События

24.08.2020, Для всех

Армен Гаспарян

24 августа в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» в эфире радио Baltkom состоялась онлайн-встреча с российским историком, радиоведущим, блогером и автором публицистических книг по истории России XX века Арменом Гаспаряном.

Тема для дискуссии под названием «Cкульптурный шок: что стоит за эпидемией борьбы с памятниками» была продиктована реалиями сегодняшнего дня, когда по всему миру идет волна борьбы с традициями, вековыми устоями и памятниками. Когда переписывание истории (в частности, итогов Второй мировой войны) стало трендом Европы XXI века. Беседа получилась очень динамичной, в течение всего эфира в студию постоянно звонили весьма подкованные в теме радиослушатели, а ведущие с трудом успели задать все вопросы, которые заранее поступили от латвийских и литовских журналистов, историков и общественных деятелей.

«То, что произошло за последний год, не должно в принципе никого удивлять: человечество активно к этому готовили на протяжении очень многих лет, - отметил Армен Гаспарян. – Та волна вселенской толерантности и любвеобильности, все эти «понять и простить», а желательно еще «покаяться и заплатить» рано или поздно должны были привести к пересмотру собственного прошлого. США, которые стали локомотивом вселенской истерии, закономерно начали борьбу с культурно-историческим наследием. В этом плане, конечно, поражает тотальная неграмотность подавляющего большинства людей, которые взялись бороться против рабовладельческого Юга в эпоху гражданской войны в США. Хотя, например, очень многие генералы армии южан не были рабовладельцами, а напротив, рабовладельцами были командующие армией северян. Но для протестущих это не принципиально. Главное провозгласить. И это еще только начало.

Жертвой вселенской борьбы пал оскароносный фильм «Унесенные ветром». Изъяты из ротаций в США многие музыкальные произведения, изымается определенная символика, страдают компании по производству одежды. Конца и края этому нет. Ну, разумеется, если в США началась подобного рода азартная дискотека, то она не могла не перекинуться на весь остальной мир. Мы видим прыжки и ужимки вокруг памятников в Великобритании, Франции, в некоторых городах Германии. Но что на выходе им хочется получить? С историей можно бороться до остекленения, но историю нельзя переиграть. Она уже свершилась. Нравятся какие-то люди или нет, но они уже - часть этой истории. Попытки переиграть этнокультурное наследие обречены на тотальный крах. Наблюдать за всем этим досадно и больно.

Мне жалко героев Юга - Паркера, Ли и Джесси Джеймса, могилу которого они, наверное, сначала сравняют с землей и только после этого угомонятся. При том, что американцы сами его и воспели - это же не Рижская киностудия или киностудия Горького наснимала фильмов про американского Робин Гуда, а именно Голливуд сделал Джеймса брендом США. А что в итоге? Кто встанет на его место? Американцы сами о таких мелочах вообще не задумываются. Такое ощущение, что главная цель – сокрушить и демонтировать, а что будет дальше, уже не принципиально».

По мнению Армена Гаспаряна предпринимать меры по противостоянию этой вселенской борьбе с прошлым, однозначно являющейся одним из инструментов мировой политической борьбы, должно непосредственно само общество.

«А что касается государственной политики по демонтажу культурно-исторического наследия, то я бы просто хотел напомнить, что в истории 20-го столетия такой пример уже был. Я имею в виду Третий рейх и его канцлера Адольфа Гитлера. Он чего только не делал с точки зрения выкорчевывания культурно-исторических ценностей германского народа. И выставку «дегенеративного искусства» проводил, и книги сжигал, и всевозможным насмешкам подвергал музыкантов и философов. А в результате, что получилось? Человечество перестало читать Томаса Манна? Нет! Человечество изменило свое отношение к Рембрандту, которого обозвали живописцем гетто? Нет! Здесь надо понимать, что с точки зрения глобальной истории сиюминутные успехи по насаждению странных идей могут оказаться ничем.

Если варварским способом уничтожать собственную историю, то ничего хорошего это не даст. Можно сколько угодно замалчивать какие-то сюжеты или персоналии, но они при этом никуда из истории не исчезнут».

Одной из ключевых тем дискуссии стал памятник Освободителям в Риге, поскольку на данный момент существует целый ряд инициатив со стороны правящих партий Латвии по поводу его демонтажа. С учетом того, что несмотря на все запреты властей 9 мая в Риге празднуется с особым масштабом, руководитель акции «Бессмертного полка в Риге» попросила гостя дать свой прогноз о судьбе памятника.

«Вы лучше меня знаете, сколько петиций было собрано противниками этого памятника за последние десять лет. Вопрос степени защиты этого памятника надо решать на политическом уровне. И здесь я не вижу степени заинтересованности латвийской политики. Я видел, конечно, заявления партии «Согласие», депутата Европарламента Татьяны Жданок и Русского Союза Латвии. Но это все не политические субъекты для Латвии, а решения принимаются в стенах парламента. И защитники памятника должны добиваться своей собственной субъектности в политике. Дело еще и в том, что латвийское государство за последние тридцать лет написало свою историю. И эта история трактует события достаточно однозначно, там нет места другим точкам зрения, и, соответственно, этот памятник противоречит официальной государственной политике. Я хочу напомнить, что у вас в Риге существует Музей оккупации, а памятник Освободителям находится в прямом противоречии с экспозицией, которая представлена в этом музее.

Как бы мне не было горестно - а я делаю все от себя возможное, чтобы об этом рассказывать и делаю это на протяжении очень многих лет - но я понимаю, что ни от меня, ни от моих коллег ничего не зависит. Только от граждан Латвии, которые должны понимать, что при их условном молчании или бездействии этого традиционного места паломничества 9 мая в Риге может просто в какой-то момент и не стать. Как сказал в свое время Борис Викторович Савенков: если мы не занимаемся политикой – это не означает, что политика не будет заниматься нами».

В ответ на вопрос, почему Россия активно не противодействует свершенным или готовящимся актам вандализма, Армен Гаспарян справедливо отметил, что Латвия, Литва и Эстония входят в Европейский Союз и прежде всего руководствуются своим законодательством и нормами, принятыми в ЕС. Россия не в праве вторгаться в сферу независимых государств.

«Мы можем высказывать, и мы высказываем свое категорическое несогласие с частью государственной исторической политики, которая происходит в странах Балтии. А как можно противодействовать активно? Можно вводить санкции, можно вносить в определенного рода списки определенных деятелей, которые запятнали себя борьбой с памятниками и занимались тем, что не достойно человека. Но принципиально от этого ничего не поменяется. В странах Балтии - это во многом государственная позиция. И эта позиция оскорбительна не только для русских людей, живущих в России. Это в первую очередь, плевок в душу здравомыслящих людей внутри стран Балтии.

Национальная гордость должна проявляться не в борьбе с памятниками, а в развитии собственной государственности и собственной нации. Месяц назад мне показали демографический отчет о состоянии в Латвии, и ситуация, мягко говоря, безрадостна. О каком же тогда национальном чувстве идет речь?

Хочется верить, что государства Балтии все-таки извлекут уроки из собственного прошлого. Но для этого это прошлое надо начать изучать. Не по сборникам сказок, а по серьезным источникам. Мне бы очень хотелось, чтобы эти государства состоялись».

В продолжение темы о борьбе с собственной историей журналист из Литвы Альгис Каланта поинтересовался у гостя, что он думает по поводу недавнего заявления судьи Конституционного суда Российской Федерации Константина Арановского, который назвал Советский Союз «незаконно созданным государством» и добавил, что Российская Федерация была создана не как преемник СССР, а «вместо и против» него. По его мнению, Россия рано или поздно придет к законодательному осуждению советского периода — пусть и позднее, чем другие пострадавшие страны.

«Во-первых, говорить о законности в эпоху революции по крайней мере странно. Во-вторых, СССР создавался после революции и гражданской войны. И создавался как государство диаметрально противоположное Российской империи. Современная Россия не является правопреемником Российской империи или Российской республики, которая существовала с марта по ноябрь 1917 года. Современная Российская Федерация является правопреемником Советского Союза. Что касается осуждения – это вечный вопрос полемики внутри российского общества. Для меня же все невероятно просто: подавляющее большинство граждан современной Российской Федерации – это наследники людей, которые жили в Советском Союзе. Соответственно, осуждая что-либо, вы автоматически должны будете начать осуждать собственных дедов и прадедов. Я лично не готов и никогда не стану осуждать собственного деда-фронтовика. Это моя принципиальная позиция. Полагаю, что подобную позицию занимает примерно 95% граждан РФ».

В процессе дискуссии не смогли не затронуть актуальную тему протестов, происходящих в Белоруссии. Памятники там пока еще не сносят. Или все впереди?

«Это зависит от того, как будут развиваться события. Я бы хотел напомнить, что 12 августа один из лидеров белорусской оппозиции написал достаточно знаковый пост у себя в фейсбуке о том, что в случае их победы музей Великой Отечественной войны в Минске (замечательный совершенно музей!) должен быть переименован в музей советско-лукашенковской-путинской оккупации. Многие настроены весьма решительно, чтобы идти, в частности, по украинскому сценарию. Пока у них подобного рода возможностей нет. Я надеюсь, что здравого смысла и одним, и другим хватит, и Белоруссия не будет брошена в кровавый хаос, который мы наблюдаем уже который год на Украине».

Армен Гаспарян отметил также, что в ближайшие месяцы подобные протесты могут начаться в Молдове, где на ноябрь запланированы президентские выборы.

Отвечая на вопрос о сходстве и различии белорусских событий с украинскими, гость отметил, что история Майдана в Белоруссии не повторится.

«Для повторения Майдана должны быть спонсоры в лице олигархов и финансовое влияние из-за рубежа. В случае с Беларуссией мы этого не видим. Там вообще нет олигархов, там есть достаточно обеспеченные бизнесмены, которые как раз и являются спонсорами этих протестных акций. Но этого крайне недостаточно. Второй момент: для того, чтобы был Майдан, должны быть лидеры, которые готовы повести за собой людей. А первое, что сделала Тихановская – уехала в Литву. Это совсем не лидер революции. То, что мы наблюдаем в координационном совете белорусских оппозиционеров - это истерика беременных гимназисток, а не руководство революционным движением. То они говорят, что вообще политикой не занимаются. То делают заявление, что власть к ним жестко относится…

Третий момент – для Майдана нужна жесткая идеология. А у белорусской оппозиции ее нет. И наконец, четвертый: должна быть слабая власть. А Лукашенко сразу показал, что он не Янукович. И если в этот момент не начинаются вливания идеологов, то дискотека заканчивается. А идеологам этих движений сейчас не до Белоруссии, у них существуют свои проблемы в условиях 2020 года.

И последнее. То, что получилось в Белоруссии, очень напоминает фильм «Корона российской империи», где два претендента на русский престол спорят, кто из них в большем родстве с Романовыми. Существует уже два белорусских правительства в изгнании. Одно возглавляет Тихановская, а второе существует с 1917-го года – я имею в виду Белорусскую Народную Раду. А есть еще не зарегистрированное белорусское польско-литовское правительство. Это не революция, это посмешище».

Чтобы вернуться к основной теме встречи и закончить дискуссию на позитивной волне, Армена Гаспаряна попросили прокомментировать высказывание латвийского профессора Сандры Вейнберги, которая назвала памятник Пушкину в Риге нелепым и ненужным, поскольку Пушкин никогда не был в Риге.

«Вот со всем уважением к женщинам, я боюсь, что эту профессоршу не будут вспоминать через двадцать лет после ее смерти, а Пушкина помнят и читают во всем мире две сотни лет. Выводы каждый может сделать сам».

Возможно, госпожа профессор не в курсе новых модных современных трендов и не знает, что нападать на Пушкина, у которого были в роду жители Африки, весьма опасно…

В онлайн-встрече принимали участие латвийские историки Виктор Гущин, Влад Богов, Олег Пухляк, педагог и общественно-политический деятель Маргарита Драгиле, латвийские и литовские журналисты. Вели эфир руководитель проекта "Культурная линия" Ольга Авдевич и журналист Наталия Захарьят.

 

Комментарии

08.02.2024, 01:27 Josette
I'm impressed, I must say. Seldom do I come across a blog that's equally educative and
interesting, and without a doubt, you have hit the nail on the
head. The issue is an issue that too few folks are speaking intelligently about.
I am very happy that I came across this during my hunt for something concerning this.
12.04.2024, 06:56 januvia kaufen ohne Rezept - Ist das legal
Hello, i think that i saw you visited my website thus i came to “return the favor”.I'm attempting
to find things to enhance my website!I suppose its ok to use some of your ideas!!

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*