События

Елена Цыплакова: «Если либеральные кинодеятели у себя на кухне матерятся, это не значит, что это можно делать с экрана»

Елена СМЕХОВА, "Суббота" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Народная артистка России Елена Цыплакова о киноролях, современном театре и неравнодушных людях.

В рамках проекта «Культурная линия» на радио Baltkom состоялась онлайн-встреча с народной артисткой России Еленой Цыплаковой. «Суббота» приняла участие в видеорадиомосте между Ригой и Калининградом, где сейчас Елена как режиссер снимает фильм «Несломленная».

Эту актрису мы впервые увидели на экране тоненькой большеглазой девочкой с пушистой косой. После фильма «Не болит голова у дятла» Динары Асановой за ней прочно закрепился титул принцессы советского кино. Позже последовали не менее знаковые роли в картинах «Ключ без права передачи», «Школьный вальс», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Гардемарины, вперед!», «Мы из джаза», «Приключения принца Флоризеля», «Адам женится на Еве»...

Сегодня в актерском багаже Елены Цыплаковой свыше 50 киноролей и 13 картин, которые она сняла как режиссер. А еще Елена член-корреспондент Национальной Академии кинематографических искусств и наук России и главный режиссер Московского областного театра драмы и комедии.

Продолжение текста после рекламы

Бритая Офелия

- Елена, если бы в 14 лет вы случайно не встретились с Динарой Асановой, то, как вы думаете, возникло бы кино в вашей жизни? И вообще, насколько вы верите в случайности?

- Думаю, что кино в моей жизни вряд ли возникло бы. В школе меня привлекали точные науки, а стать актрисой - даже мыслей таких не было! Я очень благодарна судьбе за встречу с Динарой Асановой. А по поводу случайностей скажу вам словами одного из старцев: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога».

- Перед началом учебного года по ТВ вновь показали «Школьный вальс» - потрясающе щемящую историю о любви, взрослении, жизненном выборе...

- Сегодня эта история воспринимается по-другому. А тогда был шок: как это школьница забеременела?! Мне эта картина стоила студенческого билета, поскольку педагоги ГИТИСа очень не любили, чтобы студенты отвлекались на съемки в кино, и меня попросили уйти. Пришлось перевестись во ВГИК.

Этот фильм мне бесконечно дорог, потому что эффект после него был удивительным - со всей страны на студию стали приходить письма. А главное - огромное количество женщин после этой картины отказались делать аборты.

- Правда ли, что роль Кэтти в фильме «Д'Артаньян и три мушкетера» вам не нравится?

- Нет, мне нравится эта работа: она забавная, трогательная. Это был мой первый опыт работы в комедии. Просто во время съемок было обидно, что я не могла ходить на море: мне запретили загорать, чтобы лицо не покраснело. И еще - я долго репетировала в пыльном зале танец, который в итоге не понадобился. Режиссер сказал: «Просто попрыгай, покружись!» Поэтому уезжала я со съемок расстроенная: на море позагорать не дали, танец оказался не востребован. Но актерам все на пользу.

- Вы сыграли Агнию во "Взрослом сыне" - героиню, которая специально побрилась наголо, чтобы ее любили не за внешность, а за душу. Легко ли было расстаться с шикарными волосами ради роли?

- Это смешная история. Саша Панкратов-Черный снимал свой первый фильм. На роль Агнии он поначалу взял другую актрису, но когда дело дошло до того, чтобы побриться налысо, муж ей строжайше запретил это делать.

Саша позвонил мне глубокой ночью и попросил выручить. А у меня дипломный год, я репетирую Офелию. Саша говорит: «Ну будет бритая Офелия!» Звоню педагогу Льву Александровичу Кулиджанову, спрашиваю разрешения и слышу: «Да брейся на здоровье!» Потом, когда мы с Кулиджановым встречались в коридоре, он улыбался и вместо приветствия гладил себя по лысине. А вот другой педагог - Татьяна Лиознова - моего хулиганства не одобрила, на ее занятия я ходила в шапочке.

Самым обидным было то, что из отснятого материала в фильме осталась только одна сцена, где я бритая вхожу в комнату.

- В фильме «Мы из джаза» вокальные партии вашей героини исполнила наша замечательная певица Ольга Пирагс. Общаетесь ли вы сегодня?

- Ольга замечательная! Мы регулярно встречаемся на российских ток-шоу и переписываемся в социальных сетях. Картина «Мы из джаза» по результатам опроса журнала «Советский экран» была признана лучшим музыкальным фильмом 1983 года. Фильм купили в 56 странах - это был ошеломительный успех!

Кино мужское и женское

- Будучи ослепительной красавицей-актрисой и мечтой всех мужчин страны, вы в 90-е ушли за кадр, в режиссуру. Чем был продиктован этот шаг?

- Во-первых, меня всегда привлекал процесс создания фильмов. Я пришла в кино не с мечтой стать великой актрисой, мне было интересно все. Динара Асанова, которая была моим первым режиссером, позволяла мне приходить в монтажную, участвовать в процессе создания картины.

Во-вторых, у меня как у актрисы начались определенные сложности, связанные с моим физическим состоянием. Я перенесла серьезную болезнь, изменилась моя внешность, я стала полной... Но все-таки дело не в этом! Я пошла второй раз учиться во ВГИК на режиссерский факультет, еще работая в Малом театре. Мне просто интереснее режиссура.

- Считаете ли вы обоснованным разделение своей профессии по половому признаку - на мужскую режиссуру и женскую?

- Все, что касается кино или театра, - это духовная сфера, а не плотская. А у духа нет понятий «мужское» и «женское». Посмотрите, сколько у нас замечательных женщин-режиссеров, и с каждым годом их становится все больше. Иногда они снимают жесткие, вполне мужские картины. При этом есть мужчины, которые снимают такое ювелирно-кружевное кино, что можно подумать будто его снимала женщина.

- Берлинский кинофестиваль подвел актеров и актрис под единый средний пол и больше не будет разделять призы за лучшую мужскую и лучшую женскую роль. Что вы думаете по этому поводу?

- Для меня как для человека верующего это все бред, гендерное сумасшествие. Люди хотят поправить Творца, который сотворил мужчину и женщину - каждого со своим предназначением в жизни. В кино есть женские и мужские роли, и их необходимо оценивать отдельно. Это как в семье, где должны быть мама и папа. А не «родитель номер один» и «родитель номер два», как нам хотят внушить сегодня.

- Прошлым летом вы возглавляли жюри международного фестиваля короткометражных фильмов Балтии Open Place, который проходил в Латгалии. Как вам работалось с коллегами из Прибалтики? Отражается ли напряженность в отношениях между странами на отношениях кинематографистов?

- На мой взгляд, нет. Мы с огромным удовольствием общались. У нас не было никаких проблем, все было приятно и радостно. В свое время я объездила все бывшие республики СССР, и для меня вся страна была родной. Это потом все разделилось...

Цинизм, который зашкаливает

- Что вас радует и что огорчает в современном российском кинематографе?

- Радуют хорошие артисты. А огорчает то, что сегодня появляется слишком много коммерческого кино - не очень интересного и не очень духовного. Российскому кино, на мой взгляд, все-таки свойствен особый материал. Я люблю фильмы, которые берут человечностью. В этом мнении я не одинока: много общаюсь со зрителями, люди подходят ко мне на улицах, рынках, в магазинах, мы разговариваем... И могу вам сказать, что основная масса зрителей соскучилась по добрым, светлым картинам.

У меня была интересная история на фестивале «Сталкер», где я уже много лет являюсь членом жюри. Мы не дали никакого приза картине «Текст», которая на других фестивалях получила очень много призов. Я вышла на сцену и сказала: «У нас фестиваль правозащитного кино, и мои права как немолодой и воспитанной женщины нарушаются, когда я слышу с экрана мат».

К сожалению, наши либеральные кинодеятели к подобным фильмам хорошо относятся. Но если они у себя на кухне матерятся, то это не значит, что это можно делать с экрана или сцены.

 

- Сегодня в Москве оказались обезглавлены сразу несколько театров: Театр им. Моссовета, Ленком, "Содружество актеров Таганки". А там, где на смену мэтрам пришли новые художественные руководители - МХТ им. Чехова, МХАТ им. Горького, «Современник», - сплошные скандалы. Что это? Закат российского театра? Кризис режиссуры или репертуара?

- Все, что вы перечислили, начиная с человеческого фактора, когда кто-то кому-то не нравится. Но есть и другая причина. Экономический план государственного театра - это ужасно. Я не думаю, что долго удержусь в своей должности в театре: то количество документов и планов, которые сейчас требуют от руководителя, ведет прямиком к тому, чтобы театр умер. Так же история с репертуаром.

Я предлагаю поставить Горького, а директор говорит: «На него не пойдут, он коммерчески невыгодный». За зрителя сегодня все время решают, что ему нравится, а что нет. Это происходит не только в театре, но и в кино. Но ведь зритель не дурак!

Моя подруга с телевидения собирала материалы про интересных людей. Пришел продюсер и говорит: «Что вы мне всякую муть несете? Мне нужен материал для быдла из спальных районов!» Понимаете?.. Я сама живу в спальном районе и не считаю себя быдлом. И своих соседей тоже. Уровень цинизма сегодня просто зашкаливает.

«Девочек жалко...»

- Вы член-корреспондент Академии кинематографических искусств и наук России. Что как педагога вас радует в современной молодежи?

- Актер - это не просто человек, который исполняет какие-то роли, - это в первую очередь личность. Все великие актеры - очень яркие и глубокие личности. Должно быть яркое желание что-то сказать через свою профессию. То, что закладывает артист в роль, те мысли, которые он хочет послать, или, как сейчас говорят, мессидж, - это чрезвычайно важно.

Сегодняшние ребята умные, талантливые, у них масса энергии. Правда, жалко девочек: сегодня пишется мало красивых и романтических женских ролей. Очень много материала жесткого и страшного.

- Фильм «Несломленная», который вы сейчас снимаете, не жесткий и не страшный?

- Это мелодрама, очень интересная, с замечательными актерами. Главная героиня фильма - молодая женщина, которая не ломается в трудных ситуациях. Ее играет актриса Марина Коняшкина, очень светлый и добрый человек. Также в картине снимаются Юра Беляев, которого я бесконечно люблю еще с «Семейных тайн», и совершенно прекрасный актер Илюша Носков. У нас гениальный оператор Дмитрий Масс, который снял феерические картины. Я наслаждаюсь съемками и чудесным калининградским пространством. Работа должна приносить радость.

Знаете, когда я уехала из Ленинграда учиться в Москву, папа прислал мне письмо, в котором была такая фраза: «Не отпусти радости труда, чтобы не обрести бремени существования». Творчество должно быть радостным по духу. Всегда. Даже тогда, когда ты хочешь показать людям какие-то страшные вещи. Потому что это помогает выжить.

- Что вы больше всего цените в людях?

- Самый страшный порок - это равнодушие. Можно пережить любую обиду, но равнодушие убивает. Я люблю людей неравнодушных, стараюсь с ними дружить и общаться. Когда можно хоть чем-то кому-то помочь, жизнь становится прекраснее. Поэтому я стараюсь всегда откликаться, когда кто-то обращается за помощью, - будь то детский дом или фонд поддержки соотечественников. Популярность в этом очень помогает.

Пять фактов

* Елена Цыплакова родилась 13 ноября 1958 года в Ленинграде в семье художников Зои и Октября Цыплаковых. Поэтому отчество у нее необычное - Октябревна.

* После окончания вуза Цыплакова два года проработала в Малом театре, сыграла Аню в «Вишневом саде», Лизу в «Горе от ума», но совмещать театр и съемки в кино не было возможности.

* Во время поездки с киноделегацией по Африке актриса заболела малярией. Долго лечилась, пришла к вере.

* 30 лет назад Елена Цыплакова дебютировала как режиссер. Дебют оказался удачным - за фильм "Камышовый рай" она получила приз на МКФ в Сан-Себастьяне.

* Нынешний брак у актрисы третий по счету. А первый был зарегистрирован во время гастролей Малого театра в Риге. Свидетелями были актер Борис Галкин и Ирина Печерникова, но этот брак продлился меньше года.

Комментарии

26.01.2024, 23:18 aankoop van oracefal in Brussel
We're a gaggle of volunteers and opening a new scheme in our community.
Your website offered us with valuable information to work on. You've done a formidable task and our whole group will likely be thankful to you.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Елена Цыплакова

В День российского кино, 27 августа, в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» в прямом эфире радио Baltkom состоялась…… →

Видео
Статьи