События

14.09.2020, Для всех

Владимир Вигилянский

Первым гостем осенней онлайн-встречи в рижском клубе «Культурная линия» при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» стал один из сильнейших спикеров Русской Православной Церкви, член Союза писателей и Союза журналистов России, публицист и литературный критик, популярный миссионер и блогер, бывший руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ и преподаватель Сретенской духовной семинарии протоиерей Владимир Вигилянский.

Эфир традиционно проходил на радио Baltkom и абсолютно незапланированно совпал с праздником Церковного новолетия, который отмечается 14 сентября. Информационным поводом для прямой линии послужил выход новой книги отца Владимира под названием «Русский ключ», представляющей собой сборник эссе на 800 страницах и поднимающей глобальные проблемы современного мира, самые острые из которых – русофобия и антихристианство. Тема встречи, как следствие, была посвящена современным мировым фобиям и вызвала колоссальный интерес как у латвийских и литовских журналистов и общественных деятелей, так и у российских и молдавских коллег, которые впервые в истории онлайн-формата «Культурной линии» приняли столь активное участие в эфире латвийского радио.

Кроме того, если учитывать, что только в фейсбуке страница отца Владимира насчитывает более 28 000 подписчиков и среди них около сотни являются представителями Латвии, количество вопросов, адресованных гостю, побило все рекорды. Отец Владимир, презентуя свою книгу, в свою очередь, отметил, что открыл для себя фейсбук без малого шесть лет назад. За это время на своей странице он опубликовал около 1700 постов, написанных в жанре эссе. Многие из его эссе получают свыше тысячи перепостов. Пятьсот из них вошли в сборник «Русский ключ», выпущенный в издательстве Сретенского монастыря.

«Почему книга называется «Русский ключ»?... Почему именно русский? Мне предъявляют некоторые претензии по этому поводу - мол, а что есть какой-то английский ключ, или еврейский, или латышский? Но в данном контексте я вкладываю в слово «русский» историческое понимание. Потому что русский человек на протяжении тысячи лет жил на изломе. Он не мог заниматься большей частью своей частной жизнью. Потому что на его земле бушевали раздоры - монгольское иго, революции, гражданские и захватнические войны.

Русский человек – это человек, всегда стоящий перед выбором, как ему вести себя во взаимоотношении с властью и как быть во взаимоотношениях с обстоятельствами. И он всегда выбирал христианскую веру для спасения себя и для спасения своего Отечества. Это то бревнышко или та соломинка, за которую он держался. Наша цивилизация не погибла именно потому, что русский человек даже в самых страшных обстоятельствах, которые были в истории, всегда держался за веру».

Практически сразу после выхода своей книги отец Владимир получил замечание, что слишком много уделил в ней внимания проблеме русофобии и в целом преувеличивает это явление в истории и современном мире. Что отвечает своим оппонентам священник? - поинтересовались радиослушатели.

«У меня очень много ближайших друзей евреев. И они постоянно видели везде какой-то антисемитский душок. А я им говорил: вы преувеличиваете проблему антисемитизма, я ее не вижу. На что они отвечали, что для того, чтобы понять, что такое нелюбовь к твоей нации, надо принадлежать к этой нации. Тоже самое с русофобией. Мы, русские, тоже претерпевали гонения только за то, что принадлежим к своей нации. Я лично не терплю никакие рассуждения, связанные с коллективной национальной виной только потому, что некоторые люди, у которых репутация отвратительна, принадлежат к этой нации. Я не терплю, когда говорят нечто подобное про армян, про поляков, про цыган. Я чутко реагирую на подобные вещи и вижу, что русофобия, ненависть к русскому, к России, предвзятое к ней отношение и очень странные обобщения начинают быть похожими на то, что писали о русских такие известные русофобы как Карл Маркс, Альфред Розенберг и идеологи фашизма.

Ну, например, я написал такое эссе: взял выступление госпожи Алексиевич при вручении Нобелевской премии и просто технически заменил в ее речи русских на евреев. И получилось абсолютно погромное, бесстыдное поношение нации… Я предупредил читателей о подмене, не вбросил фейк, и все стало очевидно. Поэтому люди, которые держат нос по ветру, особенно наши либеральные русскоязычные писатели, они чуют, что русофобские тексты и темы – это та пища, которую с удовольствием съедят в Европе. Так и получилось с госпожой Алексиевич. Поэтому я ненавижу человеконенавистнические тенденции, которые проявляются в запрете на тот или иной язык, в коверкании истории и пренебрежительном отношении к той или иной нации. И всегда будут выступать против этого».

Отвечая на вопрос о том, что думает гость о научных исследованиях на тему русской цивилизации, отец Владимир отметил, что все обобщения «хромают на обе ноги» и он готов согласиться с теми критиками, которые говорят, что та или иная цивилизацией и свой «русский мир» есть в любой стране.

«Стремление к самостоятельности, любовь к своей родине и языку свойственны очень многим нациям, и я их поддерживаю. Но это не значит, что нужно вообще стирать все грани. Мировоззренческий метафизический космополитизм я никогда не поддерживаю. И с ужасом вижу тенденцию унификации всех народов и всех наций в Европе. И с ужасом наблюдаю, что происходит в любимой мной Германии, где немецкий школьник не изучает сегодня немецкую литературу. Он изучает родной немецкий язык, но не литературу, потому что она входит только лишь составной частью в мировую литературу. Это насилие над культурой и историей Германии, которое, конечно, мне не нравится. Это тенденция. И я также вижу ее в России.

Я поддерживаю все разговоры о русском мире и русской цивилизации, только если они не переходят грани, отличающей любовь к своей культуре, нации и языку от осознания какой-то особой национальной исключительности и превосходства над другими нациями и другими языками. Меня всегда интересуют люди, которые находятся на грани. Я много изучал тех великих иностранцев, которые стали русскими. И я сам отчасти иностранец (по материнской линии – француз), эта тема мне очень близка. В России несколько десятков великих святых, которые были родом из Италии, Германии, Византии, Греции. У нас много русских святых – татар. У нас есть святые эскимосы! Это поразительная черта, которая свойственна вообще русской нации – принимать все, что связано со святостью.

Мы знаем, что метафизические проблемы не имеют никаких границ. Русские люди могут жить вдали от своей родины и оставаться послами русской культуры. Таковыми были первые волны русской эмиграции. Рассеяние нации по миру - это, конечно, плохо. Но на сегодняшний день только в одной Германии количество людей, считающих себя русскими, скоро достигнет пяти миллионов. А может это и неплохо?»

Отвечая на особо болезненный для Латвии вопрос, насколько важен родной русский язык для сохранения своей национальной идентичности, отец Владимир в первую очередь отметил, что нет ничего плохого в том, когда государство развивает любые формы закрепления своего родного языка. Но если делать это за счет унижения или дискриминации других языков (как на Украине и местами в Прибалтике) – ни к чему хорошему это не приведет.

«Это ошибочный путь. Если ради своего языка запрещать другие языки – это наложит печать неправедности и для нации, и для государства, и для самого языка».

Для большинства латвийских радиослушателей во время этого эфира стало хорошей новостью известие о том, что недавно в российском городе Пензе начались съемки документального фильма о cвященномученике Иоанне Рижском. Архиепископ Иоанн Поммер был выдающимся церковным и политическом деятелем начала XX века и, будучи главой Латвийской Православной Церкви и латышом по национальности, активно выступал за сохранение на территории Латвии русской культуры и русского языка и права русского населения Латвии. В Пензе владыка служил в годы Гражданской войны и оставил огромный след в истории города.

С вопросом о том, в чем сегодня заключается миссия священномученика Иоанна Рижского для Латвии и всего православного мира к отцу Владимиру обратилась научный консультанта фильма из Пензы Кира Аристова.

«Я имею честь быть носителем медали в честь священномученика Иоанна Рижского. И я не просто люблю этого святого священнослужителя, но и прочитал о нем большое количество книг, изучил его наследие, в том числе книги, изданные в Пензе. После мученической кончины святого Иоанна Рижского оставлено множество вопросов, много было намеренно затуманено. Одни писали, что это было политическое покушение, другие, что экономическое, третьи считали, что его убили за гражданскую позицию. И, конечно, сегодня пора уже поставить точку в расследовании его кончины, я уж не говорю об изучении его наследия. Поэтому я с большим интересом жду выхода этого фильма и распространения его жития, проповеди, писем, которые я тоже читал, и считаю очень большим благом.

Надо понимать, что в церкви нет никаких разделений. Вот я, например, служу в храме в честь римской мученицы Татианы. Ее почитание у нас в России намного больше, чем в Италии. И, действительно, нам надо опираться на те вещи, которые объединяют людей, а не разъединяют. И наши христианские святые – это как раз то, что объединяет всех нас, что мы должны ценить и что никогда не будет фактором разделения и всегда будет фактором соединения. В вере мы все одни, там нет ни эллина, ни иудея, и нет даже гендерного различия между мужчиной и женщиной. Как писал апостол Павел, во Христе мы все едины. И если это единство сохраняется, то надо и политикам на это посмотреть. Может, они найдут положительные примеры для жизни людей на земле из христианского мировоззрения».

В продолжение темы у гостя поинтересовались, возможно ли в будущем объединение трех восточных народов снова и не собираются ли в Белоруссии устроить церковный раскол, подобный украинскому?

«Иногда есть исторические обстоятельства, про которые говорят – нет худа без добра. Что происходило в Белоруссии в религиозном смысле? Чуть больше двадцати лет назад власти там решили, что сближение с католической церковью будет панацеей от тех нападок, которые в Европе были в отношении Белоруссии. И президент страны, и его правительство дало небывалую, непропорциональную свободу католической церкви. В Белоруссию приехали ксендзы, которые не знали ни русского, ни белорусского языка. Они говорили на польском. Им была дана полная свобода, им отдавали за бесценок здания под костелы, чтобы католическая церковь укрепилась. Однако выяснилось, что католическая экспансия в Белоруссии открыла определенные пути и даже путепроводы для проникновения других, чисто идеологических и политических процессов. Но почему я говорю, что нет худа без добра? Потому что католическая экспансия в Белоруссии не дала возможность раскольникам укрепиться. Раскольники есть, но они очень слабые. И этот белорусский автокефализм просто ничтожен. И только благодаря католикам!

Что касается объединения трех восточных народов... Во-первых, я лично - за это объединение. Во-вторых, по своему мировоззрению я склонен к монархизму. Но, увы, ни для того, ни для другого в ближайшее время даже предпосылок нет. Поэтому мы можем только в своих мечтах думать об этом. Политическое объединение возможно только тогда, когда это объединение будет в ментальном плане. Если этого объединения нет в культуре, религии и метафизических областях, то тогда и экономически, и политически это будет насилием над государствами и народами.

Вы видели какая идет борьба за веру и язык на Украине? А ведь вера и язык всегда вне каких-либо государственных рычагов управления. Это невозможно победить, кроме как насилием. И мы видим, как на Украине насильственно загоняют людей в ту или иную церковь, насильственно отбирают храмы, насильственно проповедуют ложь, что Украинская Православная Церковь молится на Путина и является агентом ФСБ. Русский язык запрещается в образовательной и культурной сфере. Книжки не издаются, фильмы запрещаются только потому, что там говорят на русском языке. Это самый настоящий фашизм. Этого не хотят замечать на Западе, открывая шлюзы фашистским явлениям… Для того, чтобы Европа стала опять нацистской? Эта тенденция абсолютно очевидна – через Украину особенно. Отчасти и через Прибалтику. Не в таком масштабе, но тем не менее эти процессы у вас тоже наблюдаются».

Отвечая на просьбу научить, как поступать с христианской позиции, если становишься свидетелем жесткого спора на тему политики на Украине или в Беларуси – вмешиваться или нет, отец Владимир отметил, что сам он, не будучи политиком, в политические баталии вступать не любит. Но считает, что если с целью решения политических вопросов убивают невинных стариков и детей, то молчание будет означать знак согласия с этими действиями.

«Так я лично оправдываю себя, когда я вмешиваюсь в разговоры об Украине. Но и не только. И на просторах нашей РФ. Если люди страдают от действий политиков, мы должны защищать людей или по крайней мере высказывать свое мнение, основанное на христинских принципах».

Отца Владимира спрашивали и об уроках коронавируса, и об анафеме Льва Толстого, и о скандалах, связанных с якобы излишними богатствами Церкви. В частности, был задан вопрос о том, почему каждые сутки в среднем в России возводится по три храма и не лучше ли направить силы и средства на другие богоугодные дела, поскольку старые храмы не так богаты паствой.

«Это ошибочное мнение. В России сегодня 32 000 православных храмов. По сравнению с дореволюционной ситуацией – это только четверть того, что было. Поэтому давайте мы выполним акт справедливости по отношению к тому, что было и что есть. Никакая церковь не строится на пустом месте. В строительство каждой церкви вовлечены сотни людей – их деньги, их желания, их вера, их молитва. Это народное дело. Это не навязанная сверху воля каких-то церковников, у которых карманы лопаются от денег. Строительство храмов – это всегда желание снизу. Это абсолютно народное дело. Гражданское дело. И мы не достигли еще и половины того, что было до революции».

В завершении вечера коснулись вопроса патриотизма, который в России сегодня очень многими либерально настроенными людьми воспринимается исключительно в отрицательном значении.

«Патриотизм – это желание самостоятельности, проявление любви к своей родине. А когда мы кого-то любим, мы любим их и грешными, и святыми. Вообще любовь плохой быть не может. Любовь - это определенная жертва. Когда человек любит свою культуру, свои ценности, свой язык, свою родину, место, где он родился и где родились его предки – что ж в этом плохого? Мы и так живем в эпоху полного оскудения любви. Так еще и чувства патриотизма предаются общественным порицаниям. Разве вы, русские, живя в Латвии не любите тех, кто любит свою родину? Конечно, вы их любите. Поэтому патриотизм это дело хорошее для всех наций».

В онлайн-встрече принимали участие руководитель Союза неграждан и граждан Латвии Владимир Соколов, глава Русского общества Латвии Татьяна Фаворская, главный редактор газеты «МК Латвия» Маргита Спранцмане, историк Александр Малнач, доцент Пензенской духовной семинарии Кира Аристова, журналисты из Латвии, Литвы и Молдовы. Вели эфир журналисты проекта "Культурная линия" Ольга Авдевич и Наталия Захарьят.

Facebook - https://www.facebook.com/mediaclubFormatA3
Instagram https://www.instagram.com/media_club_format

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*