вдохнуть немного свежего воздуха. Увидел, как мне показалось, море людей. И вдруг понял: они испытывают те же чувства, что и я, а может быть, даже более сильные… Тогда еще подумал: мне ведь проще – сижу в театре, на удобном стуле, а они стоят с цветами на улице под палящим солнцем и ждут, когда гроб с моим отцом вынесут…


Об анкете поэта

Мы жили в Советском Союзе, и Высоцкий был советским человеком – белорусским, молдаванским, литовским… Сейчас своей задачей вижу продвижение памяти об отце. Но на этом пути есть проблемы: мы начинаем теперь как бы «формовать» прошлое, потому что боимся тех его фактов, которые трудно вписать в реалии. Например, однажды, заполняя анкету в кругу коллег, на вопрос «великие люди из тех, кого знаешь», отец написал: «Ленин и Гарибальди». Нормальный ответ по советским меркам. Но сегодня для некоторых Ленин – воплощение мирового зла. А потому у них папина запись в той анкете вызывает много противоречивых чувств. Я же считаю, что не стоит навязывать прошлому оценки XXI века. Надо стараться быть от этого свободным. Разве был Высоцкий ленинцем, партийным или, не дай Бог, сталинистом? Никогда! Конечно, я хочу, чтобы о папе говорили правду, в том числе и о фактах его биографии. Пока о его жизни много врут, клевещут, сочиняют мифы – порой добрые, но неправдивые.


О книге из Минска

Музей Высоцкого имеет статус государственного. А возник он буквально в первые часы после смерти отца, когда люди понесли к Театру на Таганке не только цветы, но и дорогие для себя вещи – его записи на кассетах, фотографии, посвящения. После похорон было велено убрать этот живой мемориал. Так все его содержимое оказалось в театре. А в 1992 году появился Государственный культурный центр-музей «Дом Высоцкого на Таганке». Ядро коллекции – то, чем владела наша семья. Отцовские родители – мои бабушка и дедушка – решили, что государству должны принадлежать его архив, библиотека, личные вещи, фотографии. Коллекция музея пополняется до сих пор, иногда появляются записи, которые считались утерянными, неизвестные, редкие фотографии. Много лет назад из Минска мне передали фантастическую повесть братьев Стругацких «Страна багровых туч», где на форзаце отец записал песню. Книжку на студии кто-то стянул – Стругацкие были очень тогда популярны... Прошло много лет, и человек эту книгу с автографом Высоцкого принес в музей. Экспонат стал частью коллекции из более 50 тыс. единиц.


О подражании

Иногда артисты пытаются сделать что-то «а ля Высоцкий». Порой это выглядит смешно. Думаю, главное в Высоцком не то, что он кричал в песнях или был чрезвычайно откровенен, практически публично исповедовался… Он – натуральный! А этого и тогда не хватало, и сейчас – в дефиците. Мы живем, как выразился кто-то из писателей, по колено во лжи.

Высоцкий, на мой взгляд, продолжает быть и в сегодняшнем дне. Он не стал еще глубокой историей. Возможно, ошибаюсь, обманываюсь... Но мне хочется именно так видеть ситуацию.


Справка БЕЛТА +:

Дед Высоцкого по отцу родился в Бресте, и сам Владимир Семенович не раз приезжал в Беларусь. Здесь он записывал песни для кинокартины Виктора Турова, давал концерты. А в Новогрудке Высоцкий, по сути, провел медовый месяц с Мариной Влади.


МНЕНИЯ:

«Он действует гипнотически и на нынешнюю молодежь»

Народный артист Беларуси, режиссер театра и кино, руководитель Театра-студии киноактера лауреат премии Союзного государства за 2019–2020 годы Александр Ефремов:

– В чем выражался удивительный талант Высоцкого? Слушаю, скажем, песню «Кони» и понимаю, что ей суждено жить в веках. В ней есть философия и личностные переживания, удивительно грандиозные смыслы – о человеческой жизни, о страхе потери, о духовности. Она – то ли гимн, то ли молитва... Высоцкий рассказывал обо всем и мыслил очень широко. Он мог говорить о жизни и смерти, о Боге, Победе, героизме, патриотизме и многих вещах, которые близки, понятны всем… Это по-настоящему русский поэт, который сказал о времени, о себе и о нас то, что нам предстоит воспринять как бесспорные истины.

Бывший редактор, директор на объединении «Телефильм» киностудии «Беларусьфильм» Изольда Кавелашвили:

– Песни Высоцкого в кино впервые прозвучали именно у белорусского режиссера. Жаль, что об этом не сказано в статье Википедии. На «Беларусьфильме» вышло семь картин с участием Владимира Высоцкого. В 1966 году для фильма Виктора Турова «Я родом из детства» он написал несколько песен, которые теперь известны широкой публике. Лет пять назад я устроила просмотр этой картины для молодых зрителей. Была уверена, что она произведет сильное впечатление. Но, к моему удивлению, многие уходили с просмотра. И только когда в конце фильма появился Высоцкий, юный зритель прилип к экрану. Тогда я поняла, что Владимир Семенович действует гипнотически и на нынешнюю молодежь.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Никита Высоцкий

«Высоцкий и мы»: тема размышления участников онлайн-беседы на площадке ZOOM, состоявшейся под эгидой Международного медиаклуба «Формат А-3». Накануне памятной даты —…… →

Фото
Видео
Статьи